Правовой статус иностранцев и лиц без гражданства. Двойное гражданство

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 17:03, контрольная работа

Описание работы

Проблема иностранных граждан, существует у всех государств. Эта проблема появилась вместе с таким правовым институтом как государство. С началом регулирования отношений между людьми данного общества, государство столкнулось с неурегулированными отношениями между членами своего общества и "не членами" своего общества. В то время еще не существовало таких понятий как "иностранный гражданин" или "лицо без гражданства".

Содержание

Введение………………………………………………………………………….……..3

Глава I. Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства…………..4

Глава II. Правовой статус лиц, имеющих двойное гражданство……………....…..12

Заключение………………………………………………………………………..…...17

Список использованных источников…………………………………………...……19

Работа содержит 1 файл

конт по конст праву.docx

— 43.85 Кб (Скачать)

Принцип не дискриминации  по критериям социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности зафиксирован в международных договорах. В частности, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года,16 закрепляя обязательства участвующих государств принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры для обеспечения полного осуществления экономических, социальных и культурных прав, устанавливает, что участвующие в Пакте государства обязуются гарантировать, что права, провозглашённые в Пакте, будут осуществляться без какой-либо дискриминации и, в частности по языковому признаку. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года17 также закрепляет принцип не дискриминации по языковому признаку. Принцип языковой не дискриминации закрепляется, как отмечает Л.Н. Васильева, также "Конвенцией о борьбе с дискриминацией в области образования 1960 года, Декларацией о праве на развитие 1986 года и рядом других актов". 18

Российское государство  гарантирует распространение на иностранных граждан также общеправовых принципов, которые закреплены в  Конституции Российской Федерации, в том числе, равноправия человека с человеком, равноправие женщины  и мужчины, равноправие независимо от национальной принадлежности.

Характеризуя положение  иностранных граждан и лиц  без гражданства в Российской Федерации, следует подчеркнуть, что  сами понятия "правовое положение", "конституционно-правовой статус" в полном объёме подходят для тех  иностранных граждан и лиц  без гражданства, которые на законных основаниях находятся на территории Российской Федерации, то есть имеют  действительные вид на жительство либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным  законом документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в России. 19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Правовой статус лиц, имеющих двойное гражданство

 

Двойное гражданство – наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства.

Часть 1 ст.  62 Конституции  РФ регулирует случаи двойного          гражданства. Такая ситуация возникает  обычно из-за применения          государствами разных  принципов  при решении вопросов приобретения гражданства. Ребенок может приобрести двойное гражданство, например, при  различном гражданстве родителей  или в случае усыновления иностранным  гражданином, женщина - при выходе  замуж за  иностранца,  если  по  законам его государства жена  должна следовать гражданству своего мужа.

Заключение или расторжение  брака между гражданами Российской Федерации и лицом, не имеющим  гражданства Российской Федерации, не влечет за собой изменение гражданства  указанных лиц.20

Вопросы гражданства детей  отрегулированы в ст. 9 ФЗ РФ и указывают на то, что гражданство ребенка при приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации одним из его родителей либо обоими его родителями сохраняется или изменяется в соответствии с настоящим ФЗ РФ.

Для приобретения или прекращения  гражданства Российской Федерации  ребенком в возрасте от 14 до 18 лет  необходимо его согласие.

Даже если в результате прекращения гражданства Российской Федерации он станет лицом без  гражданства, гражданство Российской Федерации ребенка не может быть прекращено.

Гражданство ребенка не изменяется и в случае изменения гражданства  его родителей.

Гражданство РФ приобретается (ст. 11):

а) по рождению;

б) в результате приема в  гражданство РФ;

в) в результате восстановления в гражданстве РФ;

г) по иным основаниям, предусмотренным  настоящим ФЗ или международным  договором РФ.

Ребенок приобретает гражданство  РФ по рождению, если на день рождения ребенка:

  • оба родителя или единственный его родитель имеют гражданство РФ (независимо от места рождения ребенка);
  • один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);
  • один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории РФ либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;
  • оба его родителя или единственный его родитель, проживающий на территории РФ является иностранным гражданином или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории РФ, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство.

Кроме того, ребенок, находящийся  на территории РФ без родителей и  родители его не известны, может  стать гражданином РФ, если родители его не объявятся в течение 6 месяцев  со дня его обнаружения.

Вопросы приема иностранных  граждан в гражданство РФ регулируются ст. 13 № 62-ФЗ РФ

С заявлением о приеме в  гражданство РФ вправе обратиться иностранный  гражданин и лица без гражданства достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью, а также

  • проживающие на территории РФ со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство РФ в течение пяти лет непрерывно. Причем, срок проживания на территории РФ считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы РФ не более чем на три месяца в течение одного года. Срок проживания на территории РФ для лиц, прибывших в РФ до 1 июля 2002 г. и не имеющих вида на жительство, исчисляется со дня регистрации по месту жительства;
  • обязующиеся соблюдать Конституцию РФ и законодательные акты РФ;
  • имеющие средства к существованию;
  • обратившиеся в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства;
  • владеющих русским языком.

Срок проживания на территории РФ может быть сокращен до 1 года для  лиц, имеющих высшие достижения в  области науки, техники, культуры; в  случае предоставления политического  убежища и признания его беженцем.

Исключение имеют также  и военные лица из групп государств, входивших в состав СССР и проходящие не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах  РФ и других войсках.

Иностранные граждане и лица без гражданства, имевшие гражданство  РФ, могут быть восстановлены в  гражданстве РФ (ст. 15 ФЗ). При этом срок их проживания на территории РФ сокращается до трех лет.

Отклоняются заявления о  приеме в гражданстве РФ и о  восстановлении в гражданстве РФ лицам, которые:

  • выступают за насильственное изменение основ Конституционного строя РФ;
  • в течение пяти лет, предшествовавших до обращения с заявлениями о приеме в гражданство РФ или о восстановлении в гражданстве РФ, выдворялись за пределы РФ в соответствии с ФЗ;
  • использовали подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения;
  • состоят на военной службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства;
  • имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории РФ или за ее пределами;
  • осуждены или отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследовавшиеся в соответствии с ФЗ.

Гражданство РФ прекращается вследствие выхода из гражданства РФ и по иным основаниям, предусмотренным настоящим ФЗ или международным договором РФ.21

До последнего  времени  российское законодательство стояло на позиции непризнания за гражданами РФ двойного гражданства:  в случаях,  когда российский  гражданин имел доказательства  принадлежности к гражданству иностранного государства и фактически становился  лицом с двойным гражданством,  законодательство рассматривало его только как российского гражданина.

Часть 1 ст.  62 Конституции  РФ определяет, что российский         гражданин может одновременно иметь  и гражданство иностранного          государства. Но  допускается  это  только в одном из следующих случаев:

1) если такую возможность  предусматривает федеральный закон;

2) если  это  предусмотрено   международным договором Российской  Федерации.

Упоминание в  Конституции  федерального  закона означает, что  решение вопроса двойного гражданства  в  других  законодательных актах  недопустимо. 

Признание в соответствии с  Конституцией  двойного  гражданства  российских  граждан лишь в указанных,  строго ограниченных случаях означает,  что общий принцип,  по которому  за  лицом, состоящим в гражданстве  Российской Федерации, не признается принадлежность к гражданству другого государства, продолжает действовать.

Гражданин иностранного государства  при приобретении гражданства российской Федерации может сохранить гражданство  этой страны (обязательного отказа от иностранного отказа, при получении российского,  не требуется). Но в России в соответствии  с нашим законодательством будет  рассматриваться  только  как   российский гражданин.  Двойное гражданство будет за ним признано в России,  лишь если с иностранным государством, гражданином которого он является,  имеется соответствующий международный договор.

Наличие у  гражданина  РФ  гражданства иностранного государства  может создать определенные трудности, поскольку обладатель двух  гражданств  оказывается  связанным с двумя  государствами и должен подчиняться  закона  обоих.  Это  касается, например, несения военной службы.

Согласно ч.  2 ст. 62 Конституции  РФ, факт двойного гражданства не  умаляет прав и свобод российского  гражданина и не освобождает его  от обязанностей,  вытекающих  из  российского законодательства. Однако ч. 2 ст. 62 допускает, что федеральным  законом или международным договором  РФ может быть предусмотрено то  или  иное ограничение или освобождение от обязанностей, вытекающее из факта  двойного гражданства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Рассмотрев правовой статус иностранных граждан и лиц  без гражданства, а также лиц, имеющие двойное гражданство, следует отметить существенный недостаток в практическом регулировании вопросов связанных с данной категорией лиц.

Заканчивая рассмотрение вопроса правового статуса иностранных  граждан и лиц без гражданства, хотелось бы отметить в целях всестороннего  обеспечения прав и законных интересов  лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации, неуклонно должны соблюдаться, как международные договоры и  соглашения, так и нормы, содержащиеся в национальном законодательстве Российской Федерации.

Правовое положение лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации, регулируется Конституцией Российской Федерации, Законом о  правовом положении иностранных  граждан и рядом других законов.

Согласно Конституции  Российской Федерации, иностранные  граждане пользуются в Российской Федерации  правами и несут обязанности  наравне с гражданами России, кроме  случаев, установленных соответствующими нормативными актами.

Российское государство  гарантирует распространение на иностранных граждан принципы равноправия. Естественно, полного равноправия  иностранных граждан с гражданами Российской Федерации в России нет, как и нет в любом другом государстве.

Однако, в правовой практике, по-прежнему остается неясным конституционно-правовой статус лиц, не являющихся гражданами РФ (неграждан), который включает в  себя статус иностранного гражданина и лица безгражданства, находящегося на территории РФ.

По мнению ряда исследователей, постоянно проживающих в РФ иностранцев  нельзя относить к категории «иностранцев», т. к. их экономическая и правовая связь с родным государством очень условна.

При рассмотрении вопроса  о правовом статусе иностранных  граждан и лиц без гражданства  в РФ, учитывая многообразие общественных отношений, в которых участвуют  иностранные граждане и лица без  гражданства, их правовой статус включает конституционный, гражданско-правовой, административно – правовой, уголовно-правовой и иные аспекты, которые находятся  в системном единстве.

Правовой статус иностранных  граждан и лиц без гражданства  в РФ определяется внутренним законодательством  РФ, международными договорами бывшего  СССР с зарубежными государствами, а ныне РФ, а также иными актами международного права.

Информация о работе Правовой статус иностранцев и лиц без гражданства. Двойное гражданство