Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 18:22, реферат
Цель данного реферата – изучение правовых основ защиты государственной тайны в РФ.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить исторические особенности правового регулирования защиты государственной тайны в России.
2. Проанализировать нормативно-правовые основы в области защиты государственной тайны в РФ.
3. Изучить особенности защиты государственной тайны в РФ на современном этапе ее развития.
Введение
1. Исторический генезис правового регулирования защиты государственной тайны в России
2. Нормативно-правовые основы в области защиты государственной тайны
3. Защита государственной тайны в Российской Федерации на современном этапе ее развития
4. Решение задачи
Заключение
Список использованных источников
В отдельных законах РФ имеется прямое указание на органы, чьи незаконные действия (бездействие) могут повлечь возмещение убытков, причиненных гражданину или юридическому лицу. Например, согласно Закону о конкуренции ответственными за причиненный ущерб являются антимонопольные органы (в центре и на местах).
В арбитражной практике есть немало дел по оспариванию юридическими лицами законности действий налоговых органов, взыскавших в бесспорном порядке суммы, составляющие, по мнению налоговых органов, не уплаченные этими лицами налоги; имеются также дела о возмещении ущерба, причиненного действиями комитетов по управлению государственным и муниципальным имуществом, и др.
Субъектом имущественной ответственности за ущерб, причиненный незаконными действиями государственных органов, выступает государство в целом, его субъекты, а за действия (бездействие) органов местного самоуправления - муниципальные образования. Компенсация убытков осуществляется за счет бюджета соответствующего уровня. Нормы гражданского законодательства обусловлены Конституцией, закрепившей за гражданами право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государства и их должностных лиц (ст. 53).
От субъекта материальной ответственности, т.е. лица, за счет средств которого будут возмещаться убытки, следует отличать участников процессуальных отношений в судах по делам о взыскании причиненного ущерба гражданам или юридическим лицам. Ответчиками в таких делах является не Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование, а соответствующие государственные органы и органы местного самоуправления, незаконными действиями (бездействием) которых причинен ущерб гражданам или юридическим лицам.
Иное процессуальное положение у должностных лиц, незаконными действиями (бездействием) которых причинены убытки.
К сожалению, приходится констатировать некоторое несоответствие между ст. 13 ГК и данной статьей. В ст. 13 не упомянуты должностные лица, издающие незаконные акты. Однако эти должностные лица участвуют в делах, предусмотренных гл. 25 ГПК, в качестве ответной стороны по жалобам граждан на их незаконные действия.
В статье 16 ГК РФ должностные лица прямо названы наряду с государственными органами и органами местного управления, действиями (бездействием) которых может быть причинен ущерб гражданам или юридическим лицам. Но ответчиком в суде общей юрисдикции или арбитражном суде по делу о возмещении убытков по этой статье будет не должностное лицо, а тот государственный орган или орган местного самоуправления, в котором данное должностное лицо работает. Должностное лицо, действиями которого причинен ущерб, возмещаемый за счет государственных средств, материально отвечает не перед гражданином или юридическим лицом, а перед соответствующим государственным органом или органом местного самоуправления. Поэтому в делах о возмещении ущерба, вызванного незаконными действиями (бездействием) должностных лиц, последние могут обладать статусом третьего лица без самостоятельных требований на предмет спора на стороне ответчика.
Требование о возмещении убытков, возникших в результате незаконных действий (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления или должностных лиц этих органов, может быть заявлено после вступления в законную силу решения суда о признании недействительным акта государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица. Возможно объединение в одном иске требований о признании недействительным акта государственного органа, органа местного самоуправления, а также о возмещении убытков, возникших у граждан или юридических лиц в результате издания подобного акта, и рассмотрение обоих требований в одном производстве. Суд вправе, если посчитает нецелесообразным совместное рассмотрение, разъединить требования и рассмотреть их раздельно (п. 3 ст. 130 АПК).
3. Причиненные
незаконными действиями
Согласно ст.15
ГК РФ лицо, право которого нарушено,
может требовать полного
В абз. 2 п. 2 статьи 15 ГК РФ конкретизируется размер упущенной выгоды применительно к случаям, когда лицо, нарушившее право, получило вследствие такого нарушения доходы. Возмещению подлежит упущенная выгода в размере не меньшем, чем полученный доход.
Требуя возмещения реального ущерба и упущенной выгоды, лицо, право которого нарушено, обязано доказать размер ущерба (см. ст. 393 ГК), причинную связь между ущербом и действиями лица, нарушившего право, а в случаях, когда законом или договором предусмотрена презумпция невиновности должника, - также его вину (ст. 401 ГК).
В статье 16 ГК РФ предусмотрен особый случай возмещения убытков, причиненных незаконными действиями в сфере управления. Правило данной статьи распространяется только на государственные органы, органы местного самоуправления и их должностные лица. Убытки, причиненные незаконными действиями негосударственных органов управления, подлежат возмещению в соответствии со ст. 15 ГК.
Заключение
Подводя итог данной работы можно сделать следующие выводы:
1. Принципы построения
и функционирования системы
Итак, история организации защиты государственной тайны в России документально прослеживается со времен Петра I. Исторический опыт обеспечения сохранности государственных секретов в ряде вопросов явился прообразом настоящего порядка, в частности порядка обращения с секретными документами. Регулирование вопросов, связанных с защитой государственной тайны, как правило, осуществлялось на подзаконном уровне.
2. На современном этапе отнесение сведений к государственной тайне в РФ базируется на перечневой системе, точнее - на перечневой пирамиде, состоящей из:
- Перечня сведений, составляющих
государственную тайну,
- Перечня сведений, отнесенных
к государственной тайне,
- развернутых перечней
сведений, подлежащих засекречиванию,
разрабатываемых в
3. В настоящее время
отсутствуют как классификатор,
Таким образом, анализ даже небольшого количества недостатков, существующих в сфере защиты государственной тайны, диктует насущную необходимость оптимизации концепции ее правовой защиты с учетом нынешнего положения России в современном мире.
Список использованных источников
1 Вус М.А., Федоров А.В. Государственная тайна и ее защита в Российской Федерации. СПб., 2003. С. 13.
2 Полное собрание законов Российской империи. Т. 5 (1713 - 1719). Печат. в Типографии 2-го отд. Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. 1830. Ст. 2791.
3 Полное собрание законов Российской империи. Т. 7 (1723 - 1727). Печат. в Типографии 2-го отд. Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. 1830. Ст. 4409, 4418, 4481.
4 Полное собрание законов Российской империи с 1649 г. Т. 18 (1767 - 1769). 1830. 13.042. (ЦВИА).
5 Российский государственный военный архив. Ф. 970. Оп. 3. Д. 1224. С. 1 - 4.
6 Российское законодательство X - XX веков. М., 1998. Т. 6. С. 160 - 408.
7 Российское законодательство X - XX веков. Законодательство эпохи буржуазно-демократических революций. М., 1994. Т. 9. С. 303.
8 Резанов А.С. Закон 5 июля 1912 г. "О государственной измене путем шпионства в мирное время".
9 Чертопруд С.В. Законодательные акты по защите гостайны в Российской империи в начале XX века // Вопросы защиты информации. 1996. N 4.
10 Вус М.А., Федоров А.В. и др. Государственная тайна и ее защита в Российской Федерации. СПб., 2003. С. 168 - 169.
11 Шайо А. и др. Конституционные права в России: дела и решения. М., 2002. С. 689.
12 Туманов В.А., Чиркин В.Е., Юдин Ю.А. и др. Энциклопедический словарь. 2-е изд. М.: Большая российская энциклопедия; Юристъ, 1997. С. 53.
13 Под концепцией правовой защиты сведений, составляющих государственную тайну, следует понимать политический документ, отражающий с учетом имеющихся ресурсов и возможностей совокупность официально закрепленных целей, задач, принципов, основных направлений и государственной стратегии в области обеспечения правовой защиты такого рода сведений от внешних и внутренних угроз политического, экономического, военного характера.
14 В ред. Федеральных законов от 6 октября 1997 г. N 131-ФЗ, от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ, от 11 ноября 2003 г. N 153-ФЗ, от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ, от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 27 марта 1996 г. N 8-П, Определениями Конституционного Суда РФ от 10 ноября 2002 г. N 293-О, от 10 ноября 2002 г. N 314-О.
15 См.: Трунов И., Трунова Л. Правовое регулирование государственной тайны // Юрист. 2008. N 8. С. 13.
16 См.: статья 5 Закона РФ "О безопасности".
Информация о работе Правовые основы защиты государственной тайны