Правовое и социальное государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 11:27, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является анализ правового и социального государства в теории государства и права.

Содержание

Правое государство: понятие и принципы 5
Социальное государство 11
Проблемы формирования социального и правового государства в современной России 17
Заключение 22
Глоссарий 24
Список использованных источников 26
Приложения 28

Работа содержит 1 файл

КР теория государства и права_Правовое и социальное государство_Шаблон.doc

— 151.50 Кб (Скачать)

Итак, взятые вместе принципы правового  государства раскрывают его содержание и как модели, и как действующего политического устройства. Движение человечества по пути права создает  перспективу развития правового  государства: от обеспечения естественных прав человека на жизнь, свободу, собственность к предоставлению гарантий социальных прав человека (социальное правовое государство). В настоящее время концепция правового государства включает в себя обращение к ценностям международного права, экологических прав человека.

 

 

 

2 Социальное государство

 

Правовое государство  – это, с одной стороны, результат  реализации права в устройстве государственной  власти и в ее функциях, с другой стороны, условие эффективного развития применения права, внедрения его  в жизнь.

В правовом государстве  общество живет по праву. Но и само государство подчиняется праву. Такое государство не противостоит обществу, не довлеет над ним, а  создает условия для его наиболее благоприятного развития, для мирного  разрешения возникающих конфликтов и противоречий с использованием гуманных методов и правовых норм. В таком государстве право является средством, обеспечивающим нормальное функционирование не только общественных процессов, но и средством выработки механизмов функционирования государства,  а также форм контроля общества за деятельностью государства6.

В развитом гражданском  обществе и правовом государстве  царит уважение к праву,  а право  соответствует объективным закономерностям  прогрессивного общественного развития.

В современной  научной литературе сформулировано немало дефиниций правового государства с различными акцентами в его сущностной характеристике. Одни авторы считают доминантным верховенство закона, другие - государственный суверенитет народа, третьи - основные права человека.

Правовое государство, по В.Ф. Яковлеву,  - это "образ жизни  общества и его граждан, основанный на верховенстве закона", по В.С. Нерсесянцу, - "правовая форма организации  и осуществления государственного суверенитета народа", по П.М. Рабиновичу, - "государство, в котором юридическими средствами реально обеспечены максимальное осуществление, охрана и защита основных прав человека". Профессор Гейдельбергского института зарубежного публичного и международного права Т. Швайсфурт обозначает правовое государство как "государство международного права". Член Федерального конституционного суда ФРГ профессор К. Хессе отмечает следующие характерные черты правового государства: 1) право - организующий фактор государства; 2) примат (верховенство) права; 3) гарантии прав и свобод; 4) установление справедливых юридических институтов, определяющих соответствующую форму государства; 5) правовое  государство должно быть социальным. В аспекте соотношения правового государства с обществом его характеризуют как систему органов и интересов, гарантирующих и охраняющих нормальное функционирование гражданского общества на основе права7.

Предпосылками правового  государства являются положения  о незыблемости и верховенстве закона, о его божественном характере  и справедливости, о необходимости соответствия закона естественному праву. К настоящему времени концепция правового государства стала социальной ценностью всего человечества, поскольку правовое государство позволяет удачно сочетать общечеловеческие и классовые, общие и частные интересы, интересы государства и гражданина (личности).

Правовое государство  характеризуется рядом принципов:

Одним из главных принципов  правового государства является верховенство закона.  Основной закон  государства - это Конституция. В  ней сформулированы правовые принципы государственной и общественной жизни. Конституция представляет собой общую правовую модель общества, которой должно соответствовать все текущее законодательство. Никакой другой правовой акт государства не может противоречить Конституции.

Следом за Конституцией по юридической силе идут законы. Законы издаются по основным вопросам жизни общества. Они непосредственно выражают волю государства. Все остальные нормативно правовые акты издаются на основе и во исполнение законов. Законы не подлежат утверждению со стороны другого государственного органа, кроме высшего представительного. Законы могут быть изменены или отменены только другими законами.

Кроме законов в систему  законодательства входят подзаконные  акты правительства, министерств и  ведомств. Они регулируют отношения в пределах своей компетенции, внутри соответствующих областей экономики и подзаконные акты местных органов власти (регулируют вопросы местного значения).

В правовом государстве  главное место по объему регулирования  занимают законы. Число подзаконных актов должно быть как можно меньше. Очень важен вопрос о прямом действии законов, чтобы закон не обрастал инструкциями.

Господство права должно быть не только в правотворчестве, но и в реализации права, т.е. в правоприменительной  деятельности.

В данном случае уместно  будет привести пример из судебной практики. Так, отказывая прокурору  в удовлетворении заявления о  признании противоречащим федеральному законодательству Закона субъекта РФ «О помиловании лиц, осужденных судами», суд исходил из того, что хотя согласно п. «о» ст.71, п. «в» ст.89 Конституции РФ, ч.1 ст.85 Уголовного кодекса РФ вопрос о помиловании находится в ведении Российской Федерации и помилование осуществляет Президент РФ, в соответствии с ч.3 ст. 11 Конституции РФ разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется не только Конституцией РФ, но также федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. На момент принятия оспариваемого закона такой договор имел место. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ отменила это решение8.

Важный элемент правового  государства помимо господства права - разделение властей.

Принцип разделения властей имеет два аспекта. Во-первых, это разделение власти между самими органами государства. Ни одному из органов не принадлежит вся государственная власть в ее полном объеме. Запрещается осуществлять функции, принадлежащие другому органу. Но разделение властей не абсолютно. Это действующий механизм, достигающий единства на основе согласования и специальных правовых процедур, предусмотренных в том числе и на случай конфликта и экстремальных ситуаций.

Какая-то власть при этом должна все-таки выйти на первое место, занять верховное положение. С точки зрения логики правового государства такой властью обладает законодательная власть, поскольку она формирует правовые масштабы и юридические нормы общественной и государственной жизни, основные направления внутренней и внешней политики. Единственным представительным и законодательным органом РФ является - Федеральный парламент. Он является политически устойчивым, постоянно действующим органом. Формируется на основе всеобщих и прямых выборов.

В системе сдержек  и противовесов свою роль играет глава государства. Без этого механизм разделения властей будет несовершенным. Президент осуществляет общее руководство, назначенным им с согласия Федерального парламента, Правительством, которое одновременно находится под контролем парламента. Президент возглавляет исполнительную власть и представляет Российскую Федерацию во внутренних и внешних отношениях. Под руководством Президента, осуществляя внутреннюю и внешнюю политику РФ, действует правительство РФ. Структура, состав и компетенция правительства определяется федеральным законом. Без надлежащих сдержек исполнительная власть неизбежно подминает под себя законодательную и судебную. Поэтому против нее нужны особые гарантии. Исполнительная власть формируется представительными органами, подконтрольна и подотчетна им, действует на основе и во исполнение законов9.

Судебная система правосудия - третья необходимая ветвь власти в механизме разделения властей. В правовом государстве правосудие осуществляется только судом. В этом - важнейшая гарантия прав и свобод граждан, правовой государственности в целом.

Практическая реализация принципа разделения властей, равно как и принципа господства права, в обществе невозможна без строгого следования всех государственных структур требованиям правовых норм. В этом - суть третьего принципа правового государства.

Взаимная ответственность гражданина и его государства. Совершенное  гражданское общество - основа создания правового государства.

Правовое государство  имеет определенные обязанности  перед своими гражданами. Определяя  в законах меру свободы вечности, государство в этих же пределах ограничивает себя в собственных решениях и действиях. Оно берет на себя обязательство обеспечивать справедливость в отношениях с каждым гражданином. Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его предписания и несут ответственность за нарушения или невыполнение этих обязанностей.

Для выполнения своих  обязанностей государство выполняет  ряд функций: хозяйственно-организационную, правоохранительную, налоговое регулирование, экологическую, функцию правосудия, функцию обороны от внешних врагов.

За невыполнение своих  обязанностей граждане несут ответственность. Особое место принадлежит юридической  ответственности. В правовом государстве должны неукоснительно соблюдаться принципы юридической ответственности – законность, справедливость, целесообразность.

Представляется, что зашита прав и свобод личности является приоритетной задачей для всего общества. В правовом государстве любое ущемление прав человека недопустимо. Обладание правами и свободами, на которые не может посягать государство, обеспечивает индивиду возможность быть самостоятельным субъектом, способным самоутвердиться в качестве достойного члена общества. Вместе с тем отношения личности и государства не исчерпываются обязанностью государства не посягать на права человека. Гражданин вовлечен в устойчивую политико-правовую связь с государством, состоящую из взаимных прав и обязанностей. Лица, постоянно проживающие на территории конкретного государства, жизненно заинтересованы в обладании статусом гражданина. И государство, утвердившееся на основе права и демократии, может наиболее эффективно обеспечить права и свободы граждан.

Кроме того, гражданин имеет право защищать свои права всеми способами, не противоречащими закону.

Довольно  часто необоснованно ограничиваются государственными органами основные права и свободы. В качестве ограничения следует расценивать любое действие или отказ от действия со стороны государственных органов, которые имеют своим следствием прогнозируемое нарушение охраняемого  блага. Например, Конституционный Суд РФ в Постановлении от 6 июня 2000 г. № 9-П «По делу о проверке конституционности положения абзаца третьего п. 2 ст. 77 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в связи с жалобой открытого акционерного общества «Тверская прядильная фабрика» признал «внешнее управление» вмешательством государства в гражданско-правовые отношения, которое осуществляется в целях защиты прав и законных интересов других лиц (кредиторов) и влечет за собой ограничения права собственности.10

Итак, взятые вместе принципы правового  государства раскрывают его содержание и как модели, и как действующего политического устройства. Движение человечества по пути права создает перспективу развития правового государства: от обеспечения естественных прав человека на жизнь, свободу, собственность к предоставлению гарантий социальных прав человека (социальное правовое государство). В настоящее время концепция правового государства включает в себя обращение к ценностям международного права, экологических прав человека.

 

 

 

 

 

3 Проблемы формирования социального и правового государства в современной России.

 

Научные исследования и  обсуждение проблем социального государства в России начались в 1993 г., в период разработки проекта Конституции РФ и соответственно работы Конституционного совещания. В ходе этих процессов исследователи рассматривали несколько моделей и теорий государства, например теорию элит, технократическую теорию, теорию плюралистической демократии, теорию правового государства, теорию конвергенции, историко-материалистическую теорию, теорию социального государства. За основу решено было взять модель социального государства, чтобы придать проводимым реформам социальную направленность и тем самым в наиболее полной мере обеспечить права и жизненные интересы российских граждан с учетом их менталитета, культуры, соборности, традиций, коллективизма и предыдущего опыта социализации.

В ст. 7 Конституции РФ провозглашается один из основополагающих принципов деятельности современного демократического государства, согласно которому создание условий для достойной жизни и свободного развития человека не является сугубо личным делом каждого гражданина, а возводится в ранг общегосударственной политики11.

Согласно статье 7 Основного  Закона: Российская Федерация –  социальное государство, политика которого направлена на создание условий,  обеспечивающих достойную жизнь и свободное  развитие человека. В нем охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан,  развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Конституционное закрепление  модели социального государства  само по себе не приводит к реальным социально-экономическим изменениям в стране. Специфика России заключалась  в том, что формирование социальной государственности в середине 1990-х гг. базировалось на недостаточно прочном правовом фундаменте государства в обстановке экономического кризиса и политической нестабильности, нарушений прав человека. Становление социального государства в нашей стране осуществлялось в условиях экономической разбалансированности, обнищания большей части населения, что привело к значительным трудностям в реализации социально-экономических функций социального государства. Одним из принципиальных просчетов проводившейся в тот период в России социальной политики являлось то, что человек труда практически выпал из поля ее зрения.

Информация о работе Правовое и социальное государство