Правовое регулирование оснований и порядка досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 12:37, курсовая работа

Описание работы

В Российской Федерации пост Президента, избираемого всенародным голосованием, введен Законами от 24 апреля 1991 г. «О Президенте РСФСР» и «О выборах Президента РСФСР», оформившими результаты первого референдума, проведенного в России 17 марта 1991г.1
С принятием Конституции РФ в 1993 г.2 многие нормы, определяющие правовой статус Президента РФ, закреплены в ней.

Содержание

Введение
Понятие и виды оснований досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации
Конституционно-правовая процедура отставки Президента Российской Федерации
Конституционно-правовая процедура досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия
Конституционно-правовая процедура отрешения Президента Российской Федерации от должности
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Соболев.doc

— 209.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение

  1. Понятие и виды оснований досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации
  2. Конституционно-правовая процедура отставки Президента Российской Федерации
  3. Конституционно-правовая процедура досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия
  4. Конституционно-правовая процедура отрешения Президента Российской Федерации от должности

Заключение

Список литературы

 

 

Введение

 

В Российской Федерации  пост Президента, избираемого всенародным  голосованием, введен Законами от 24 апреля 1991 г. «О Президенте РСФСР» и «О выборах  Президента РСФСР», оформившими результаты первого референдума, проведенного в России 17 марта 1991г.1

С принятием Конституции РФ в 1993 г.2 многие нормы, определяющие правовой статус Президента РФ, закреплены в ней.

Согласно Конституции  РФ Президент является главой государства. Он выступает гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости, государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, осуществляя полномочия, взаимодействует с высшими органами государственной власти3.

За 18 лет существования данного поста были изданы следующие акты, регламентирующие его деятельность: ФКЗ от 17 декабря 1997г. №-2 ФКЗ "О Правительстве РФ"4, ФЗ от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ "О выборах Президента РФ"5, ряд указов Президента РФ о полномочных представителях президента в органах государственной власти и др.

В настоящий момент не существует единого закона, в котором  бы освещался механизм реализации норм о Президенте РФ. Именно в нем  можно было бы отразить особенности  выборов президента, прекращения его полномочий, досрочное прекращение полномочий и т.д.

Глава государства осуществляет свои функции и полномочия в определенном временном пространстве, протяженность  которого сказывается на вырабатываемой Президентом России государственной  политике, интенсивности и динамике его деятельности. Увеличение срока полномочий Президента Российской Федерации до шести лет в ежегодном Послании главы государства Федеральному Собранию Российской Федерации 2008 г, например, обосновывалось, прежде всего тем, что оно позволит Президенту не только определить направление дальнейшего развития страны и начать осуществление намеченных целей, но и во многом реализовать задуманное в течение одного срока полномочий. Тем самым повышается ответственность главы государства перед гражданами и обществом в целом за результаты своей деятельности6.

Продолжительность деятельности главы государства, включающая основания  досрочного прекращения исполнения полномочий, непосредственно характеризует  его статус, отражает существующий в государстве конституционно-правовой режим, влияет на уровень развития государственной демократии.

Досрочное прекращение  исполнения полномочий Президента РФ представляет собой отдельный и особый институт конституционного права, характеризующий природу президентуры в России.

Основания прекращения  исполнения полномочий главы государства  до истечения конституционного срока  вызываются обстоятельствами, требующими отлаженного и надежного механизма  обеспечения непрерывности президентского властвования.

Вопросы досрочного прекращения исполнения полномочий главы государства непосредственно вытекают из конституционно-правового статуса Президента РФ, который получил последовательный анализ в трудах С.А. Авакьяна, М.В. Баглая, О.В. Брежнева, Г.В., Зорькина, Н.С. Зыковой, Е.И. Козловой, С.Г. Колбая, О.Е. Кутафина, Л.В. Лазарева, Л.А. Окунькова, О.Г. Румянцева, М. Статкевичюс, А.Е Якубова и др.

Даная курсовая работа содержит совокупный анализ оснований досрочного прекращения исполнения полномочий Президента РФ, основанный на использовании современной практики президентского властвования в России. Проводится сравнительный анализ института отрешения от должности Президента в рамках Основного Закона РСФСР 1978 г.7 и Конституции РФ 1993 г. Рассматриваются основания и процедура отрешения от должности главы государства как в России, так и в зарубежных странах. Выявляются пробелы в действующем законодательстве, предлагаются формы их преодоления.

 

 

1 Понятие и виды оснований досрочного прекращения полномочий

Президента  Российской Федерации

 

Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно по трем основаниям, предусмотренным в ч. 2 ст. 92 Конституции РФ: 1) в случае его отставки; 2) стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия; 3) отрешения от должности.

В соответствии с Конституцией РФ Президент наделен чрезвычайно  широкими полномочиями. Влияние Президента на процессы, происходящие как в  государственной, так и в общественной жизни страны очень велико. В то же время прямым основанием для отрешения Президента от должности согласно ныне действующей Конституции РФ выступает лишь обвинение в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления8.

Сравнивая Конституцию  РФ 1993 г. с предыдущим Основным Законом  Российской Федерации, следует отметить закрепление большего числа оснований для импичмента Президента в документе 1978 года. В их число входило нарушение Конституции, законов и присяги9. В присяге Президента РФ Конституции 1993 г. также предусмотрена клятва «соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации»10. Однако это обязательство имеет чисто декларативный характер, так как никакой ответственности Президента за нарушение Конституции не предусмотрено11. Кроме того, в рамках предыдущего Основного Закона предусматривалась и такая мера конституционной ответственности, как «автоматическая» утрата Президентом полномочий в случае роспуска или даже приостановления им деятельности законно избранных органов власти12.

Рассмотрим  опыт урегулирования данного вопроса  в зарубежных странах.

В настоящее время  существует группа стран, где глава  государства обладает неприкосновенностью  и вследствие этого вообще не несет  никакой юридической ответственности. Такая юридическая формула типична  для монархий. «Личность Короля неприкосновенна, и он не подлежит ответственности» (ст. 56 Конституция Испании)13.

В некоторых странах  предусмотрен институт контрассигнатуры. Задача этого правового института  состоит в том, чтобы перенести  ответственность с главы государства  на нижестоящее должностное лицо за совместно подписываемый ими нормативный акт. Так, в соответствии со ст. 58 Основного Закона Федеративной Республики Германии для «действенности предписаний и распоряжений Федерального президента необходима их контрассигнатура Федеральным канцлером или компетентным федеральным министром»14.

Переходя непосредственно  к наиболее распространенному методу воздействия на Президента – отрешению  от должности, – видно, что одним  из наиболее типичных оснований, закрепленных во многих конституциях, как и в  Конституции РФ, выступает государственная измена – ст. 90 Конституция Итальянской Республики15, ч. 2 ст. 45 Конституция Республики Кипр16.

Достаточным основанием для привлечения к ответственности  главы государства в ряде стран  является умышленное нарушение конституции страны (ч. 1 ст. 61 Основной Закон ФРГ17; ч. 4 § 31 Конституция Венгерской Республики18 и др.). В отношении Президента ФРГ это основание расширено – ему может быть предъявлено обвинение в «умышленном нарушении им Основного или другого федерального закона», причем вменяться в вину может как действие, так и бездействие Президента.

Наименее распространенным основанием для предъявления обвинения  Президенту является совершение им иных тяжких преступлений. Так, в соответствии с Конституцией США Президент  и высшие гражданские должностные лица могут быть отстранены от должности по импичменту за государственную измену, взяточничество или другие тяжкие преступления и проступки (раздел 4 Статья II Конституция США19).

Отдельные конституции  закрепляют оригинальную формулировку условий отрешения от должности. Так, Президент Мальты может быть отрешен от должности за недостойное поведение (п. b ч. 3 ст. 48 Конституция Мальты20). В результате обвинения в совершении установленного правонарушения лишиться поста может глава Ирландии (ч. 10.1 ст. 12 Конституция Ирландии21). За преступления, совершенные в связи с исполнением своих обязанностей, может быть привлечено к ответственности высшее должностное лицо Португалии (ст. 130 Конституция Португальской Республики22).

В ряде зарубежных государств основные законы вообще не ограничивают перечень оснований для отрешения главы государства отдельными составами преступлений. Так, Президент Эстонии может быть привлечен к уголовной ответственности только по представлению канцлера юстиции с согласия большинства членов Государственного Собрания или если на то соглашается Сейм Латвии большинством не менее 2/3 голосов (ст. 85 Основной Закон Эстонской Республики23).

Таким образом, зарубежная конституционная практика придерживается весьма расширенного толкования оснований импичмента.

При анализе  конституционных оснований отрешения  Президента РФ от должности видна  их несогласованность с действующим  уголовным законодательством Российской Федерации. Верховенство Конституции  требует приведение в соответствие с ней уголовного законодательства в части характеристики уголовных преступлений. Сами конституционные основания отрешения Президента РФ от должности представляются неадекватными с позиций статуса и предназначения президента демократического государства.

Понятие государственной измены Президента нельзя отождествлять с тем понятием государственной измены, которое содержится в Уголовном Кодексе Российской Федерации24. Согласно ст. 275 Кодекса государственная измена представляет собой совершение гражданином РФ действий по оказанию помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям, направленных в ущерб внешней безопасности государства. Президент – не рядовой гражданин, а глава государства, наделенный широкими полномочиями; круг деяний, образующих состав преступления «государственная измена Президента» - может и должен быть специально оговорен в уголовном законе и не может сводиться к указанным в ст. 275 УК формам (шпионаж, выдача государственной тайны, иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности против России). В данном контексте существенную роль в субъектной персонификации государственной измены Президента могла бы иметь присяга главы государства.

Что же касается обвинения в совершении иного тяжкого преступления – их виды определяются УК и не подлежат расширительному толкованию. При этом, однако, необходимо учитывать, что УК впервые законодательно классифицировал преступления в зависимости от характера и степени общественной опасности деяния, выделив тяжкие преступления и особо тяжкие преступления25.

Таким образом, Президент РФ вправе безнаказанно совершать  умышленные преступления, предусматривающие  наказание в виде лишения свободы  на срок не свыше пяти лет, и неосторожные преступления, за совершение которых предусмотрено более строгое наказание, в том числе преступления, повлекшие гибель двух или более лиц, и оставаться Президентом26. Уголовным кодексом РФ предусмотрены давностные сроки привлечения к уголовной ответственности: при совершении тяжкого преступления 10 лет, а при совершении особо тяжкого преступления – 15 лет (ст. 78 УК РФ). Но это в отношении простых смертных. Президент же, если процедура отрешения его от должности «проволокитилась» в течение трех месяцев27, не только не может быть привлечен к уголовной ответственности, но, более того, несмотря на заключение Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента признаков государственной измены или тяжкого преступления, продолжает оставаться главой Российской Федерации28.

Привлечь Президента к уголовной ответственности  невозможно даже после отрешения  его от должности. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. № 12-ФЗ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнения своих полномочий, и членам его семьи»29 бывший Президент тоже обладает неприкосновенностью и не может быть привлечен к уголовной ответственности за деяния, совершенные им в период исполнения полномочий Президента. На основании ч. 2 ст. 92 Конституции РФ Президент может в любое время прекратить свои полномочия, подав в отставку, сделав себя тем самым неподсудным30. Получается, что здесь налицо явный пробел в законодательстве.

Совершенно очевидно, что  Президент, совершивший любое уголовное  преступление должен подлежать процедуре отрешения от должности. Иными словами, основанием отрешения Президента РФ от должности я считаю нужно указать «совершение им уголовного преступления».

Недостаточность предусмотренных  ст. 93 Конституции РФ оснований отрешения Президента РФ от должности получила глубокую разработку в трудах многих ученых. Так, С.А. Авакьян отмечает отсутствие ответственности Президента за нарушение Конституции, законов, присяги. О.В. Брежнев предлагает предусмотреть в качестве основания отрешения Президента от должности «нарушение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, повлекшее тяжкие последствия». Н.С. Зыкова считает необходимым введение полноценного института конституционной ответственности Президента в форме отрешения от должности за действия и решения, противоречащие Конституции РФ31.

При этом едва ли возможно указанные основания для отрешения  Президента от должности считать  исчерпывающими, поскольку Конституция  имеет ввиду прекращение исполнения полномочий не «абстрактным» Президентом, а лицом, состоящим в должности. Следовательно, к указанным в ч. 2 ст. 92 Конституции основаниям следует отнести смерть Президента, утрату им гражданства РФ или приобретение гражданства иностранного государства, переезд на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации, т.е. утрату права на избрание, как оно определено в ч. 2 ст. 81 Конституции32.

Конституция РФ не оговаривает естественной причины досрочного прекращения  полномочий Президента. Вместе с тем, в конституциях многих стран в  качестве одного из оснований называется и кончина (смерть) Президента (ч. 1 ст. 96 Конституция Румынии 33; п. «а» ч. 1 ст. 44 Конституция Республики Кипр34; ч. 1 ст. 90 Конституция Республики Молдова35 и др.). В российском законодательстве подобное основание указывается применительно к досрочным основаниям прекращения полномочий члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы36, аналогичное основание предусмотрено и применительно к судьям Конституционного Суда37.

Информация о работе Правовое регулирование оснований и порядка досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации