Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 12:04, курсовая работа
Цель курсовой работы рассмотреть правовую реформу и на примере показать, как она действует и в каких отраслях. По-моему мнению наиболее важными являются: Реформа органов государственной власти субъектов РФ;
Муниципальная реформа;
Закрепление и реформа избирательной системы;
Реформа в сфере общественных объединений;
Соотношение экономической и правовой реформы;
Правовая реформа и сохранение социальных завоеваний.
Введение………………………………………………………………………2
Понятие правовой реформы, необходимость её проведения…………..4
Цели и задачи проведения правовой реформы в современной России..8
Основные этапы правовой реформы в Российской Федерации……….12
Заключение…………………………………………………………………...22
Список использованной литературы………………………………………..24
Почти во всех республиках РФ была президентская форма правления, Президенты избирались населением. Главы органов исполнительной власти назначались Президентом, выборы проводились лишь с его разрешения в порядке исключения. Но согласно закону 1995 года о порядке формирования Совета Федерации выборы должны быть завершены до конца 1996 года.
В 1996 году Конституционный Суд РФ рассмотрел «Алтайское дело». Уставом Алтайского края была установлена даже не парламентарная, а «суперпарламентская», почти советская форма правления. Краевое законодательное собрание сосредоточило в своём ведении большую часть полномочий без каких-либо «сдержек и противовесов». Законодательное собрание назначало и освобождало от должности Главу Администрации и многих должностных лиц Администрации. Администрация была подконтрольна по всем вопросам Законодательному собранию. Законы края подписывались Председателем Законодательного Собрания. Конституционный суд признал все эти положения неконституционными по принципу разделения властей. Глава Администрации должен избираться населением, подписание и опубликование законов должен осуществлять Глава Администрации, и недопустимо ставить исполнительную власть в подчинённое положение по отношению к законодательной, постановил КС. Субъекты РФ должны в основном исходить из федеральной схемы взаимоотношений исполнительной и законодательной власти.
В 1999 году в обход Совета Федерации был принят Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти в субъектах РФ». Он окончательно закрепил принцип выборности высшего должностного лица (главы высшего исполнительного органа), установил принципы принятия, подписания и обнародования законов, основания роспуска законодательного органа и отставки высшего должностного лица, главы высшего исполнительного органа и другие общие принципы. Закон не делает каких-либо различий между республиками и другими субъектами РФ. Закон установил переходный период для приведения законодательства субъекта РФ в соответствии с ним – два года. Если рассматривать республики в составе РФ как государства, то установленную общую для всех форму правления (если вообще корректно говорить о форме правления субъекта РФ) можно охарактеризовать как президентскую республику с незначительными чертами парламентарной (а в других субъектах РФ – как «губернаторскую» с чертами «думской»).
Необходимо отметить также, что в субъектах РФ также действуют полномочные представители Президента РФ, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, федеральные суды, органы прокуратуры, кое-где конституционные и уставные суды. В пределах ведения и полномочий РФ федеральные и региональные органы исполнительной власти образуют единую систему исполнительной власти (ст.77 ч.2).
Муниципальная реформа.
Ещё до принятия Конституции РФ Президент РФ инициировал муниципальную реформу, упразднил местные советы и передал исполнительно-распорядительные полномочия местным администрациям. Статьёй 12 Конституции РФ установлена самостоятельность в пределах своих полномочий. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Статья 8, глава 12 Конституции РФ и Федеральный закон от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» стали правовой базой местного самоуправления.
Местное самоуправление определяется как признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения
по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.
Указанный федеральный закон определяет предметы ведения органов местного самоуправления, основы деятельности представительного органа местного самоуправления, главы муниципального образования, схода граждан, территориальные, экономические и финансовые основы местного самоуправления, гарантии местного самоуправления (судебная защита, запрет на ограничение прав местного самоуправления). Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно на основе общих принципов, установленных федеральным законом и законом субъекта РФ. Население городского или сельского поселения независимо от численности населения не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления. Установлена ответственность как перед государством за нарушение закона, так и перед населением за утрату доверия.
Ряд субъектов РФ предпринимает
неконституционные попытки
Закрепление
и реформа избирательной
Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч.2 ст.3). Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (ч.3 ст.3). Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ч.2 ст.30).
Федеральный закон 1994 года «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ» закрепил и собрал воедино основные принципы избирательного права, «разбросанные» по другим законодательным актам: всеобщее и равное избирательное право, добровольное участие, прямые выборы, тайное голосование, выборы на альтернативной основе, периодичность выборов, общественный контроль за выборами (присутствие наблюдателей, в том числе международных). Центральная избирательная комиссия и избирательные комиссии субъектов РФ из временных органов, создаваемых под конкретные выборы и референдумы, преобразованы в постоянные. Федеральный закон также закрепил основные принципы предвыборной агитации, финансирования выборов, голосования, определения итогов, основания ответственности и т.д. Основания регистрации кандидата – сбор подписей избирателей, а избирательные цензы пассивного избирательного права сведены к минимуму. Введение дополнительных избирательных цензов законами субъектов РФ неоднократно рассматривалось Конституционным Судом РФ, такие законы признавались неконституционными.
В 1995 году принят
ФКЗ «О референдуме РФ», о
референдумном праве речь
Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» более подробно регламентировал все стадии избирательного процесса на всех уровнях (федеральном, региональном, местном). А изменения 1999 года к закону ввели такие новшества, как избирательный залог, предоставление сведений об имуществе и доходах кандидата. А сведения о неснятой судимости и о двойном гражданстве должны были содержаться во всех документах о кандидате, в том числе в избирательном бюллетене. Сведения о кандидатах проверяются. Санкция за предоставление недостоверных сведений, за нарушение закона при проведении предвыборной агитации и её финансировании – отказ в регистрации либо отмена регистрации кандидата.
В последние годы выборы в России проводятся в установленные законом сроки, на альтернативной основе, в присутствии наблюдателей, в том числе международных, и, по-видимому без массовой фальсификации результатов. Однако остаются частыми нарушения избирательного законодательства при проведении предвыборной агитации: злоупотребление служебным положением, недобросовестная агитация (вплоть до грубой клеветы в СМИ), незаконное финансирование (в обход избирательных фондов) и другие нарушения. В 1999 году было отказано в регистрации многим кандидатам в депутаты Государственной Думы, представившим о себе недостоверные сведения.
Реформа в сфере общественных объединений.
Основа правовой реформы в сфере общественных объединений – преобразование однопартийной системы в многопартийную.
В СССР была одна политическая партия – КПСС, а все основные общественные объединения были подконтрольны КПСС. В 1990 году после изменения статьи 6 Конституции и принятия Закона СССР «Об общественных объединениях» другие общественные объединения, в том числе политические партии, получили право на существование, было положено начало многопартийности.
В 1991 году КПСС была запрещена (7). Конституционный Суд подтвердил законность запрета КПСС в той части, в какой она являлась частью государственного аппарата, но подтвердил возможность воссоздания партии коммунистической ориентации в рамках Конституции РФ. Такой партией стала КПРФ.
Развитию многопартийности
содействовали и проводимые с 1993
года выборы половины состава Государственной
Думы по спискам политических партий,
движений и блоков. Однако устойчивая
двухпартийная или
Согласно Конституции
РФ 1993 года и Федеральному закону 1995
года «Об общественных объединениях»
в РФ признаются политическое и идеологическое
многообразие, многопартийность, общественные
объединения равны перед
Соотношение
экономической реформы и
Основная задача экономической реформы – формирование многоукладной экономики. Сущность экономической реформы – либерализация. Ликвидированы государственная монополия на средства производства, планово-распределительная система и государственное регулирование цен.
В условиях экономической реформы возникают новые экономические отношения и необходимость их правового урегулирования.
Если смотреть глубже, то экономическая реформа во многом обусловила необходимость правовой реформы. Для интеграции российской экономики в мировую необходимо изменение внутреннего законодательства. Конституционное противостояние 1992 – 1993 годов, приведшее к октябрьским событиям, принятию новой Конституции и изменению формы правления началось с попыток Верховного Совета и его руководства противодействовать проведению экономических реформ.
В начале 1990-х годов многие ограничения были отменены, и некоторое время возникшие отношения оставались без должного правового регулирования, порой в условиях вседозволенности. Так, издание в 1992 году Указа Президента РФ «О свободе торговли» привело к антисанитарии на территории городов.
Правовая реформа и сохранение социальных завоеваний.
Конституция РФ определяет РФ как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и развитие человека. В РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (Ст.7)
Правовая реформа в социальной сфере в основном сводится к сохранению социальных завоеваний советского времени, их адаптации к рыночным отношениям.
Во многом социальные гарантии, финансируемые из федерального и других бюджетов и внебюджетных фондов зависят от их доходной части, а доходы – от экономической ситуации в стране. Многие законы 1990-х годов о социальных гарантиях, например, Федеральный закон 1995 года «О ветеранах» остаются нереализованными из-за необеспеченности финансированием. А Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2000 год» прямо устанавливает, что законодательные и иные нормативные правовые акты, не обеспеченные источниками финансирования, не подлежат реализации (ст.129).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретические аспекты правовой реформы.
По форме правления Россия по Конституции РФ 1993 года – президентская республика с некоторыми чертами парламентской. По государственному устройству – конституционная, неоднородная, но симметричная ( по крайней мере по конституции ) федерация.
Функции государства принято подразделять на внутренние и внешние, среди внутренних функций выделяют экономическую, политическую, социальную, правоохранительную и экологическую. Все функции государства в условиях правовой реформы существенно изменились.
Политический режим можно охарактеризовать как либеральный с пережитками авторитарного. Демократический режим остаётся целью будущего.
Конституция РФ определяет Россию как демократическое правовое социальное государство, однако для утверждения принципов демократического и правового государства ещё предстоит огромная работа. Утверждение принципов социального государства возможно только в условиях стабилизации и роста экономики.
Промежуточные
итоги и перспективы
В настоящее время правовая реформа находится, на мой взгляд, на полпути. Сделаны серьёзные шаги к утверждению принципов демократического государства. Реальностью стали периодические выборы на всех уровнях, разделение властей, многопартийность, почти везде действуют органы местного самоуправления.