Правовые системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 14:25, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование правовой системы государства. Для достижения указанной цели на решение ставятся следующие задачи:
1. Раскрыть понятие правовой системы государства.
2. Привести классификацию правовых систем.
3. Охарактеризовать англо-американскую и романо-германскую правовые системы.
4. Дать характеристику мусульманской правовой системы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие, структура и классификация правовых систем.
1.1. Понятие и структура правовой системы……………….…………….......5
1.2. Классификация правовых систем………………….……………………..8
Глава 2. Основные правовые системы мира.
2.1. Характеристика англо-американской правовой систем……………… .11
2.2. Характеристика романо-германской правовой системы…..……...……17
2.3. Характеристика мусульманской правовой системы……..………..……26
Заключение……………..……………………………………………………... 35
Список литературы…………………..………………………………...………36

Работа содержит 1 файл

курсовик по ТГП.doc

— 179.00 Кб (Скачать)

  Таким образом, мы видим, что различные  страны романо-германской правовой семьи объединены в настоящее время единой концепцией правопонимания, несмотря на некоторые различия, касающиеся структурных элементов права и юридической техники изложения и применения правовых норм16. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3 Характеристика  мусульманской правовой системы. 

  Мусульманское право – одна из самостоятельных  правовых систем современности, которая является частью мировой правовой культуры. В настоящее время в мире нет ни одной исламской страны, правовая система которой не испытывала бы влияния норм шариата (определенным исключением является лишь Турция). Вместе с тем ни в одной из указанных стран мусульманское право ныне не является единственной системой действующих правовых норм17.

  Мусульманское право возникло как часть шариата. Шариат («прямой путь») – это совокупность обращенных к людям обязательных к соблюдению норм и предписаний, установленных Аллахом и переданных им через Пророка Мухаммада. Нормы шариата регулируют вопросы поведения мусульман в повседневной жизни в их отношениях между собой и с властью.

В шариате  религиозная идея очень тесно  взаимодействует с правовым началом.

  Шариат как религиозная система законодательства была создана ранними мусульманскими учеными-правоведами постепенно на основе главных источников ислама – Корана и Сунны. Шариат явился результатом человеческой интерпретации этих текстов и логических построений, сделанных на их основе18. Анализ входящих в состав шариата правил поведения позволяет представить его в качестве всеобъемлющей системы социально-нормативного регулирования. Центральная идея шариата заключается в строгом соблюдении установленных Аллахом дозволений и запретов, которые не могут быть нарушены ни властями при принятии законов, ни людьми в их действиях. Анализ положений Корана и Сунны позволяет сделать выводы, что шариат призван служить интересам человека и удовлетворять его мирские потребности.

  История мусульманского права начинается с Пророка Мухаммада, жившего в 570–632 гг. на Аравийском полуострове, который адресовал от имени Аллаха некоторые основные правила поведения, содержащие разъяснения всего сущего и руководство к пути праведному для верующих.

    Другие юридически значимые нормы  сложились в результате жизнедеятельности, поведения Пророка Мухаммада.

  На  дальнейшее развитие мусульманской  правовой системы существенное влияние оказали мусульманские правоведы и кадии (судьи). В VIII–X вв. были разработаны единые для всех мусульманских правовых школ общие положения и принципы. Эти нормы-принципы придали мусульманскому праву логическую целостность и стройность, что значительно повысило его регулятивный потенциал. Юридическая доктрина и по настоящее время продолжает оказывать определенное воздействие на правовую систему стран исламского мира.

  Новый этап в развитии мусульманского права  связан с установлением законодательного процесса. В XIX в. в странах с мусульманской правовой системой активизировался процесс становления законодательства и возросла его роль в нормативном регулировании общественных отношений. В настоящее время в большинстве стран мусульманского мира роль шариата минимизирована.

  На  современном этапе развития в  странах мусульманского мира активно идет процесс заимствования норм других правовых систем, особенно европейской правовой системы. Это связано с тем обстоятельством, что европейская цивилизация и культура оказывают существенное влияние на многие мусульманские страны. С принятием европейской модели национального государства европейская правовая система стала нормой и во внутреннем законодательстве, и в международных отношениях, а в компетенции шариата остались только семейное право и система наследования. В Турции, например, практически уже не действуют нормы мусульманского права, а в некоторых странах (Алжир, Египет, Сирия и др.) мусульманское право сохранилось в отдельных сферах социальных отношений. В странах, где господствуют исламские фундаменталистские позиции (Иран, Пакистан, Афганистан, ЙАР, Ливия, Судан), мусульманское право имеет большее влияние. Нормы мусульманского права регулируют многие вопросы гражданского, семейного, государственного, уголовного и других отраслей права. Здесь наблюдается своеобразный ренессанс мусульманско-правовой культуры, возврат к традиционным исламским ценностям19.

  Источники мусульманского права. В основу мусульманского права легли: 1) Коран, 2) Сунна Пророка, 3) иджма и 4) кияс.

  Основным  источником мусульманского права служит Коран (Священное Писание). Коран является для мусульман высшим законом. Коран – последнее по времени Божественное Откровение, ниспосланное Пророку Мухаммаду в VII в. н.э. и адресованное всему человечеству. В Коране каждому человеку, независимо от вероисповедания, даются надежные ориентиры к праведному пути в жизни. Коран – важнейший памятник мировой культуры. Он состоит из 114 сур (сура – глава), а каждая сура разделяется на стихи (айаты). Книга написана рифмованной прозой, что делает ее приятной для чтения. Коран – это не только духовная книга, но и нравственно-юридический кодекс, включающий вопросы религиозно-нравственного, гражданского, уголовного и государственного права. Однако нужно отметить, что в Коране нет систематического изложения основных начал права. Здесь различные положения нравственного и юридического характера имеют смешанное выражение. Систематизировать различного рода постановления, выносимые по разным частным случаям, – задача законоведа.

  О Коране как высшем источнике права  говорится в самой книге: «Воистину, ниспослали Мы тебе, Мухаммад, Писание как Истину,чтобы разбирал ты тяжбы между людьми посредством того, чему учил тебя Аллах» (4: 105)20.

    «Повествование Наше (речь идет  о Коране) — не рассказ вымышленный, а подтверждение тому, что было до него (речь идет о Торе и Евангелии), разъяснение всего сущего, руководство к пути прямому и милость для верующих» (12: 111).

  «Ниспослали Мы Коран книгой установлений на языке  арабском»

  (13: 37).

  «Ведь ниспослали Мы тебе Писание в разъяснение  всего сущего, как руководство к пути прямому» (16: 89).

  «Вот  сура, которую ниспослали Мы и предложили (людям). Ниспослали Мы в ней айаты ясные: быть может, внемлете вы (им)» (24: 1).

  «Воистину, разъясняет Коран сей сынам Исра’ила большую часть того, о чем препираются они друг с другом. Воистину, Коран – руководство к пути прямому и милость для верующих. Воистину, рассудит Господь твой между ними Судом Своим (правым)» (27: 76–78).

  По  мнению авторитетных мусульманских  правоведов, юридические положения Корана находим в определенном количестве его строф (мусульманские юристы называют их «правовыми строфами»). Различают строфы, которые устанавливают личный статус (их 70), строфы, касающиеся «гражданского права» (также 70), строфы уголовно-правового характера (30), строфы, регламентирующие судебную процедуру (13), «конституционные» строфы (10), строфы, касающиеся экономики и финансов (10), и наконец, строфы, относящиеся к «международному праву» (25)21.

  Вторым  источником мусульманского права является Сунна Пророка (сборник хадисов). В случае, когда в Коране нет ответов на те или иные

спорные вопросы, обращаются к Сунне13 (предания о поведении, поступках,

образе  мыслей и действиях пророка Мухаммеда). Сунна складывалась на

протяжении  нескольких веков (с VII по IX вв.). Как  и Коран, Сунна содержит

нормы нравственно-юридического характера. В хадисах прежде всего представлены конкретные казусы, случаи из жизни Мухаммеда. Авторитет преданий непоколебим, но если предание противоречит Корану, то кадий (судья) обязан следовать последнему. Если два предания противоречат друг другу, то нужно следовать тому, которое содержит позднейшее по времени действие или изречение Мухаммада.

  Третьим источником мусульманского права является иджма (консенсус) – общее решение авторитетных мусульманских законоведов, составленное для разъяснения и применения Корана и Сунны.

  Четвертый источник мусульманского права –  кияс (суждение по аналогии). Кияс представляет собой обычное решение по аналогии. В мусульманских странах решение по аналогии приобретает особый смысл и значение, так как оно основано на идее, имеющей абсолютный и неоспоримый характер. Кияс имеет самостоятельное юридическое значение, соответственно и выступает отдельным источником права.

  Общая характеристика и структура мусульманского права.

  Мусульманское право представляет собой целую систему очень детализированного права. Тесно связанное с религией и с цивилизацией ислама, оно имеет весьма оригинальное строение. Особенность мусульманского права, отличающая его от других правовых систем, заключается в сочетании в нем религиозного и собственно юридического начал, что проявляется в специфике его источников и структуры, механизма действия и правопонимания. Другая черта мусульманского права – это его тесное взаимодействие с местными традициями и обычаями, сочетание в нем детализированных индивидуальных решений с общими принципами22.

    В мусульманском праве получили  закрепление такие естественные права человека, как: право на жизнь, право на свободу вероисповедания, право на собственность, право на создание семьи, право на свободу мысли, право на образование и др. Эти права подчеркивают мирскую направленность природы мусульманского права. Нормы и принципы мусульманского права, регулирующие мирские взаимоотношения людей, являются не только достоянием мусульман, но и вкладом в общемировую правовую культуру.

  Большое внимание в мусульманском праве  придается обеспечению индивидуальных прав, в частности, праву собственности, которая не может быть отчуждена без правового основания.

  Мусульманское право предоставляет человеку достаточно широкую свободу действий, закрепляя принцип: «Дозволено все, если иное не предусмотрено Кораном или Сунной». Демонстрируя заботу об индивидуальном праве, однако, мусульманское право следит за тем, чтобы оно не использовалось в ущерб интересам других и общему благу.

  В Коране четко прослеживается идея справедливости, которая должна быть положена в основу межличностных отношений и разрешения споров между индивидами.

  «Воистину, велит Всевышний судить по справедливости, когда разбираете вы тяжбы» (4: 58).

  «Когда  выносите вы суждение, будьте справедливы, если даже дело касается родственника вашего» (6: 152).

  «Воистину, велит Аллах творить справедливость» (16: 90).

  «Уверовал я в Писание, Богом ниспосланное, и велено мне судить по справедливости между вами» (42: 15).

  «Примирите их по справедливости и действуйте беспристрастно. Воистину, угодны Господу справедливые» (49: 9).

  «Прежде отправили Мы посланников Наших  со знамениями ясными и ниспослали с ними писания и весы, чтобы придерживались люди справедливости» (57: 25).

  Принцип справедливости, в свою очередь, лежит в основе идеи равенства, которая настойчиво и в различной форме проводится в Коране и Сунне. Например, одно из преданий (хадисов) гласит: «Люди равны, как зубья у гребня». Известно, что исламу чужды формальные различия между людьми по социальным или этническим признакам, имущественному положению, что не признает он и сословных делений. Предпочтение отдается тем, кто более привержен вере: «О люди! Воистину, создали Мы вас мужчинами и женщинами, сотворили вас народами и племенами, чтобы уважали вы друг друга, ибо самый уважаемый Богом среди вас – наиболее благочестивый» (49: 13).

  Общие принципы права рассматриваются  мусульманско-правовой доктриной в качестве исходных требований, ориентиров и критериев, которым должна отвечать любая правовая оценка. Они используются судом для поиска и точного выбора конкретного правового решения из множества предлагаемых доктриной выводов. В этих принципах, прежде всего, и прослеживается собственная юридическая природа мусульманского права.

  Можно говорить о том, что эти общие  принципы права, которые рассматриваются мусульманско-правовой доктриной в качестве исходных требований, носят естественно-правовой характер. Естественно-правовая природа этих принципов заключается в том, что они не только выражают правовое начало, но и официально рассматриваются в качестве обязательных требований, обращенных к законодателю23.

  Для мусульманского права не характерно, как для романо-германской правовой системы, четкое деление на публичное и частное. Однако здесь есть нормы, регулирующие отдельные публично-правовые (конституционный порядок, уголовное право, международные отношения, права человека) и частно-правовые отношения, хотя граница между публичным и частным правом, безусловно, не абсолютна, эти области права пересекаются и взаимодействуют. Например, некоторые вопросы частного права, касающиеся семейных отношений и права наследования, прямо связаны с вопросами конституционного устройства и другими сферами публичного права.

Информация о работе Правовые системы