Правовое положение личности в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 04:00, курсовая работа

Описание работы

Тема данной курсовой работы «Правовой статус личности в Российской Федерации». Следовательно, предметом исследования здесь является взаимные отношения и связи между Российской Федерацией и личностью, а объектами исследования правовой статус личности и государство как орган, как институт политической власти.
Уже многие теоретики такие как, Златопольский Д.Л., Витрук Н.В., Воеводин Л.Д., Ильин И.А., Мальцев Г.В. занимались исследованием этой проблемы. Тем не менее, она остаётся острой и животрепещущей. Сам Златопольский Д.Л., отмечает, что в её исследовании сделаны лишь первые шаги.

Содержание

Введение 3
1.Основы правового статуса личности 5
1.1 Понятие и структура правового статуса личности 5
1.2 Современные взгляды на государство и личность. 11
1.3 Правовой статус человека и гражданина в РФ на современном этапе. 15
2. Характеристика правового положения личности в РФ 18
2.1 Способы приобретения и утраты гражданства РФ 18
2.2 Общая характеристика прав и свобод личности в РФ 24
2.3 Обязанности человека и гражданина Российской Федерации 29
3. Гарантии прав и свобод личности в РФ 30
Заключение 33
Библиографический список 34

Работа содержит 1 файл

институт прав личности.docx

— 70.06 Кб (Скачать)

1.2 Современные взгляды на государство и личность.

 

В.Т. Томин считает, самоограничение и ограничение прав личности - непременное условие существования и развития общества и государства. Ничем не ограниченная реализация прав и свобод одного гражданина неизбежно приведет к ущемлению прав и свобод других граждан, к конфликту между ними. Для эффективного осуществления принятых на себя обязанностей, государство и общество должны стать самостоятельными субъектами прав9.

Обеспечение оптимума (не максимума) прав всем возможно только при условии  ограничения прав и свобод каждого. Этому способствуют два обстоятельства. Одно из них терминологического свойства: недостаточно четкое определение понятия субъективных прав гражданина. Строго говоря, субъективное право есть средство обеспечения законных интересов личности, меры возможного поведения субъекта, направленного на достижение целей, связанных с удовлетворением его интересов

Но обеспечение интересов  личности возможно и другими, кроме субъективных прав, средствами.

Второе обстоятельства предопределено вопросом, сформулированным еще древними римлянами в лоб: qui prodest? Кому выгодно?  

Ситуация в России складывается сегодня таким образом, что в правоприменительной практике ограничений прав и свобод человека сколько угодно (сколько выгодно обладающим реальной властью). Однако законодательство про эти ограничения как бы не знает.

В то же время от ограничений  прав и свобод граждан следует  отличать их игнорирование государством, должностными лицами, гражданским обществом.

Егоров С.А. считает, что  следует различать законодательное, внешнее ограничение права от его внутренней ограниченности на основе естественного закона равной свободы, считает он. Согласно этому закону, никто, реализуя свои права, не должен нарушать права другого или затруднять их осуществление. Использование естественных прав во вред другим является правонарушением и служит основанием для соответствующего воздействия на нарушителя. Но и в этом случае не могут подвергаться ограничению естественные права человека. Речь идет о восстановлении нарушенных границ чужого права, его ограждении от посягательств10.

Ничто сугубо личное не должно быть объектом законодательного воздействия. Закон не вправе к чему-либо принуждать человека во имя его собственной пользы или что-либо недозволять ему из тех же соображений, например, за трещать подвергать себя в научных целях опасным для жизни экспериментам и т.д. Речь идет о непререкаемости правового статуса личности, о недопустимости какого-либо посягательства на него со стороны государства. Это самая запретная зона для государственной власти. Здесь всецело господствует суверенитет права.

Правовой статус личности в таком его понимании является главным устоем правовой государственности. Не случайно дореволюционные русские  юристы основной признак правового  государства   усматривали   в   ограниченности юрисдикции государственного суверенитета в сфере прав человека. "Ограниченность власти в правовом государстве, - писал Б.А. Кистяковский. - создается признанием за личностью  неотъемлемых, ненарушаемых и неприкосновенных прав... есть известная сфера самоуправления и самопроявления личности, в которую  государство не имеет права вторгаться. Неотъемлемые права человеческой личности не создаются государством напротив, они по существу своему присвоены самой личности11.

В то же время необходима защита механизма ограничения прав и свобод. Здесь дело в обратной связи. Личность в любом правовом пространстве быстро адаптируется и добивается реализации своих прав и свобод, создавая новые общественные отношения, которые требуют правового регулирования, зачастую игнорируя интересы самого государства. И тогда в действие вступает механизм ограничения прав и свобод личности, который обеспечивается нормативной базой, принципами законности или целесообразности, механизмом реализации нормы права и т.д. Учитывая большой опыт в данном вопросе со стороны государства, можно смело утверждать, что обеспечение и Защита механизма ограничения прав и свобод человека больших затруднений ни политического, ни социального, ни экономического характера не вызывает.

Практика общественного  развития России убедительно свидетельствует  о том, что "демократические" приемы и средства государственной деятельности не дают должного эффекта, и страна неуклонно скатывается в пропасть экономического хаоса. Подобное положение просматривается практически во всех сферах общественных отношений, в том числе и в сфере права. Реальный человек, его потребности и права отходят на второй план, остаются в тени. В результате основная часть населения страны, особенно люди старшего поколения оказываются экономически и социально незащищенными,  а  характер  и масштабы преступности делают практически каждого потенциальной жертвой. Вполне естественно, что эти процессы находят адекватное отражение в общественном правосознании. Примечательна эволюция правовых представлений и идей в связи с развитием общественных отношений в посттоталитарный период. После известного апрельского Пленума ЦК КПСС 1985 г. и практически до криминальной приватизации, в процессе которой произошло наиболее масштабное после 1917 года перераспределение собственности в обществе, общественное сознание находилось в плену эйфории, вызванной освобождением от тоталитарной идеологии и воцарением "социализма с человеческим лицом". В отечественном правоведении утвердились демократические концепции теории естественного права, а привлекательные идеи свободы, равенства и братства, пережив "второе рождение", казалось, прочно завладели умами российских граждан. Однако российский, а правильнее было бы сказать советский, менталитет характеризуется крайностями - в нем различается только "черное" и "белое". На российской почве демократии западного типа начала ассоциироваться со вседозволенностью, что породило мощную волну правового нигилизма на всех уровнях, которая в итоге "вымыла" из категории "права человека" правовое и социальное содержание.

Вместе с тем, стало  ясно, что общество не готово платить экономическим благосостоянием за свободы. Деструктивные процессы во многих сферах отношений, в первую очередь в экономике, в национальных отношениях, в социальной политике породили другую крайность: ряд политиков начали призывать в “сильной руке” в управлении государством, стали раздаваться призывы возрождать экономику “пиночетовскими методами”. Относительное экономическое благополучие периода “развитого социализма” на расстоянии прошедших лет порождает в определённых  социальных слоях ностальгические воспоминания и соответствующую политическую ориентацию.

Вполне закономерно, что  такое положение вызывает обеспокоенность  и юристов: стремление к абсолютизации  прав человека и верховенства закона в итоге приводит к забвению обязанностей. Мы не занимаем крайне противоположной  позиции, считает А. И. Гудков, в отношении  традиционной иерархии правоохраняемых  ценностей “человек-общество-государство”, но разделяем мнение о том, что  права человека могут быть гарантированы  только в сильном государстве, которое  в состоянии управлять обществом  и позитивно воздействовать на личность.

Права личности – это  стержень правовой системы, начало, определяющее её социальное, политическое и специально-юридическое  содержание. В условиях экономической, политической и социальной нестабильности общества, критерием устойчивости его  правовой системы  и показателем  уровня его правового развития служит способность государства обеспечить реализацию прав человека и гражданина. Государство нуждается в разумном расширении властных полномочий в отношении  общества. Для этого необходимо пересмотреть сложившиеся стереотипы о роли государственной  власти в обществе. Государство не должно довольствоваться ролью “ночного сторожа” в обществе, ему следует  стать активным участником общественных отношений.

 

1.3 Правовой статус человека и гражданина в РФ на современном этапе.

Правовой статус выражает легальные пределы свободы личности, объем ее прав, законных интересов  и обязанностей. Он устанавливается  государством в нормах Конституции, законов и подзаконных актов.

В Российской Федерации этому  вопросу посвящены ст.2, 3, 6, 7, вся  гл. 2, отдельные нормы гл. 4, 5, 7, 8 Конституции.

Важные моменты правового  статуса личности закрепляются в  Федеральных Конституционных Законах:

"О Конституционном  Суде Российской Федерации" (1994 г.);

"О референдуме в  Российской Федерации" (1995 г.);

"Об уполномоченном  по правам человека в Российской  Федерации" (1997 г.); в законах: 

"О гражданстве Российской  Федерации" (2002 г.);

"О праве граждан  Российской Федерации на свободу  передвижения, выбор места пребывания  и жительства в пределах Российской  Федерации" (1995 г.);

"Об основных гарантиях  избирательных прав и права  на участие в референдуме граждан  Российской Федерации" (2002 г.); а  также многих других федеральных  законах и подзаконных актах,  в нормативных актах, принимаемых  в субъектах Российской Федерации. 

В области регулирования  правового статуса личности действует  Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан  в Российской Федерации", вступивший в силу 1 ноября 2002г.

  Кроме того, регулируя  правовой статус человека и  гражданина, Российская Федерация  использует общепризнанные принципы  международного права и международные  договоры, которые стали составной  частью ее правовой системы  (например, "Декларация о правах  человека и гражданина" 1948 г., договоры с некоторыми странами о признании двойного гражданства).

  Закрепляя необходимый,  прежде всего, с точки зрения  государства и общества комплекс  прав и обязанностей, а также  меру юридической свободы личности, право предусматривает гарантии  их осуществления, способы защиты  со стороны государства, формы  ответственности за нарушения  прав и свобод физических лиц,  в том числе, и в первую  очередь, государственных органов,  обязанных защищать законные  интересы человека и гражданина. Право не допускает дискриминации  в пользовании правами и свободами  по не признаваемым законом  основаниям.

Прежде всего, государство  признает данного человека субъектом  действующего в стране права. Для  демократического государства, каким  провозгласила себя Россия, характерно признание субъектом права любого физического лица, находящегося на его территории. Однако, в зависимости  от того, является ли это лицо гражданином, иностранцем или лицом без  гражданства, определяется характер, устойчивость, объем прав, свобод и обязанностей данной личности, основы ее отношения  с обществом и государством.

Правовое положение (статус) человека и гражданина в полном объеме устанавливается и регулируется совокупностью норм всех отраслей права, однако каждая из этих отраслей (кроме  конституционного права) закрепляет права  и обязанности индивида только в  определенной сфере общественных отношений (семейных, трудовых, имущественных  и т.д.).

Нормы конституционного права  закрепляют и регулируют не все, а  наиболее важные права и обязанности  личности, составляющие основы ее правового  статуса (ст.64 Конституции).

 Без конституционных  прав, свобод и обязанностей не  может быть полного правового  статуса гражданина и человека.

Конституционные права, свободы  и обязанности носят всеобщий характер, они присущи всем гражданам - членам общества, независимо от частного индивидуального положения. Что касается иностранцев, лиц без гражданства, то их права, естественно, более узкие, особенно в области политической жизни данного общества, государства. Конституция, закрепляя права и обязанности за человеком и гражданином, ряд соответствующих норм относит только к гражданину.

  Конституционные права,  свободы и обязанности предоставляются  гражданам (также как и иностранцам  и лицам без гражданства) на  равном основании, независимо  от пола, расы, национальности, религии,  служебного и материального положения.  Они носят стабильный характер. Недаром нормы гл. 2 Конституции  РФ не подлежат изменению ни  со стороны Парламента, ни со  стороны Президента РФ.

  Конституционные (основные) права, свободы и обязанности  неотделимы от личности, многие  из них принадлежат человеку  от рождения и выражают всю  систему взаимоотношений человека  и государства. 

  Конституционный статус  личности проникнут наиболее  общими принципами (всеобщность,  равноправие, неотъемлемость, гарантированность)  и должен учитываться при закреплении  и реализации определенных прав  и свобод другими отраслями  права.

Конституционный статус является основой индивидуального статуса  человека, который не постоянен и  зависит от профессии, общественного, семейного и иного положения  каждого конкретного человека. Индивидуальный статус не может противоречить конституционному, отменять или изменять предоставленные  Конституцией права, свободы и обязанности.

   Таким образом,  правовой статус (правовое положение)  личности, основу которого составляют  конституционные права, свободы  и обязанности, влияет на положение  личности в обществе, что, в  свою очередь, раскрывает характер  самого общества, данного социального  строя. Правовой статус включает  в себя не только права и  свободы, но и обязанности человека  и гражданина.

2. Характеристика  правового положения личности  в РФ

2.1 Способы приобретения и утраты гражданства РФ

Информация о работе Правовое положение личности в РФ