Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 19:26, курсовая работа
Современное государство не может существовать и функционировать без права. В разных странах свое право, имеющее свои специфические черты, будь то развитые страны Европы или одно из государств Африки площадью в несколько километров.
Введение
1. Общая характеристика системы права
1.2 Способы классификации правовых систем
2. Романо-германская правовая семья
2.1 Правовые системы, примыкающие к Романо-германской правовой семье
2.1.1 Латиноамериканское право
2.1.2 Япония
2.1.3 Скандинавское право
3. Семья общего права
3.1 Английское право
3.2 Право США
4. Семья социалистического права
5. Мусульманское право
6. Право Индии
6.1 Право индусской общины
6.2 Национальное право Индии
7. Правовые системы Африки и Мадагаскара
Заключение
Список литературы
Конфликт между Романо-германской правовой семьей и Общим правом, который продолжался более полувека, значительно способствовал тому, что Общее право США приобрело специфический, отличающийся от Общего права Англии характер. США остались страной Общего права в том смысле, что там в общем сохраняются концепции, способ мышления и теория источников английского права. Однако в системе Общего права право США занимает особое место; оно имеет черты, придающие ему оригинальность и сближающие его с Романо-германской правовой семьей.
Структура права.
Право США по своей структуре относится к семье Общего права. В Англии и США – одна и та же общая концепция права и его роли; в обеих странах существует одно и то же деление права, используются одни и те же понятия и трактовка нормы права. Право США, в целом, имеет структуру, аналогичную структуре Общего права. Однако при детальном изучении выявляются многочисленные структурные различия между американским и английским правом.
Федеральное право и право штатов. Одним из таких существенных различий является различие между федеральным правом и правом штатов.
В
отличие от Англии США являются федеральным
государством, в котором неизбежно
возникает вопрос о соотношении
компетенций федеральных
Согласно десятой поправке к Конституции США 1791г. «полномочия, предоставленные настоящей Конституцией Соединенным Штатам и пользование которыми не возбранено отдельным штатам, остаются за штатами или народом». Законодательство относится к компетенции штатов; компетенция федеральных властей – исключение, которое всегда должно оставаться на определенной статье Конституции. Существенно, что даже по тем вопросам, по которым законодательствует Конгресс, штатам предоставлена так называемая остаточная компетенция. Штатам разрешается законодательствовать по этим вопросам, по ним запрещается принимать положения, идущие вразрез с нормами федерального права. Но им не возбраняется дополнять федеральное право или восполнять имеющиеся в нем пробелы.
Принцип остаточной компетенции штатов имеет определенные границы. Даже в отсутствие федеральных законов штаты не могут законодательствовать вразрез с духом Конституции и препятствовать торговле между штатами. Также закон штата считается неконституционным, если отрасль, к которой он относится, подлежит регламентации исключительно федеральным правом.
В итоге можно сказать, что в США нет федерального общего права. 50 систем общего права, имеющиеся в 50 штатах, теоретически действительно различны, но уже давно считается, что они стали или должны стать идентичными. Эта идентичность не создает концепции федерального общего права. Но большого различия между 50 системами права отдельных штатов нет, они тяготеют к единообразию, создавая тем самым единое право, по сфере своего применения являющееся федеральным правом.
Право справедливости. В США получила свое распространение юрисдикция судов справедливости. Из-за отсутствия в США специальных судов, применяющих каноническое право, суды справедливости включили в сферу своей деятельности те вопросы, которые в Англии относились к церковной юрисдикции. Компетенция суда справедливости необходима в тех случаях, когда право не предоставляет никаких средств для решения вопроса. Например, дела о признании недействительности брака рассматривались именно таким образом, пока не был издан соответствующий закон4.
Конституционное и административное право. Конституционное право и административное право также являются отраслями, глубоко различающимися в Англии и США, так как различия конституционных принципов и политических институтов выявляют совершенно разные проблемы и серьезно изменяют основы этих проблем. Контроль судов за конституционностью законов существует в США, но не существует в Англии. Американское административное право предполагает важность изучения организации и функционирования различного рода комиссий – федеральных или отдельных штатов, которых или аналогичных которым не существует в Англии5.
Источники права США.
Судебная практика.
Право США, как и английское право, - это в основном право судебной практики. При поверхностном рассмотрении кажется, что судебная практика играет одинаковую роль в Англии и США. Однако это впечатление правильно только в отношении понимания права: норма права считаются только правилами судебной практики, сформулированные в связи с конкретным делом. Если же посмотреть, какую роль играют судебные решения как источники права, то можно отметить важные различия между английским и американским правом.
В Англии с XIX в. существует правило прецедента, которое обязывает судей в данных конкретных условиях следовать нормам права, вытекающим из ранее вынесенных другими судьями решений по аналогичным делам. В США тоже есть подобное правило, но это американское правило – star dacisis – действует в иных условиях и не имеет той же силы, что современное английское правило прецедента. В США все усложнено в силу федеративной структуры страны. Это мешает правилу star dacisis действовать в США с той же силой, что и в Англии.
В отличие от Англии, Верховный суд США и верховные суды штатов не обязаны следовать собственным решениям и могут, таким образом, изменить свою практику. Кроме того, штаты суверенны, и правило star dacisis относится к компетенции штатов лишь в пределах судебной системы этого штата. Однако верховные суды штатов, не желая нарушать стабильность правоотношений, с большой осторожностью допускают изменения судебной практики.
Законодательство.
Законы США – это, с одной стороны, федеральные законы, а с другой – законы штатов.
Конституция США. Среди федеральных законов особое место занимает Основной закон, то есть Конституция США. Американская Конституция говорит не только об организации политических институтов страны. Исходя из идей естественного права и общественного договора, она торжественно устанавливает пределы полномочий федеральных органов в их взаимоотношениях со штатами и отдельными гражданами.
Существование писаной Конституции, содержащей Декларацию прав, - один из элементов, отличающих право США от права Англии.
Американские
кодексы. В современных США число законов
постоянно растет. Существует ряд сборников,
официальных и частных, охватывающих федеральное
законодательство или законы штатов. Как
правило, они именуются кодексами, например,
Кодекс законов США, представляющий собой
систематизированное собрание действующих
федеральных законов. Цель их: классифицировать
американские законы (федеральные или
отдельных штатов), оставляя в стороне
Общее право.
4.
Семья Социалистического
права
Говоря о социалистическом праве, мы, прежде всего, имеем в виду советское право. Это обусловлено тем, что СССР оказало сильное влияние на развитие права в других европейских странах, которые строили свои правовые модели по модели СССР.
История создания и развития Социалистического права.
Возникновение социалистических систем законодательства связано с появлением в XX в. социалистических стран и соответствующего законодательства – сперва в России, после Октябрьского переворота 1917г., а после Второй мировой войны и в целом ряде стран Восточной Европы, Азии и Латинской Америки.
Право дореволюционной России, как и досоциалистической право социалистических стран Восточной Европы, развивалось в целом в русле и в рамках Романо-германской правовой семьи. Влиянием этого прошлого обусловлены: общая терминология и приемы юридической техники, во многом одинаковые конструкции в области системы источников действующего «позитивного права» и его структуры (деление на отрасли, институты и нормы), аналогичные представления о норме и нормативных актах, отсутствие прецедентного права, отрицание значения судебной практики в качестве источника права, незначительная роль обычая и т.д.
Однако следует признать, что существуют фундаментальные различия между структурой, институтами, образом мысли и мышления социалистических и несоциалистических стран.
Развитие советского права с 1917г. включает три главных этапа. Первый (от Октябрьской революции до принятия Конституции СССР 1936г.) – построение социализма. Второй (начиная с 1936г. и до 1985г.) должен был быть периодом развития социалистического права к коммунизму, но оказался периодом стагнации. Третий период – Перестройка.
Итогами первого периода стали: прекращение эксплуатация человека человеком; производственные силы отданы в распоряжение общества и эксплуатируются в интересах всех; многонациональное государство разрешило конфликты между народами; впервые в мире построено социалистическое государство, создана социалистическая правовая система и открыт путь к построению коммунизма.
Второй
период не принес желаемых результатов.
СССР не удалось достичь
В результате Перестройки было разрушены все основы, построенные коммунистической партией. Были проведены политическая и экономическая реформа. В 1991г. СССР прекратил свое существование.
В итоге Второй мировой страны восемь государств в Европе стали под разными названиями социалистическими республиками. По своим главным направлениям развитие европейских социалистических стран шло по тому же пути, что и Советский Союз.
В этих странах были отменены нормы, отражавшие классовый характер права. В целом же старое право сохранилось. Благодаря исторической традиции в этих странах существовало демократическое сознание, которого не было в СССР. Это демократическое сознание после распада Советского Союза ведет эти страны к возвращению в Романо-германскую правовую семью.
Структура права.
Система права.
Система
советского права по внешнему виду
с некоторыми оговорками остается такой
же, как и система права Романо-
Конституционное право. Характерны две черты конституционного права: ведущая роль, отведенная коммунистической партии, и осуществление власти и управления Советами всех уровней. Если отсутствует одна из этих черт, то такая страна не может быть отнесена к социалистическим.
Административное право. Советского юриста интересует прежде всего те большие новые проблемы, которые выдвигаются в административном праве. Здесь на первый план выступает социалистическая собственность. Право стремится умножить формы контроля за рациональным использованием собственности в процессе управления ею и формы охраны от всякого рода расхищений и присвоений.
Гражданское право. Центральным в гражданском праве являются новое понятие социалистической собственности, ее различные формы, правовой режим, гарантии. Регламентация личной собственности отодвинута на второй план.
Правовые понятия.
Собственность. Для советского права институт собственности – это совокупность норм, которые определяют не только порядок присвоения материальных благ и переход права собственности на имущества, но также порядок управления имуществом и относящиеся к нему юридические действия.
Единству режима собственности в странах романской системы советское право противопоставляет три различных режима – личной собственности, кооперативной собственности и государственной собственности.
Частная собственность переименована в личную собственность, чтобы подчеркнуть, что собственность может быть использована исключительно для удовлетворения потребностей лица в соответствии с назначением объекта собственности, но не для извлечения доходов или спекуляции.
Примером
кооперативной собственности
Еще
более своеобразна
Договоры. Советское право дает договору точно такое же определение, какое принято в Романо-германской правовой системе. Однако их функции различны.