Правовые системы в современном мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 19:26, курсовая работа

Описание работы

Современное государство не может существовать и функционировать без права. В разных странах свое право, имеющее свои специфические черты, будь то развитые страны Европы или одно из государств Африки площадью в несколько километров.

Содержание

Введение
1. Общая характеристика системы права
1.2 Способы классификации правовых систем
2. Романо-германская правовая семья
2.1 Правовые системы, примыкающие к Романо-германской правовой семье
2.1.1 Латиноамериканское право
2.1.2 Япония
2.1.3 Скандинавское право
3. Семья общего права
3.1 Английское право
3.2 Право США
4. Семья социалистического права
5. Мусульманское право
6. Право Индии
6.1 Право индусской общины
6.2 Национальное право Индии
7. Правовые системы Африки и Мадагаскара
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

тгп курсовая.doc

— 190.50 Кб (Скачать)

     Договоры, которые выступают «вне плана», - между торговыми предприятиями и потребителями, между гражданами – довольно близки к договорам, принятым в буржуазных странах. Регламентация и понятие договоров в сфере плана полностью обновлены в результате неизвестного несоциалистическим странам особого характера связи, которая существует между договорами и планом.

     Источники права.

     Под источником права советский юрист  понимает, прежде всего, экономический  строй общества, который, согласно марксистской доктрине, обуславливает и определяет правовую систему данной конкретной страны. В этом смысле основной источник советского права образует соединение двух факторов: обобществления средств производства и установление в стране власти народа. И только во вторую очередь говорят о формах права, называя источниками права те технические приемы, с помощью которых в данной стране и в данный период создают, находят или уточняют юридические нормы.

     Закон.

     Очевидно  и неоспоримо, что закон в широком  смысле слова представляет собой  основной источник советского права. В  социалистических странах первенство закона связано с тем, что в нем видят наиболее естественный способ создания права, которое при этом отождествляется с волей правящих.

     Советский Союз. Закон в формальном смысле – это всякий акт, принятый парламентом и промульгированный исполнительной властью; закон в материальном смысле – это акт, который не исходит обязательно от законодательной власти, но содержит в себе нормы общего значения, устанавливающие определенные правила поведения.

     Законодательная власть в стране осуществлялась исключительно Верховным Советом СССР и Верховными Советами союзных республик. При этом право законодательной инициативы принадлежит широкому кругу субъектов: Верховному Суду СССР, Генеральному прокурору СССР и др. Для применения изложенного принципа использовалась практика постоянного делегирования функций Верховного Совета на период между сессиями его органу – Президиуму. Таким образом, законотворчество осуществлялось преимущественно Президиумом, решения которого затем одобрялись Верховным Советом. Контроля за конституционностью законов не существовало, и, кроме того, Верховный Совет мог беспрепятственно менять Конституцию. Однако к принятию законов Верховным Советом прибегают тогда, когда хотят придать закону особую значимость; практически чаще всего используется форма указа, издаваемого Президиумом Верховного Совета.

     Толкование  законов советскими судьями должно быть не грамматическим, а логическим, направленным на то, чтобы увидеть  в тексте закона его подлинный  смысл с учетом всей системы действующего права и основных принципов государственной политики.

     Другие  страны Восточной  Европы. Как и в СССР, во всех европейских социалистических государствах основной источник права – закон. И здесь государственная власть сконцентрирована в парламенте, который один лишь правомочен определять политику страны и издавать законы. Однако, имеются и отличия. Так в Югославии в 1963г. создан Конституционный суд, правомочный просить парламент вновь рассмотреть принятый им закон, который суд считает неконституционным.

     Толкование  законов мало чем отличается от принятого  в СССР. Оно должно быть строгим, что неоднократно подчеркивалось в  юридической литературе этих стран.

     Судебная  практика.

     Для судебной практики исключается возможность  выступать в роли создателя норм права, и она строго ограничена ролью интерпретатора права. Суды не призваны ни создавать право, ни развивать его, приспосабливая к обстоятельствам. От судей требуется только применение права.

     Тем не менее, роль судебной практики весьма значительна. Ссылки на судебные решения помогают более живо и конкретно разъяснить предписания закона. Судьи уточняют, как следует понимать конкретный закон, восполняют пробелы в законодательстве.

     В других социалистических странах судебная практика играла несколько большую  роль, чем в СССР. Это подтверждает сравнение сборников судебной практики, издаваемых в СССР и других странах социалистического права.

     Обычай.

     В советском праве обычаю отводят  весьма ограниченную роль. Обычай сохранял в СССР некоторую значимость лишь в той мере, в какой он необходим или полезен для толкования и применения закона, или в тех немногочисленных случаях, когда сам закон отсылает к обычаю, отводя ему определенную сферу.

     Доктрина.

     Относительно  доктрины можно сделать некоторые  замечания, связанные с особенностями советской правовой системы. Говоря о доктрине и ее роли в советском праве, то имеют в виду не только юридические работы, опубликованные в стране. Прежде всего, требуют внимания документы, которые достаточно авторитетно формулируют марксистско-ленинскую доктрину. Право в СССР рассматривается как реализация этой доктрины: она служит и основой государственной политики.

     Такого  рода документы, как партийные программы  и решения, не образуют право в  собственном смысле этого слова. Однако их доктринальное значение неоспоримо, ибо в этих документах содержится изложение марксистско-ленинской теории в ее современном звучании по самым разным вопросам.

     Юристы  других социалистических стран, более  приверженные к западной концепции  интеллектуальной свободы и сохранившие более тесные связи с Западной Европой, не столь доктринальны, как советские авторы. 

     5. Мусульманское право 

     Мусульманское право не является самостоятельной  отраслью науки. Оно лишь одна из сторон религии ислама.

     Структура права.

     Наука мусульманского права, или, точнее, доктринальное изложение мусульманских законов (фикх), имеет два раздела. Она изучает «корни» и объясняет, каким образом, исходя из каких источников, возник комплекс правил, составляющих шариат (то, что называют мусульманским правом), божественный закон. Кроме того, она изучает «содержание», то есть решения, которые содержат нормы материального мусульманского права.

     Источники права.

     Мусульманское право имеет четыре источника  права. Это прежде всего Коран  – священная книга ислама; затем  Сунна, или традиции, связанные с посланцем бога; в-третьих, иджма, или единое соглашение мусульманского общества; в-четвертых, кияс, или суждение по аналогии.

     Коран и Сунна. Основой мусульманского права является священная книга ислама – Коран, состоящий из высказываний Аллаха последнего из его пророков и посланцев Магомету. Юридические положения Корана находятся в определенном количестве его строф. Мусульманские авторы различают строфы, которые устанавливают личный статус (70 строф), строфы, касающиеся «гражданского права» (70), строфы уголовно-правового характера (30), строфы, регламентирующие судебную процедуру (13), «конституционные» строфы (10), строфы, касающиеся экономики и финансов (10), и строфы, относящиеся к «международному праву» (25).

     Сунна рассказывает о бытии и поведении пророка, примером которого должны руководствоваться верующие. Сунна – это сборник адатов, то есть традиций, касающихся действий и высказываний Магомета. Адаты разделяют на аутентичные, хорошие и слабые. Только аутентичные адаты могут служить основой для выработки правовых норм. Рассматриваемая как вторичный источник права после Корана, Сунна послужила восприятию норм обычного права, предшествовавших появлению ислама.

     Иджма. Отвергаемая некоторыми шиитами, иджма считается третьим источником мусульманского права. Иджма используется для углубления и развития легального толкования божественных источников. Только будучи записанными в иджму, нормы права независимо от их происхождения подлежат применению.

     Рассуждение по аналогии (кияс). Обязанные толковать закон мусульманские юристы призывают на помощь рассуждение (кияс). Таким путем они могли « сочетать откровение с разумом человека». Кияс становится легитимным только благодаря Корану и Сунне. Рассуждение по аналогии можно рассматривать только как способ толкования и применения права: мусульманское право основано на принципе авторитета. Допуская рассуждение по аналогии, создали возможность рационального толкования; но таким образом нельзя создать фундаментальные нормы, сравнимые по своей природе с системой традиционных норм, созданной в X в. 

     6. Право Индии 

     Индусское право – это право общины, которое  в Индии и других странах Юго-Восточной  Азии исповедует индуизм. Также как  ислам, индуизм обязывает своих  последователей помимо принятия на веру определенных догм и к определенному пониманию мира. Это понимание предлагает особую общественную структуру и особый образ жизни; таким образом, религиозные предписания в огромной степени играют ту же роль, которая в других типах общества принадлежит праву. 

     6.1 Право индусской  общины 

     Шастры. Нормы, говорящие о поведении людей, изложены в книгах, именуемых шастры. Имеются шастры трех видов, ибо поведение людей можно определить тремя движущими силами: добродетелью, интересом и удовольствием. Шастры учат людей, как они должны вести себя, чтобы быть угодными богу, - это наука дхарма. Другие шастры учат, как разбогатеть, и специально искусству руководить (артха – наука пользы и политики). Шастры развивают также науку удовольствий – кама. Все три шастры легитимны, и естественный порядок вещей требует, чтобы люди надлежащим образом соблюдали их.

     Дхармы  изложены в специальных трактатах, именуемых дхармашастры (законы Ману, законы Яджнавалкья). От дхармашастр  неотделимы и другие сборники –  нибандхазы, которые являются как бы комментариями дхармашастр. Цель их – разъяснить часто неясный смысл дхармашастр, сделать их понятными простым людям, разрешить явные противоречия между дхармашастрами.

     Законодательство  и судебная практика. Судебные прецеденты ни дхарма, ни доктрина индуизма не считают источниками права. Правителям разрешается законодательствовать. Однако искусство управления восходит не в дхарме, а к артхе. Даже когда имеется закон, судья не может применять его ригористически, ему представлено широкое усмотрение, чтобы всеми возможными способами примирить справедливость и власть.

     Судебное  решение не может рассматриваться  как обязательный прецедент; его  авторитет ограничивается конкретно  рассмотренным делом. 

     6.2 Национальное право  Индии 

     Современная тенденция в Индии – заменить традиционные концепции религиозного права западной концепцией светского права, не связанного с религией. Это национальное право Индии называют индийским правом, в отличие от индусского права. Национальное право включает все законы Индии, имеющие, как правило, всеобщее применение, даже если частные положения этих законов оговаривают, что они не распространяются на отдельные категории граждан.

     Понятие lex loci. Понятие территориального права (lex loci), рассматривающие право как комплекс норм, не связанных ни с религией, ни с племенными обычаями, - это понятие западное, современное, чуждое индийским традициям. Создание такого права казалось наилучшим способом регулирования отношений между людьми, принадлежащими к разным религиозным общинам.

     Кодификация. В Индии не ограничивались систематическим изложением норм ранее действовавшего права: кодификация была проведена с тем, чтобы перестроить право. Кодификаторы индийского права не побоялись далее включить в подготавливаемые ими кодексы и законы положения, которые были направлены на улучшение английского права.

     Судебная  организация и  правило прецедента. В Индии нет федеральной судебной системы. Исключение – федеральный Верховный суд, находящийся в Нью-Дели. Основная функция его – контроль за соблюдением Конституции. Он определяет действительность законов федерации и штатов, если оспаривается их конституционность.

     Правило прецедента действует в таком  же виде, как и в Англии. 

     7. Правовые системы Африки и Мадагаскара 

     Обычно-правовая основа. Африка к югу от Сахары и Мадагаскара в течение многих веков жила по нормам обычая. Обычаи были многочисленны. Каждая из общин удовлетворяла самое себя, имела свои собственные нравы и обычаи. Обычаи сложились, чтобы регулировать отношения между членами донного и того же общества или обществ, родственных по образу жизни. Признавая крайнее обилие обычаев на континенте, разделенном на множество общин, все исследователи, тем не менее, констатируют, что имеется нечто общее: определенные черты, отличающие африканское право от европейского.

Информация о работе Правовые системы в современном мире