Правовые системы современности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 13:24, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение понятия, сущности и элементов правовой системы, основных видов правовых систем современности и особенностей правовой системы России. Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить ряд задач:
1. дать определение понятию «правовая система», сущности и элементов правовой системы,
2. рассмотреть критерии классификации и основные классификации правовых систем,
3. проанализировать особенности правовой системы России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.. 3
ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ... 4
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВОВЫХ СИСТЕМ СОВРЕМЕННОСТИ.. 7
ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ... 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 26

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 46.58 Кб (Скачать)

Крупная, можно  сказать, глобальная задача, которую  нужно решить в ходе правотворческой  деятельности в ближайшие годы - формирование практически новой  нормативно-правовой системы (системы  законодательства), которая бы отражала и направляла происходящие в обществе изменения фундаментальных начал  жизнедеятельности: переход от огосударствленной  экономики к экономике, где значительную роль играют частная собственность, приватизированные предприятия, частнопредпринимательская  деятельность; от всеобщей имущественной  унификации в нищете (за малым исключением) к формированию среднего класса, созданию достойного человека уровня материального  благосостояния; от навязываемой народу узкой группой партийного руководства  политики к политике, основанной на интересах электората и определяемой в конечном счете избирателями; от имперской национальной политики к  политике, основанной на равноправии  и самоопределении народов в  Российской Федерации[12]. 

Для выполнения этих задач правотворческая деятельность должна отвечать ряду требований. Прежде всего она должна быть законодательно урегулированной так, чтобы был  сформирован работающий механизм по выявлению, учету и согласованию интересов всех групп и слоев  российского общества, по созданию юридически совершенных нормативно-правовых актов. На уровне Федерального Собрания РФ требуется выработка основополагающих в этой сфере нормативно-правовых документов — регламентов палат, в особенности Государственной  Думы; на уровне субъектов Федерации  — создание модельного регламента их законодательных (представительных) органов, в котором были бы отражены общие принципы и особенности их собственной законодательной деятельности и участия в федеральном законотворчестве. Особое внимание федеральный законодатель должен уделять системному, кодификационному правотворчеству, результатом которого станут крупные блоки правовых норм, комплексно регулирующие области, виды общественных отношений. 

Вторым по значению после правотворчества видом  юридической деятельности является правоприменение — властное индивидуально-правовое регулирование общественных отношений. Основное предназначение правоприменительной  деятельности — проведение в жизнь  правовых норм с учетом индивидуальных особенностей ситуации. 

Кроме того, через  правоприменение осуществляется государственное  принуждение в случае нарушения  правовых норм. И здесь на первое место выходит правосудие, органы которого тоже действуют на основании  закона. Однако их деятельность не ограничивается применением права в точном смысле этого слова. «Правосудие,— отмечает С. С. Алексеев,— это не механическое претворение в жизнь писаных  юридических предписаний (как это  было в советскую эпоху), а само живое право, право в жизни». Сказанное  означает, что суды при решении  конкретных дел могут и должны применять принципы и нормы международного права, которые в соответствии с  Конституцией РФ являются составной  частью правовой системы России. Они  также должны ориентироваться и  на фундаментальные правовые ценности—  права человека, которые могут  быть закреплены лишь в самом общем  виде в принципах права или  правового сознания. «Права и свободы  человека и гражданина являются непосредственно  действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и  обеспечиваются правосудием» (ст. 18 Конституции  РФ). Если в ходе рассмотрения дела суд  установит факт несоответствия акта государственного или иного органа закону, то решение принимается в  соответствии с законом (ст. 120 Конституции  РФ). 

Конституция РФ установила также широкий круг новых  и уточнила известные ранее права  граждан в области судопроизводства и правовой системы в целом: право  каждого человека на судебную защиту всеми не запрещенными законом способами, право на обжалование в суд  действий и решений не только должностных  лиц, но и органов государственной  власти, местного самоуправления, общественных объединений, право на обращения  в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны  все имеющиеся внутригосударственные  средства правовой защиты, право на получение квалифицированной юридический  помощи, право пользоваться помощью  адвоката (защитника) с момента задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения, право считаться невиновным до вступления в силу приговора суда (презумпция невиновности), право на освобождение от свидетельских показаний  против себя самого и своих близких  родственников, право на возмещение ущерба, причиненного государством, и  др. В российской правовой системе  возрожден институт присяжных заседателей. 

Третьим видом  юридической деятельности является правовое поведение граждан, организаций  и органов, складывающееся в конечном счете во всеобъемлющий правовой порядок в стране. В любом государственно-организованном обществе законодатель может устанавливать  те или иные юридические нормы  и принципы, тот или иной правовой статус лиц и организаций, а общественное правовое сознание — стремиться и  желать установления и (или) соблюдения каких угодно прав и свобод, каких  угодно правовых режимов, но если это  не будет воплощено в реальном правовом порядке, то уровень правовой культуры в данном обществе станет отражать не идеальные мотивы и стремления, а то, что есть на самом деле. 

Последним по счету, но не по значению, является такой компонент  правовой системы, как нормативно-правовые акты — писаное право, составляющее нормативно-правовую подсистему правовой системы. С точки зрения юристов  позитивистской ориентации, нормативно-правовые акты суть центр правовой системы, а  с позиции сторонников естественно-правовой доктрины, отстаиваемой в настоящей  работе,— это не более чем важный ее компонент. Но считать подход позитивистов полностью ошибочным было бы методологически  некорректно: это стиль мышления, мировоззрение, имеющее известные  конкретно-исторические обоснования  и пределы. 

Термин «законодательство» в теории и на практике используется в широком и узком смысле. В  узком смысле — это система  действующих законов. Законодательство в широком смысле слова означает все действующие в стране нормативные  акты. 

Важными новеллами  являются следующие серьезные «приобретения» нашей правовой системы за время  реформ. 

Новелла первая. Конституция РФ имеет сейчас не только высшую юридическую силу (так было и раньше, хотя формально-теоретически), но и прямое действие, что означает право и обязанность суда, других органов государственной власти и управления, всех должностных лиц  при отсутствии необходимого закона применять непосредственно Конституцию, на которую в таком случае делается прямая отсылка. Например, пока в РФ не будет принят федеральный закон  о замене военной службы альтернативной гражданской службой суды при  обращении к ним граждан, вероисповеданию  которых несение военной службы противоречит, должны будут ссылаться  на п. 3 ст. 59 Конституции РФ. И такая  практика уже имеется. 

Новелла вторая. Согласно п.З ст. 15 Конституции РФ «неопубликованные законы не применяются». Данная норма направлена на искоренение  практики «тайной дипломатии» советского государства против своего народа, которая была широко распространена и выражалась в том, что неопубликованные нормативные акты регулировали, а  точнее, ограничивали права и свободы  советских граждан, налагали на них  новые обязанности. Но еще более  важно положение п. 3 о том, что  не только законы, но и «любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения». 

Новелла третья. В силу п.4 ст. 15 Конституции «общепризнанные  принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной  частью ее системы. Если международным  договором Российской Федерации  установлены иные правила, чем предусмотренные  законом, то применяются правила  международного договора». Приведенное  правило, во-первых, делает нашу правовую систему открытой для передовых, прогрессивных положений, принципов  и норм международного права, так  как они теперь входят в нее  составной частью, и, во-вторых, устанавливает  приоритет норм, содержащихся в международных  договорах Российской Федерации, перед  внутринациональным законодательствам. Сказанное относится и к международным  договорам СССР, так как Россия является его правопреемником. Наиболее важное значение имеют Пакты о  гражданских и политических, а  также об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. и конвенции  Международной организации труда (МОТ). 

Перечисленные новеллы говорят о том, что  роль и значение правосудия в нашей  стране многократно возрастают и  в перспективе статус решений  судебных органов должен приблизиться (в сфере прав человека) к статусу  судебных решений в странах прецедентного  права. Конституция РФ дает юридические  основания для такого вывода. 

В российской правовой системе происходят ныне и другие весьма важные изменения. Например, резко  возрастает роль закона в системе  источников права. Такое положение  обусловлено общим духом и  смыслом Конституции РФ, провозгласившей  Россию демократическим федеративным правовым государством, прямым ее указанием  на то, что законы имеют верховенство на всей территории РФ (п. 2 ст. 4), а суды, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимают  решение согласно закону (ст. 120). 

Сегодня в России идет процесс становления частного права. Государство встает на защиту тех договоренностей, которые заключили  между собой частные лица. Этот процесс можно сравнить с разгосударствлением  социалистической собственности, приватизацией. Как в сфере экономики появляется субъект, наделенный частной собственностью, так и в правовой сфере возникает  субъект, наделенный существенной автономией, независимостью, возможностью самостоятельно, свободно и в своем интересе решать свои частные дела, не причиняя при  этом ущерба правам и законным интересам" других лиц, т. е. субъект, частное право  которого гарантируется государством. Это приводит к росту значения диспозитивного метода правового регулирования. 

Принципиально новым феноменом в истории  российской правовой системы является наделение всех субъектов РФ правом издания законов, что приведет к  формированию наряду с федеративной нормативно- правовой системой самостоятельных региональных нормативно- правовых систем , а в рамках федеративного права, кроме того, должна сложиться новая подсистема -коллизионное право (п. «п» ст. 71 Конституции РФ.) Это значительно усложняет правовое регулирование, но увеличивает «приближенность» субъекта регулирования к объектам, а также роль правосудия как центра разрешения всевозможных споров и коллизий. 

Российская правовая система находится ныне в ситуации глубоких структурных реформ. При  этом основным направлением ее развития является построение правового государства  на базе развитого гражданского общества, где центральным звеном, высшей ценностью  выступали бы права человека, реально  обеспеченные, гарантированные и  защищенные. 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

Правовая система  обеспечивает в обществе государственное  регулирование общественных отношений. Будучи общесистемным свойством, такое  регулирование появляется лишь в  результате взаимодействия всех элементов  и подсистем правовой системы, установления и развития сложной структуры  связей между ними. Следовательно, правовое регулирование не может обеспечиваться ни правосознанием, ни правоотношениями, ни правом самими по себе, либо взаимосвязям двух любых из указанных компонентов. Все они присущи правовому  регулированию в одинаковой мере, обязательны для него. В правовой системе нет неглавных или  главных элементов, ее жизнедеятельность  в одинаковой мере зависит от наличия  любого из них 

Расширение международных  связей, как экономических, так и  политических, способствует унификации правовых систем . В результате этого, хотя и увеличивается круг источников права, но соотношение их воздействия  все равно неодинаково. Например, в странах с романо - германским правом (Франция, Германия, Италия) основным источником права является закон  и подзаконный акт; в государствах, чьи правовые системы принадлежат  к англо - саксонской правовой семье, ведущую роль играет судебный прецедент, который иногда даже стоит выше закона.  

Сейчас в англо - саксонских странах идет тенденция  к увеличению значения закона и подзаконных  актов; в государствах континентальной  Европы, наоборот, роль судебной практики и прецедента растет с каждым днем (при формально сложившемся принципе решения имеют законную силу только для дела, по которому оно вынесено, но суды более низкой инстанции все  больше принимают во внимание решения  высших судов для вынесения своего решения по аналогичному делу) .  

Интегрирующее действие сыграло образование "общего рынка", который благодаря единообразному правовому регулированию стимулирует  сближение источников права.  

Следует отметить, что в Западной Европе, где происходят процессы объединения различных  по своим культурно-историческим, религиозно-этическим  и морально-психологическим ценностям  государств, эти государства отнюдь не теряют своей самобытности и складывающейся столетиями правовой ментальности.  

Для правовой системы  России трудно увидеть те или иные формы законодательства или источники  права, которые смогли бы обеспечить успешное её развитие в современных  условиях. Россия не может избрать  “самобытное”, без ориентации на международный  опыт развитие права, не рискуя снова  оказаться в международной изоляции. России предстоит жить не в “особой  правовой семье”, а в содружестве  и взаимодействии со всеми правовыми  системами мира[13]. 

Разумеется, что  российская правовая система будет  развиваться своим путем, но при  этом не следует избегать ориентира  на передовые международные и  зарубежные юридические стандарты, в частности романо-германской правовой семьи. Это направление дает России не только исторически оправданный  и упрочившийся выбор юридических  конструкций (правопонимание, система  и источники права, правоприменение), но и другие преимущества, вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права частью правовой системы России. 
 
 

Информация о работе Правовые системы современности