Правовой статус иностранцев и лиц без гражданства. Двойное гражданство

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 17:03, контрольная работа

Описание работы

Проблема иностранных граждан, существует у всех государств. Эта проблема появилась вместе с таким правовым институтом как государство. С началом регулирования отношений между людьми данного общества, государство столкнулось с неурегулированными отношениями между членами своего общества и "не членами" своего общества. В то время еще не существовало таких понятий как "иностранный гражданин" или "лицо без гражданства".

Содержание

Введение………………………………………………………………………….……..3

Глава I. Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства…………..4

Глава II. Правовой статус лиц, имеющих двойное гражданство……………....…..12

Заключение………………………………………………………………………..…...17

Список использованных источников…………………………………………...……19

Работа содержит 1 файл

конт по конст праву.docx

— 43.85 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА» В Г. УСТЬ-ИЛИМСКЕ

(Филиал ГОУ ВПО «БГУЭП»  в г. Усть-Илимске)

Кафедра Права

Специальность 030501 Юриспруденция

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«КОНСТИТУЦИОННОЕ  ПРАВО РОССИИ»

ВАРИАНТ 14

На тему: «Правовой статус иностранцев и лиц без гражданства. Двойное гражданство»

 

 

Руководитель                                                 

Преподаватель                                                                           Е.Н. Афанасова

 

Исполнитель

Студент группы ЮПБу-11                                                       Г.В. Богдан

e-mail                 rizzay@mail.ru                     

 

 

 

Усть-Илимск  2012

Оглавление

 

 

Введение………………………………………………………………………….……..3

 

Глава I. Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства…………..4

 

Глава II. Правовой статус лиц, имеющих двойное гражданство……………....…..12

 

Заключение………………………………………………………………………..…...17

 

Список использованных источников…………………………………………...……19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Проблема иностранных  граждан, существует у всех государств. Эта проблема появилась вместе с  таким правовым институтом как государство. С началом регулирования отношений  между людьми данного общества, государство  столкнулось с неурегулированными отношениями между членами своего общества и "не членами" своего общества. В то время еще не существовало таких понятий как "иностранный  гражданин" или "лицо без гражданства".

В настоящее время существует довольно много нормативных актов, которые в той или иной мере закрепляют и регулируют правовой статус иностранных граждан и лиц  без гражданства. Понятия "иностранный  гражданин" или "лицо без гражданства" в каждом государстве звучит по-своему, но везде основным является отсутствие гражданства данного государства  и наличие ограничений прав и  обязанностей по сравнению с гражданами.

Гражданство является основным признаком, определяющим права и  обязанности человека, как в своём  государстве, так и за его пределами. Так гражданин, находясь на территории своего государства, имеет права  и выполняет обязанности в  полном объёме. При нахождении на территории другого государства, тот же человек  обладает другим объёмом прав и обязанностей, которые устанавливает для него иностранное государство, на территории которого он находится. Если же человек  не имеет доказательств принадлежности к какому-либо государству, то объём  прав у него будет отличаться от объёма прав и обязанностей гражданина этого государства или иностранного гражданина.

Рассмотрение правового  статуса иностранных граждан  и лиц без гражданства на любом  этапе существования государства  всегда остаётся актуальным.

 

 

 

 

Глава I. Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства

 

Лица, находящиеся на территории того или иного государства, в  зависимости от наличия или отсутствия гражданства государства пребывания, могут относиться к одной из следующих  категорий: гражданин данного государства, иностранный гражданин или лицо без гражданства (апатрид). Гражданами называются физические лица, имеющие  устойчивую правовую связь с государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. 1

Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан  в Российской Федерации" даёт следующие  определения понятиям "иностранный  гражданин" и "лицо без гражданства". Иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином  Российской Федерации и не имеющее  доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. 2

По смыслу п.2 ст.2 Федерального закона Российской Федерации "О правовом положении иностранных граждан  в Российской Федерации" понятие "иностранный гражданин" включает в себя понятие "лицо без гражданства", за исключением случаев, когда федеральным  законом для лиц без гражданства  устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных  для иностранных граждан.

Установление содержания понятия "иностранный гражданин" имеет значение для определения  правового статуса соответствующих  категорий физических лиц, объёмов  прав и обязанностей лиц, находящихся  на территории иностранного государства  и осуществляющих там свою деятельность или же просто проживающих в иностранном государстве без осуществления какой-либо деятельности.

Правовое положение (правовой статус) 3 иностранных граждан и лиц без гражданства формируется в целом на основе общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров, права страны гражданства (страны места жительства) лица и права страны его пребывания. Более узким является понимание правового положения (правового статуса) 4 иностранного гражданина и лица без гражданства как совокупности прав, предоставляемых этим лицам, и обязанностей, возлагаемых на них в стране пребывания. В международном частном праве речь идёт о правах и обязанностях, возникающих в таких областях, как гражданские, семейные, трудовые отношения, осложнённые иностранным элементом.

Изменение правового статуса  производится только законодательным  путём, отражая развитие общества. Сама личность не может определить свой статус, она лишь действует, исходя из своего правового положения. Правовой статус есть средство не личности, а  государства, которое через определение  статуса задаёт ей исходную правовую позицию. Статус является фиксированной  моделью интересов личности.

Законодательство о правовом положении иностранных граждан  и лиц без гражданства в  Российской Федерации основывается на нормах Конституции Российской Федерации  и состоит из Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан  в Российской Федерации", и иных законодательных актов. Наряду с  этими нормами правовое положение  иностранных граждан в Российской Федерации определяется международными договорами Российской Федерации.

Базисным законодательным  актом является Закон "О правовом положении иностранных граждан  в Российской Федерации". Как закреплено в ст.1 Закона, он определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирует отношения между иностранными гражданами с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности.

Наряду с вышеуказанным  Законом существуют также нормы, направленные на регулирование особенностей правового статуса иностранных  граждан. Такие нормы можно встретить  в: Налоговом кодексе Российской Федерации, Жилищном кодексе, Таможенном кодексе, Трудовом кодексе, Земельном  кодексе, кодексе внутреннего водного  транспорта, Кодексе торгового мореплавания, Воздушном кодексе, Уголовно-процессуальном и Уголовно-исполнительном кодексе, Уголовном кодексе, Семейном кодексе, Гражданском кодексе, Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья и иных законодательных актах.

Как видно даже из представленного  списка, институт правового режима иностранных граждан охватывает огромное количество разноотраслевых  законодательных актов, устанавливая особенности статуса данной категории  лиц. Наряду с законами действует  большое количество подзаконных  актов, принятых, прежде всего, во исполнение положений Закона "О правовом положении иностранных граждан  в Российской Федерации". В качестве примера можно выделить ряд постановлений  Правительства Российской Федерации: постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года № 793 "О сроке временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан, поступающих на военную службу по контракту",5 Постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 2003 года № 532 "Об утверждении Положения о пребывании на территории Российской Федерации иностранных граждан - пассажиров круизных судов",6 постановление Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2003 года № 199 "Об утверждении Положения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации"7 и другие подзаконные акты.

Правовое положение иностранных  граждан в Российской Федерации  определяется также международными договорами Российской Федерации. Ратифицированные международные акты являются базисом  национального законодательства Российской Федерации.

Среди международных договоров  необходимо выделить Декларацию о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они  проживают (утверждена Резолюцией Генеральной  Ассамблеи ООН 40/144 от 13 декабря 1985 года), Всеобщую декларацию прав человека (принята  на третьей сессии Генеральной Ассамблеи  ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 года), Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк,19 декабря 1966 года), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк,19 декабря 1966 года), Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (Нью-Йорк, 7 марта 1966 года), Конвенция о статусе беженцев (Женева, 28 июля 1951 года) и ряд других международных договоров.

Отдельно необходимо выделить двухсторонние международные соглашения Российской Федерации с иностранными государствами, и, прежде всего, в рамках СНГ. Это, например: О правовом статусе граждан одного государства, постоянно проживающих на территории другого государства (Москва, 28 апреля 1998 года),8 Договор между Российской Федерацией и Республикой Армения о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Армения, и граждан Республики Армения, постоянно проживающих на территории Российской Федерации (Москва, 29 августа 1997 года),9 Договор между Российской Федерацией и Туркменистаном о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Туркменистана, и граждан Туркменистана, постоянно проживающих на территории Российской Федерации (Москва, 18 мая 1995 года),10 Договор между Российской Федерации и Республикой Казахстан о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан, и граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации (Москва,20 января 1995 года). 11

Данные двухсторонние  соглашения вводят такую дополнительную дефиницию как "постоянный житель", означающую гражданина одной стороны, постоянно проживающие на территории другой стороны на основании разрешения, выданного этой другой стороной.

Здесь "иностранные граждане, образно говоря, находятся как  бы в двойном подчинении - под  действием законов страны пребывания и законов страны своего гражданства". 12 Это естественно никак не может относиться к лицам без гражданства, так как они имеют правовую связь лишь с тем государством, на территории которого в данный момент находятся (проживают). Любое государство в подобных случаях фактически самостоятельно определяет их правовой статус до тех пор, пока они не приобретут гражданство какого-либо государства, либо не переедут в другое государство.

Говоря о правовом положении  и правовом статусе иностранных  граждан и лиц без гражданства, не следует забывать и о правовом режиме иностранцев. Правовой режим  иностранцев - это правовой статус, определяющий объём их прав и обязанностей на территории государства пребывания. 13

В российском законодательстве имеются примеры включения специальных  норм о национальном режиме в законы, регулирующие определённую сферу правоотношений. Так, в соответствии с положением Федерального закона от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" право на получение адвокатского статуса не зависит от принадлежности к гражданству, причём особо оговорено, что иностранные граждане и лица без гражданства, получившие в установленном  порядке статус адвоката, допускаются  к осуществлению адвокатской  деятельности на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено  федеральным законом. 14

Специальный режим предусмотрен в некоторых случаях, связанных  с привлечением иностранцев к  юридической ответственности. Так, если граждане России не могут быть выданы иностранным государствам, то экстрадиция иностранных граждан  и лиц без гражданства вполне допустима. А Кодекс об административных правонарушениях, называя среди  возможных видов наказания выдворение за пределы Российской Федерации, устанавливает, что оно может быть применено только к иностранным гражданам или лицам без гражданства. 15 Специальный режим может заключаться в предоставлении определённых преимуществ для иностранцев в виде дополнительных прав или путём исключения некоторых обязанностей.

Следует упомянуть ещё  об одном принципе правового положения  иностранных граждан - принцип не дискриминации.

Информация о работе Правовой статус иностранцев и лиц без гражданства. Двойное гражданство