Правовое и социальное государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 11:27, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является анализ правового и социального государства в теории государства и права.

Содержание

Правое государство: понятие и принципы 5
Социальное государство 11
Проблемы формирования социального и правового государства в современной России 17
Заключение 22
Глоссарий 24
Список использованных источников 26
Приложения 28

Работа содержит 1 файл

КР теория государства и права_Правовое и социальное государство_Шаблон.doc

— 151.50 Кб (Скачать)

В конце 1990-х гг. в России произошло изменение социальной концепции, в частности, была выдвинута  идея субсидиарного государства как антитеза социальному государству, и начала складываться либеральная концепция социальных реформ, направленная на децентрализацию социальных функций государства, замену страховых принципов социальным налогом и снижение отчислений в социальные фонды. В рамках этой программы был осуществлен переход к новой концепции политики занятости и новой пенсионной реформе в 2001 г., а также проведена так называемая «монетизация льгот».

Функции социального  государства направлены на устранение резкого различия в имущественном положении граждан, повышении социального статуса индивида. Эта задача в современных условиях решается путем воздействия на экономические процессы через бюджет, гибкую систему налогообложения и социальные программы.

В настоящее время  все развитые страны мира, независимо от наличия или отсутствия в их конституциях соответствующих положений, в большей или меньшей степени де-факто являются социальными государствами. По мнению Х. Байера, современное социальное государство представляет собой централизованно управляемую заботу об обеспечении всех граждан во всех жизненных ситуациях, которая раскрывается как первейшее проявление современной демократии, при том что социальная справедливость основывается на экономическом либерализме.

Одним из факторов, определяющих и влияющих на перспективы развития современной России, является отсутствие обоснованной, базирующейся на достижениях науки, передового отечественного и зарубежного опыта стратегической концепции развития нашего государства. Только в 2008 г. Президентом РФ В. В. Путиным впервые была поставлена задача разработки концепции социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.

Социальное государство  должно опираться на господство права  и обеспечивать гарантии соблюдения прав и свобод человека, а также должно создавать гражданам возможность свободно реализовывать трудовой и интеллектуальный потенциал, с тем чтобы на этой основе они обеспечивали себе и своей семье материальное благополучие. В то же время у молодого поколения укрепляется понимание того, что прежде всего сам человек несет ответственность за свое материальное благополучие, а государство приходит на помощь только в тех случаях, когда он по объективным причинам не может обеспечить себя сам. Социальное государство законодательно устанавливает уровень социальных гарантий на определенный период времени для всех граждан, а по некоторым показателям - для конкретных категорий населения.

Однако, пока, говорить о  построении социального государства  в России, нет оснований. Добившись обеспечения стабильности в стране, во многом не обеспечивается социальная защита граждан в трансформационном обществе. В новых условиях по-прежнему сохраняется безответственность бюрократии,  не сокращается социальное неравенство,  произошло угрожающее расслоение общества на богатых и бедных.

Таким образом, если поставить  прямо вопрос, является ли Россия социальным государством,  то с точки зрения буквы закона  (Конституции) она  является таковым, но конституционные  нормы в настоящее время воспринимаются в значительной мере как цель развития, поэтому реальность не соответствует конституционным характеристикам.  Задача состоит в том,  чтобы законодательство,  практику,  политику подчинить названной цели развития. Поскольку реальное устройство государства и общества не совпадает с конституционно-правовой характеристикой государства как социального,  постольку задача состоит в том,  чтобы законодательство, практику, политику подчинить названной цели развития.

Поэтому сегодня, как  никогда, актуальна необходимость перевода декларируемых в ст. 7 Конституции РФ положений в плоскость практических согласованных действий всех ветвей государственной власти. Лишь в условиях полного оздоровления экономики России можно рассчитывать на социальную помощь от государства в том размере, который действительно позволяет обеспечить достойную жизнь и свободное развитие человека, как это предписывается Конституцией Российской Федерации.

Условием развития социального  государства являются такие понятия как правовое государство" и "демократическое государство".

Конституцией РФ закреплено, что "Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской  формой правления" (ч. 1 ст. 1). И хотя в данной статье прямо указывается, что правовое государство уже "есть" в России, думается, это скорее пока лишь цель, к которой необходимо стремиться.

Процесс становления  правовой государственности совершается  вместе с формированием гражданского общества и требует целенаправленных усилий. Правовое государство не вводится единовременным актом (даже если этот акт является демократической конституцией) и не может стать результатом чистого законодательства. Весь данный процесс должен быть органически пережит обществом, если оно для этого созрело.

Проблема здесь не только юридическая, хотя создание совершенной законодательной системы, способной "связать" государство, - задача первостепенной важности. Необходимо коренное преобразование социально-экономической и политической систем, в первую очередь преобразование собственности, ибо при безраздельном господстве монопольной бюрократической государственной собственности, неизбежно требующей жесткой административно-командной власти, правовое государство в принципе невозможно.

Для сегодняшней России, пожалуй, самая сложная проблема - создание правового государства и сильной демократической власти, где власть подчиняется праву. Какие-то шаги сделаны последнее десятилетие. Например, первое лицо в государстве стало объектом публичной критики. Это очень важно, потому что в правовом государстве к нему должны относиться не как к святому, который Богом дан, а как к нанятому чиновнику, который должен хорошо выполнять свои функции, и, если он плохо их выполняет, надо его критиковать.

Россия в современный  период находится в состоянии кризиса, что обостряет те трудности и препятствия, которые стоят на пути движения к правовому государству. Среди них особое беспокойство у общественности вызывает бесперспективное положение в области прав человека, рост преступности, коррупция, расцвет бюрократизма и т.п.

Сегодня правовое государство  предстает в большей степени  как конституционный принцип, лозунг, не получая пока своего полного воплощения в какой-либо стране. Ближе других к реализации данной идеи на практике подошли, например, такие государства, как Германия, Франция, Швейцария, США и др. Современному российскому обществу еще далеко до достижения идеалов правового государства, но двигаться в этом направлении необходимо12.

Разработка концепции  правового государства как наиболее полно соответствующей обществу цивилизованной формы организации политической государственной власти предполагает использование общечеловеческих ценностей при анализе путей формирования в обществе устойчивого правопорядка, законности и конституционности, места и роли правоохранительных органов в системе расширяющегося народного самоуправления, утверждение во всех сферах жизни плюрализма мнений и суждений, словом, обеспечение всестороннего развития личности в условиях социальной справедливости.

Заключение

 

Итак, исследование позволяет прийти к выводу, что в современном мире в чистом виде не встречается ни правового, ни социального государства, все чаще в юридической литературе мы встречаем термин «социально-правовое государство».

Сегодня каждое правовое государство является социальным, а социальное – правовым.  Они не существуют друг без друга. Вместе они составляют социально-правовое государство. Разделить их можно только в абстракции. Говоря о социальном государстве, в реальности мы имеем ввиду социально-правовое государство. Точно также, как говоря о правовом государстве, мы в современных условиях подразумеваем, что оно одновременно является и социально-правовым.

Во главе угла социально-правового  государства стоит человек, с  его системой ценностей того или иного государственного или общественного строя, его реальных возможностей, предоставленных ему обществом, правами, которыми он пользуется, качеством жизни, которое ему обеспечивается. Именно данные критерии определяют преимущества и перспективы той или иной социально-политической системы.

Другими словами, достойная  жизнь может должна строиться  с учетом общечеловеческих ценностей, исторически осмысленных и выраженных международным сообществом в  правах человека, а ныне признанных Российской Федерацией в полном объеме и органично дополняемых правами ее граждан.

Однако, России предстоит пройти долгий и сложный путь формирования структур гражданского общества и новых принципов отношений власти и граждан, учитывая при этом, что даже общества, обеспечивающие высокий уровень материальных благ и всеобщие гражданские права, далеко не идеальны, так как в них не достигнуто реальное равноправие: существуют проблемы равноправия женщин, социальных меньшинств и т.п.

Для реализации идеи социально-правового  государства должна существовать более высокая ступень развития системы социально-экономических отношений, только это даст возможность в полной мере реализовать положения, заложенные в концепции социально-правового государства. И тогда, преодолевая различные трудности и препятствия, Россия постепенно создаст свой образ правового государства, который будет адекватен ее истории, традициям и культуре, что и позволит ей стать подлинно свободным демократическим обществом.

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1

Правовое государство 

с одной стороны, результат реализации права в устройстве государственной власти и в ее функциях, с другой стороны, условие эффективного развития применения права, внедрения его в жизнь.

2

Социальное государство

Система государственного регулирования  общественных отношений при которой материальные блага распределяются (перераспределяются) в соответствии с принципом социальной справедливости в целях обеспечения каждому достойного уровня жизни и минимальных возможностей для самореализации, устранения социальных противоречий и конфликтов, помощи нуждающимся

3

Государство

сочетание трех элементов: определенной территории, населения, на ней проживающего, и политической организации (власти).

4

Право

система общеобязательных социальных норм, охраняемых силой  государства, обеспечивающего юридическую регламентацию общественных отношений в масштабе всего общества.

5

Судебная система правосудия

третья необходимая ветвь власти в механизме разделения властей

6

Социальное функционирование

инструмент сохранения стабильности внутри государства, где велико различие доходов между слоями населения, выполнение государством «социального долга» снижает напряженность и недовольство его остальной политикой групп населения с недостаточным уровнем дохода

7

Стабильность

первоочередное условие обеспечения экономического роста, и как следствие внутренней и внешней безопасности

8

Гражданское общество

совокупность отношений  в сфере экономики, культуры и  др., развивающихся в рамках демократического общества независимо, автономно от государства.

9

Закон

комплекс нормативно-правовых актов, все установленные государством общеобязательные правила.

10

Гражданин

лицо, принадлежащее  на правовой основе к определенному  государству


 

Список использованных источников

.

Нормативно-правовые акты.

1

Конституция Российской Федерации от 12.12.1993. // Справочно-правовая система «Гарант»: [Электронный ресурс] / НПП «Гарант-Профессионал». – Послед. обновление 03.11.2012.

 

Научная и обзорная литература

2

Ерофеева, К.В. Проблемы формирования правового государства в современной России [Текст] /К.В. Ерофеева, Т.А. Воронова // Современное право. 2012. № 11. C. 59-61.

3

Завьялов, В. Развитие социального  государства в России [Текст] /В. Завьялов // Обозреватель, 2008. № 7. С. 20-28.

4

Косов, Р.В. Основы социального  государства [Текст]: Учебное пособие /Р.В. Косов. – Тамбов: ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2011. - 329 с

5

Мамут, Л.С. Социальное государство с точки зрения права [Текст] /Л.С. Мамут // Государство и право. 2001. № 7. С. 5 – 14.

6

Резниченко, Г.И. Актуальные проблемы развития социального государства в контексте партнерства цивилизаций [Текст] /Г.И. Резниченко // Государство и право. 2011. № 7. С. 78-85.

7

Рогов, С.М. Россия как социальное государство: конституционная модель и реальность: Сборник материалов [Текст] /С.М. Рогов - М.: СФ ФС РФ, 2007. - 491 с

8

Рогова, Т.А. Личность. Общество. Государство. Право: [Текст] : Учебное пособие. /Т.А. Рогова, А.А. Напреенко – Самара: Самарский университет, 2003. - 256 с

9

Торлопов, В.А. Социальное государство в России:  анализ социально-политических аспектов [Текст] / В.А. Толопов - Спб: Питер, 2009. - 262 с

10

Хропанюк,  В.Н. Теория государства и права. [Текст] / В.Н. Хропанюк - М.: Бек, 2006. - 691 с

11

Шапошников, С.П. Социальное государство:  теоретико-правовая модель [Текст] /С.П. Шапошников - Спб: Питер, 2010. - 92 с

 

Судебная практика

12

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 6 июня 2000 г. № 9-П «По делу о проверке конституционности положения абзаца третьего п. 2 ст. 77 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» // Справочно-правовая система «Гарант»: [Электронный ресурс] / НПП «Гарант-Профессионал». – Послед. обновление 03.11.2012.

13

Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за II квартал 2004 г. (по гражданским делам) (утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 26 сентября 2004 г.) // Справочно-правовая система «Гарант»: [Электронный ресурс] / НПП «Гарант-Профессионал». – Послед. обновление 03.11.2012.

Информация о работе Правовое и социальное государство