Правовой статус гражданина

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 12:50, реферат

Описание работы

Изучение содержания и форм политической функционирования системы на современном этапе развития нашего общества требует анализа различных аспектов политико-правового состояния личности, а также взаимоотношений ее как с отдельными элементами политической системы, так и с российским государством. Взаимоотношения государства и личности, а также связи государства и личности, которые длятся на протяжение всей жизни человека, а кое-какие вопросы такие как честь и достоинство гражданина, аспекты авторского права, имущественные вопросы продолжались и после смерти человека. Эти вопросы не могли не волновать выдающихся мыслителей человечества – философов, историков, правоведов, можно назвать эти вопросы извечным предметом изучения и споров. По мнению Д.Л.Златопольского проблема эта остается острой и животрепещущей и сегодня, тем более, что пока еще в ее исследовании сделаны лишь первые шаги.1

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
1 Взаимосвязь личности и права…………………………………………………..4
1.1 Понятие и структура политико-правового состояния личности…………….4
1.2 Правовой статус личности……………………………………………………..8
2 Проблема гарантий прав личности……………………………………………13
2.1 Гарантии правового статуса личности………………………………………13
2.2 Международно-правовое регулирование положения личности…………...17
Заключение………………………………………………………………………..22

Работа содержит 1 файл

курсовая работа для сайта.doc

— 133.00 Кб (Скачать)

     Все гарантии: и специальные (юридические) и общие действуют в комплексе. Если общие гарантии оказывают воздействие, создают атмосферу реализации правового статуса, способствуют развитию личности, то юридические гарантии представляют собой систему взаимосвязанных форм и средств (нормативных, процессуальных, институциональных), обеспечивающих надлежащее признание, защиту и реализацию определенных прав и соответствующих им обязанностей, а также конструктивное выражение принципа «самозащиты» права. В них заложена идея согласованного действия права и государства, в то время как одни формы, направления и функции государственно-правовой регуляции и деятельности служат  также и защитным механизмом для других. Гарантиями же самих юридических гарантий являются правовое государство и правовые законы. 

     2.2 Международно-правовое регулирование положения личности 

     В связи с происходящими демографическими реформами в российском государстве  появляется необходимость введения новых характеристик, раскрывающих качество общественного положения  людей. Оценкой измерения этого  качества принято считать общечеловеческие ценности, международно-правовые стандарты, среди которых главное место принадлежит правам человека. Следует подчеркнуть, что актуальность проблемы прав человека в современной России как раз и связана с введением в юридическую практику общепризнанных оценок, которые выступают не только мерой, но и ориентиром в общественном развитии.

       Ценность прав человека состоит  в том, что в них изначально  заложены те принципы взаимодействия  человека и общества, которые  обеспечивают нормальную жизнедеятельность и человека и общества. Проблема взаимодействия прав человека и прав гражданина остается малоисследованной, потому что личность выступает и как субъект прав человека, и как субъект прав гражданина. Отсюда современное осмысление значения соблюдения прав человека приобретает еще и практическую ценность.

     Для того, чтобы построить правовое государство  в России, нужно признать на государственном  уровне интересы, потребности каждого  гражданина, необходимые для его  существования и развития. Данные требования закреплены в Декларации о государственном суверенитете РСФСР, Декларации прав и свобод человека и гражданина, в Конституции РФ. В качестве основной цели правового регулирования как первичной, главной ценности современного общества выступает соблюдение прав человека.

     Для совершенствования норм международного права, а также успешного осуществления  внутригосударственных правовых форм создаются более эффективные  возможности в результате развития межгосударственных отношений, экономических  связей и коммуникационных систем. К традиционным формам реализации прав граждан относится соблюдение, исполнение, использование и применение права. Под соблюдением прав граждан понимается воздержание от нарушений официальных, формально определенных правовых запретов. В то же время соблюдение прав человек подразумевает уважение к правам личности, признание ее прав на государственном уровне. Таким образом, по мнению Е.А. Королец порядок соблюдения прав человека строится на принципе уважения личности человека, его достоинства12. Современные правовые тенденции России, связанные с признанием на государственном уровне необходимости соблюдения прав человека, закрепленные в различных международных обязательствах, прежде всего направлены на значительное развитие гарантий соблюдения и расширения прав и свобод личности. Это находит свое отражение в нормативных правовых

актах, касающихся сферы правоохранительной деятельности и государственных  органов.  Теория естественных прав нашла свое нормативное закрепление  в ряде законодательных актов: Билль о правах (1689г); американский Билль о правах (1789-1791гг.), французская Декларация прав человека и гражданина (1789 г)  и других. Хотя сама Всеобщая декларация прав человека не создает для государств обязательных норм поведения в сфере прав человека, но в преамбуле декларации это стоит как задача,  к выполнению которой должны стремиться все народы и государства. На основании  этой Декларации  были приняты международные правовые акты и договоры: пакты о гражданских и политических, экономических, социальных и культурных  правах, которые должны в обязательном порядке выполняться всеми государствами, которые их подписали.

     С установлением в Российском государстве  демократических начал, появилось  новое отношение к отрицаемому  ранее принципу неотъемлемости прав и свобод человека. Идея прав человека вполне самостоятельно существует в государственной и общественной жизни, что ранее отрицалось в государстве советского периода. Нельзя отрицать, что основные естественные права человека существуют независимо от и государственного признания как результат общественного развития, и как возможность человека обладать различными материальными и культурными благами. Права человека – это общесоциологическая категория, так как именно как правовая категория права человека признаны во всем мире. Если же они отсутствуют в законодательстве какого-либо государства, то это вовсе не значит, что они не являются правом, они просто не имели силы закона для конкретного государства.

       Права человека реализуются в  общих правоотношениях, которые складываются при охране государством элементарных и неотчуждаемых прав человека. Для субъекта права достаточно обладать лишь правоспособностью. От граждан не требуется никаких особых качеств и способностей, чтобы стать правоспособным, поскольку и СА закон признал их равными, независимо от их происхождения, социального и имущественного положения, национальности, образования, языка, отношения к религии, рода занятий, места жительства, пола и других обстоятельств. Отсюда, каждый человек правоспособен и является субъектом права в правоотношениях общего типа.

       С 1992 года Россия подключилась  к деятельности межправительственной  организации – Совета Европы, но в силу различных обстоятельств (война в Чеченской республике) ей  поначалу не предлагалось войти в число его членов, но учитывая ее стремление к соблюдению прав человека, приведению внутреннего законодательства в соответствие с международными и европейскими стандартами, мирному решению конфликта в Чеченской Республике, Комитет Министров пересмотрел свое отношение к России, согласно Резолюции № 96, Россию пригласили стать членом Совета Европы. Следует учесть, что членом Совета Европы может стать любое европейское государство, если оно признает принцип верховенства закона и гарантирует каждому, находящемуся под его юрисдикцией, пользование основными правами и свободами. Совет Европы имеет свои основные цели, которыми являются: защита и укрепление плюралистической демократии и прав человека; поиски решения проблем, стоящих перед обществом; воздействие формированию подлинной культурной европейской идентичности. Впоследствии европейские конвенции и соглашения служат основой для внесения соответствующих изменений в законодательство государств-участников. Комитетом Министров разработано более 150 конвенций в том числе такие как: Европейская конвенция о правах человека, Европейская культурная конвенция, Европейская социальная хартия, Конвенция по предотвращению пыток, Конвенция по борьбе с терроризмом и другие. Задача России – способствовать выполнению конвенций и других актов Совета Европы.

     5 мая 1999 года Россия ратифицировала  Конвенцию о защите прав человека  и основных свобод Ратификация  Россией Европейской конвенции  позволяет всем лицам, находящимся  под ее юрисдикцией, обращаться  в Европейский Суд, если они считают свои права нарушенными, что подтверждается статьей 46 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, в которой говорится, что "каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты".

     Суд рассматривает жалобы, связанные  с нарушением тех прав, которые  гарантированы Конвенцией и Протоколами к ней. В остальных случаях жалобы отклоняются. В России положения Конвенций СЕ нашли отражение и в федеральных законах. Таких, как Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (с изменениями от 27 июля 2006 г., 8 ноября, 22, 30 декабря 2008 г.); Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"13 С 1 января 2004 г. вступил в силу Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе"14, вносятся изменения и в другие законодательные акты в соответствии с требованиями положений Протоколов Конвенций Совета Европы.

     Таким образом, являясь членом Совета Европы, Россия планомерно и целенаправленно  идет по пути исполнения положений  Протоколов  принятых Конвенций. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     На  основании вышеизложенного можно  сделать вывод, что правовой статус личности составляет лишь часть ее общественного статуса и относится к связям личности только и именно с государством, а не с обществом в целом. Но статус личности как человека характеризует одновременно и ее связь с государственно организованным обществом.

     Если  понятие «человек» означает разумное психофизиологическое или биосоциальное  существо, живущее в обществе, то понятие «личность» как научная  абстракция подчеркивает факт наиболее полного отделения человека от природы, его опосредованное отношение к природе, определяемое конкретно-историческими условиями и отличающееся тем или иным уровнем отношения с обществом. Гражданин же – это личность, действующая в политической жизни, имеющая политические права, обязанности, свободы. Вопрос о правах человека и гражданина является составной частью проблемы фактического положения личности в обществе и государстве.  Такие положения как «правовой статус» и «правовое положение» личности  близкие понятия, в них отражаются все составные стороны юридического бытия индивидов: их интересы, потребности, мотивы, трудовая, политическая, общественная и другая деятельность, а также все виды взаимоотношений друг с другом и с государством. То есть правовой статус личности определить можно, как юридически закрепленное положение личности в государстве и обществе.

     Существует  несколько видов правового статуса: общий конституционный статус человека и гражданина; специальный или  родовой статус определенной категории  граждан; индивидуальный статус, который  характеризует пол, возраст, семейное положение и т.д.; статус иностранцев, лиц без гражданства, лиц с двойным и тройным гражданством; отраслевые правовые статусы (уголовно-процессуальный, административно-процессуальный и другие); статус физического лица.

     Международно-правовые документы устанавливают общеправовые стандарты прав и свобод личности, определяющие тот уровень, ниже которого государства не могут опускаться. Права и свободы человека  стали объектом внимания всего международного сообщества, а не внутренним делом  конкретного государства.

Информация о работе Правовой статус гражданина