Правовое положение личности в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 04:00, курсовая работа

Описание работы

Тема данной курсовой работы «Правовой статус личности в Российской Федерации». Следовательно, предметом исследования здесь является взаимные отношения и связи между Российской Федерацией и личностью, а объектами исследования правовой статус личности и государство как орган, как институт политической власти.
Уже многие теоретики такие как, Златопольский Д.Л., Витрук Н.В., Воеводин Л.Д., Ильин И.А., Мальцев Г.В. занимались исследованием этой проблемы. Тем не менее, она остаётся острой и животрепещущей. Сам Златопольский Д.Л., отмечает, что в её исследовании сделаны лишь первые шаги.

Содержание

Введение 3
1.Основы правового статуса личности 5
1.1 Понятие и структура правового статуса личности 5
1.2 Современные взгляды на государство и личность. 11
1.3 Правовой статус человека и гражданина в РФ на современном этапе. 15
2. Характеристика правового положения личности в РФ 18
2.1 Способы приобретения и утраты гражданства РФ 18
2.2 Общая характеристика прав и свобод личности в РФ 24
2.3 Обязанности человека и гражданина Российской Федерации 29
3. Гарантии прав и свобод личности в РФ 30
Заключение 33
Библиографический список 34

Работа содержит 1 файл

институт прав личности.docx

— 70.06 Кб (Скачать)

 

Гражданство следует рассматривать  и как правовую категорию, связанную  с населением государства. Необходимо различать фактическое население, о котором уже говорилось выше, и население в государственно-правовом смысле. К последнему относятся лишь граждане данного государства, но не только те, которые проживают на его территории, но и находящиеся  за рубежом.

Каждое государство в  силу своего суверенитета самостоятельно регулирует вопросы приобретения и  утраты гражданства.

Так, к способам приобретения гражданства относят: приобретение гражданства по рождению (происхождению); приобретение гражданства путем натурализации; приобретение гражданства в результате реинтеграции (восстановления), которая может иметь место в случае отмены решения о незаконном лишении гражданства; приобретение гражданства в результате пожалования, как случая предоставления гражданства за особые заслуги перед государством.

Основным способом приобретения гражданства является получение  его в силу рождения (филиация), что  вполне объяснимо: основная масса людей, получив гражданство при рождении, не меняет его на протяжении всей своей  жизни.

Для признания у родившегося  лица права на гражданство важно, на какой территории он родился либо гражданами какого государства являются его родители.

Согласно принципу "права  крови" гражданами государства являются все лица, рожденные от граждан  данного государства, то есть гражданство  ребенка определяется гражданством его родителей и не зависит  от места рождения. Этому принципу следуют многие страны Европы, в  том числе и Россия.

Согласно принципу "права  почвы" (территориальный принцип), гражданство определяется по месту  рождения ребенка и не зависит  от гражданства его родителей. "Право  почвы", согласно Венской конвенции  о дипломатических сношениях 1961 года и Факультативному протоколу  об обязательном разрешении споров к  Венской конвенции о консульских  сношениях 1963 года, не распространяется на детей иностранных дипломатов и консулов.12 В случае коллизии этих двух принципов возможно возникновение двойного гражданства.

Что касается приобретения гражданства Российской Федерации  по рождению, то порядок приобретения гражданства по рождению регламентирован  статьей 12 ФЗ РФ от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ "О  гражданстве Российской Федерации".13

Основным принципом приобретения гражданства РФ по рождению является "право крови", однако законодатель применяет территориальный принцип "права почвы" с оговоркой "если государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему свое гражданство".

  Другим способом приобретения гражданства является так называемое укоренение, или приобретение гражданства в порядке натурализации. Международному праву известны индивидуальная натурализация, производимая по заявлению индивида, а также натурализация в силу правопреемства государств.

Приобретение гражданства  в порядке натурализации является добровольным актом волеизъявления со стороны натурализуемого лица. Это выражается как в подаче заявления  о натурализации, так и в молчаливом согласии при территориальном изменении  государства.

Очевидно, что натурализация  без согласия государства невозможна. Также недопустимы односторонние  действия государства, направленные на навязывание своего гражданства  гражданину другого государства  или лицу без гражданства, как противоправные с точки зрения норм международного права. Такая натурализация считается принудительной и является ничтожной с самого начала.

Практически во всех государствах в законодательном порядке закреплены определенные предпосылки натурализации, основной из которых является домицилий - ценз оседлости - определенной длительности. Для России такой ценз оседлости  составляет 5 лет (п. "а" ч. 1 ст. 13 ФЗ "О гражданстве РФ"). Условие  о необходимости фактической  связи с государством, или оседлости, содержится в ряде международно-правовых актов. Кроме того, законодательно может  быть закреплен и ряд дополнительных условий: знание языка, достижение определенного  возраста, наличие законного источника  средств к существованию и  др.

  В законодательстве и практике многих государств утвердилось положение о том, что "жена следует гражданству мужа". В то же время в большинстве правовых систем закреплен принцип, согласно которому вступление в брак с иностранцем не влияет на гражданство женщины. Данный принцип существовал в законодательных актах СССР, а в настоящее время нашел отражение в статье 8 Федерального закона "О гражданстве РФ", где указано, что заключение или расторжение брака между гражданином РФ и лицом, не имеющим гражданство РФ, не влечет за собой изменение гражданства.

Конвенцией о гражданстве  замужней женщины 1957 года (ст. 3) и Конвенцией о ликвидации всех форм дискриминации  в отношении женщин (ст. 9) установлено, что женщина, вступая в брак с  иностранцем, имеет право сохранить  свое гражданство или в порядке  добровольной натурализации принять  гражданство мужа.

  Если натурализация основана на законе, то она не зависит от личного выбора лица. Натурализация по указанному основанию имеет место в случае усыновления, установления опеки, признания отцовства, поступления на военную или государственную службу. Так, в ряде латиноамериканских государств и в США предусмотрен принцип "лояльности лица в отношении своего государства", согласно которому гражданин теряет первичное гражданство в случае поступления на государственную службу для ведения подрывной деятельности.

Натурализация в силу правопреемства государств имеет место при заключении мирных договоров, специальных соглашений по территориальным вопросам: в связи с образованием новых государств в результате объединения двух или нескольких государств в одно государство; в связи с разделением одного государства и образованием нескольких государств.

Исходя из этого, натурализация  в силу правопреемства может иметь  место в результате появления  нового субъекта международного права.

Приобретение гражданства  в силу правопреемства также может  иметь место:

при заключении соглашений о репатриации; при переходе части территории от одного государства к другому, а также при обмене отдельных участков территории между сопредельными государствами; при добровольном выборе гражданства - оптации; при автоматическом изменении гражданства - трансферте, встречавшемся крайне редко, население территории, переходящей от одного государства к другому, соответственно переходило из одного гражданства в другое, независимо от его согласия.

Под оптацией следует понимать предоставляемый международным  договором свободный выбор отдельным  лицом гражданства одного из договаривающихся государств. Различают позитивную оптацию, то есть отказ в пользу какого-то государства, и негативную - отказ  от одного из своих гражданств.

Значительное число международных  договоров об оптации было заключено  Советским Союзом после войны 1941 - 1945 гг., что было связано с некоторыми территориальными изменениями.

В современном международном  праве вопросы лишения гражданства  разработаны сравнительно слабо. В  статье 8 Конвенции о сокращении безгражданства 1961 года содержится обязанность  государства не прибегать к лишению  лиц гражданства, если это решение  делает их апатридами. Вместе с тем  эта норма не является общепризнанной.

В соответствии с Законом  о гражданстве 1991 г. в Российской Федерации было запрещено лишать людей гражданства России. Это  же запрещение подтверждено в Конституции  РФ (п. 3, ст. 6) и поддержано Законом  о гражданстве 2002 г.

Законными основаниями утраты гражданства Российской Федерации  считаются: выход из гражданства; отмена решения о приеме в гражданство; выбор (оптация) гражданства, усыновление.

Выход из гражданства - добровольный акт достигшего 18 лет гражданина, проживающего на территории России, осуществляется по его личному письменному заявлению  на имя Президента Российской Федерации, подаваемому через органы МВД. Выход  из гражданства России лица, проживающего на территории иностранного государства, осуществляется на основании его  добровольного волеизъявления в  упрощенном порядке.

Каждый взрослый член семьи  изъявляет намерение выйти из гражданства самостоятельно. Дети до четырнадцати лет автоматически  следуют за родителями. С четырнадцати до восемнадцати лет - должны выразить свое согласие с решением родителей.

Ходатайство о выходе из российского гражданства может  быть отклонено, если гражданин имеет  неисполненные обязательства перед  государством. Выход из гражданства  Российской Федерации не допускается, если гражданин привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу или  он еще не исполнил обвинительный  приговор суда.

Решения об отказе в выходе из гражданства или регистрации  прекращения гражданства, так же как и споры между родителями о гражданстве детей, если гражданство утрачивает лишь один родитель, обжалуются в суде.

Решение о приеме в гражданство  может быть отменено, если лицо получило гражданство на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов, причем этот факт установлен в судебном порядке. Отмена возможна только в течение  пяти лет после приема.

Выбор гражданства (оптация) другого государства при изменении  границы Российской Федерации. Это  право имеют граждане, постоянно  проживающие на данной территории, в порядке и в сроки, определяемые международным договором.

Усыновление, установление опеки и попечительства со стороны  иностранных граждан над гражданами России. При этом необходимо ходатайство  усыновителей и гарантия предоставления усыновленному или подопечному  иного гражданства. Это компетенция  органов МВД или МИД. Спорные  вопросы решаются в суде.

Срок рассмотрения заявлений  по вопросам гражданства в различных  государственных органах не может  превышать шести месяцев, а ходатайств - девяти месяцев.

Гражданство Российской Федерации  считается приобретенным или  прекращенным со дня принятия решения  полномочным органом или издания  Указа Президента России.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Общая характеристика прав и свобод  личности в РФ

 

Понятие основных прав и  свобод человека и гражданина может  быть сформулировано следующим образом: конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина – это его неотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в надлежащих случаях в силу его гражданства), защищаемые государством и составляющие ядро правового статуса личности.14

Традиционно права личности делятся по сферам их реализации на три группы: 1) личные (гражданские); 2) политические; 3) экономические, социальные, культурные права. В Конституции Российской Федерации такого разделения прав на группы нет. Вероятно, это связано с тем, что все классификации прав личности достаточно условны, поскольку одно и то же право может быть отнесено к разным группам. Так, например, свобода слова может бытьпризнана личным правом, а может быть отнесена к политическим правам. 

Личные права производны от естественного права на жизнь  и свободу и призваны гарантировать человеку индивидуальность в отношениях с другими людьми и государством. В действующей Конституции личные права и свободы (ст. 20 – 29) не только открывают главу о правах и свободах человека и гражданина, но и представлены в значительно более широкой степени, чем это было в предшествующих, советских конституциях.

Специфические особенности  личных прав и свобод заключаются  в следующем: эти права и свободы  являются по своей сущности правами  и свободами человека, т. е. каждого, и не увязаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него; эти права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения; это такие права и свободы, которые необходимы для охраны жизни, свободы, достоинства человека как личности, и другие естественные права.15

К личным правам относятся: право на жизнь (ст. 20 Конституции РФ), которое означает, что никто не может быть произвольно лишен жизни; право на достоинство (ст. 21 Конституции РФ), предполагающее право на уважение и обязанность уважать других, запрет подвергать пыткам, насилию, другому жестокому обращению или наказанию; право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 29 Конституции РФ), выражающееся в возможности совершать любые правомерные, т.е.в рамках закона, действия. Это право предполагает ограничение должностных лиц в применении принуждения к людям. Личная неприкосновенность означает: что никто не вправе силой или угрозами принуждать человека к каким-то действиям, подвергать его истязанию, обыску, наносить вред здоровью; право свободно распоряжаться своей судьбой: учиться, жениться, голосовать и т.п.; право на неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции РФ), которое означает, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц,

Если личные права осуществляются индивидуально, то политические права  могут быть реализованы как индивидуально, так и коллективно. Например, право на равный доступ к государственной службе носит индивидуальный характер, а право на шествия, демонстрации, создание политических партий осуществляется только коллективно. Особенностью политических прав является то, что большая их часть принадлежит только гражданам государства. Например, право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей или право избирать и быть избранным (ст. 32 Конституции РФ) и многие другие осуществляют только граждане Российской Федерации.

В отличие от личных прав и свобод, которые по своей природе  неотчуждаемы и принадлежат каждому  от рождения как человеку, политические права и свободы связаны с  обладанием гражданства государства. Это различие отражает Конституция, адресуя личные права каждому, политические - гражданам.  

Информация о работе Правовое положение личности в РФ