Правовое государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 09:49, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование сущности правового государства, а также проблем формирования правового государства в современных условиях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
- исследовать концепции правового государства;
- раскрыть понятие «правового государства»;
- перечислить признаки правового государства;
- раскрыть содержание фундаментальных признаков правового государства;
- проанализировать основные проблемы формирования правового государства в современных условиях;
- определить основные проблемы становления правового государства в РФ, обозначить условия, способствующие становлению

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3-4
Глава 1. Основные положения правового государства …………………….......5
§ 1. Исторические концепции правового государства………………………..5-7
§ 2. Понятие и признаки правового государства ..…………………………..8-10
Глава 2. Сущность основных признаков правового государства ……………11
§ 1. Верховенство закона ……………………………………………..……..11-12
§ 2. Система разделения властей ………….………………………………..13-15
§ 3. Взаимная ответственность государства и личности ………………….16-17
Глава 3. Проблемы формирования правового государства ………………….18
§ 1. Основные проблемы формирования правового государства ………...18-19
§ 2. Проблемы и условия становления правового государства в России ..20-23
Заключение…………………………………………………………………...24-25
Список использованных источников…………………………………………..26

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по ТГП.doc

— 134.00 Кб (Скачать)

В качестве одной из важнейших  задач, связанной с формированием  правового государства, следует  рассматривать развитие и совершенствование законодательства.

Необходимым фактором, определяющим во многом успех многих преобразований в государственной и политической жизни нашего общества, является уровень его политической и правовой культуры. Необходимо избавляться от того правового нигилизма, который особенно отчетливо проявился в последнее время не только у граждан, но и у представителей государственного аппарата. Уважение и соблюдение конституции, закона всеми членами общества, должностными лицами и государственными деятелями - неотъемлемая черта демократического государства.

Таким образом, можно  сделать вывод, что наша страна находится  на начальном этапе строительства  правового государства. И хотя его  существование формально закреплено в Конституции, при практической реализации данного факта возникает  масса объективных и субъективных причин, которые свидетельствуют о проблемах формирования правового государства и отодвигают перспективы его становления.

Во-первых, это неразвитое гражданское общество. Аморфность его  структуры и нестабильность общественных отношений порождает у населения безразличие к решению соответствующих проблем. Процедура перехода от сложившейся социальной структуры к новой болезненна и требует времени, к тому же у многих в настоящее время отсутствует четкая социальная самоидентификация.13

Во-вторых, нерациональность и непоследовательность решения экономических проблем, что порождает однобокость процессов разгосударствления и приватизации, отсутствие среднего класса собственников, рост люмпенизированного слоя населения, поляризацию доходов социальных групп и слоев населения, замедленный выход к рыночным отношениям, повсеместная коррупция и т.д. Экономическая нестабильность - серьезное препятствие на пути к формированию правового государства.

В-третьих, недостаточная  прозрачность и урегулированность деятельности правоохранительных и правообеспечительных структур, низкий уровень политической культуры населения в целом и власть имущих в частности.

В-четвертых, наличие  противоречивого законодательства, спешка при издании нормативно-правовых актов и даже принятие неправовых законов. Хотя в действительности, более сложными являются вопросы понимания и усвоения права широкими слоями населения, формирования устойчивых правовых традиций в массовом сознании, стимулирования правового самосознания.

Кроме того, в настоящее время российская действительность характеризуется невысоким уровнем политической и парламентской культуры, правовым нигилизмом, слабостью демократических традиций и навыков. Если и можно для России признать концепцию правового государства, то, разумеется, с целым рядом оговорок, учитывая отношение россиян к праву как социальному инструменту, историческую приверженность к сильному государству, низкую "природную" правовую активность и инициативу.

В связи с этим можно  выделить ряд основных задач, способствующих развитию России как правового государства:

1) Экономическая стабилизация  на базе стимулирования развития  национальной экономики, ее рыночных  начал сочетания с государственной  монополией, среднего, малого бизнеса,  налоговая стабилизация, т.е. создание экономических основ развитого гражданского общества.

2) Укрепление финансовой  основы, независимости реформирования  судебной системы. Особые программы  образования судебных кадров. Финансирование  только из федерального бюджета,  материально-техническое, информационное правовое обеспечение работы судов; законодательное обеспечение продвижения судебной реформы

3) Создание и укрепление  системы правового образования  и просвещения. Включение в  программы дошкольного и школьного,  а также приоритет вузовского образования, обязательных дисциплин по основам правовых знаний, в которые отдельным разделом должен войти раздел "Формирование в России правового государства". Включение в программы всех высших и средних учебных заведений курсов "Конституционное право", "Права человека".

4) Укрепление системы  правоохранительных структур общества и государства. Более четкое законодательное определение основ правового статуса прокуратуры России, обеспечение ее независимости, укрепление финансовой основы; повышение профессионального уровня и правовой подготовки ее кадров, государственная поддержка коллегии адвокатов, государственный контроль за деятельностью нотариальных палат.

5) Развитие института  ответственности государственных  органов, должностных лиц, государственных служащих за различные формы неправовой деятельности: (государственно-правовая, уголовная, административная ответственность).

6) Государственное программирование  антикоррупционной деятельности.

Регулярная эффективная  деятельность по решению данных задач является залогом успешного формирования и развития в будущем правового государства в Российской Федерации.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Идеи правового государства  необходимы, важны сегодня. Они позволяют  высказать прогнозы о будущем  развитии нашего государства. И эти прогнозы, как бы организуют настоящее, ориентируют на правильные практические действия.

Итак, правовое государство — это всеохватывающая политическая организация общества, основанная на верховенстве закона. Верховенство закона подразумевает не только и не столько приоритет закона как разновидности нормативно-правового акта в отношении подзаконных актов, сколько широкий спектр прав и свобод, закрепленных за членами общества действующим законодательством.

В своей деятельности правовое государство руководствуется двумя принципами:

1) Наиболее полное  обеспечение прав и свобод  человека и гражданина, создание  для личности режима правового  стимулирования.

2) Наиболее последовательное  связывание с помощью права  государственной власти.

Правовое государство  – это путь к возрождению естественно - исторических прав и свобод, приоритета гражданина в его отношении с государством, общечеловеческих начал в праве, самоценности человека. Понятие «правовое государство» - это фундаментальная общечеловеческая ценность, такая же, как демократия, гуманизм, права человека, политические и экономические свободы, либерализм и др.

Суть идеи правого  государства – в господстве права  в общественной и политической жизни, наличии суверенной правовой власти. С помощью разделения властей  государство организует и функционирует правовым способом, эта мера, масштаб демократизации политической жизни. Правовое государство открывает юридически равный доступ к участию в политической жизни всем направлениям и движениям.

 

Рассматривая процесс  формирования правового государства в России, надо иметь в виду, что только после успешного проведения правовых реформ в обществе и создания правовых процедур, обеспечивающих реально права и свободы человека и гражданина в обществе, можно будет сказать, что оно утвердилось в нашей стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. - М.: Издательская группа ИНФРА М -  НОРМА, 1997. – 752 с.

2. Гегель Г.В.Ф. Политические произведения. — М.: Наука, 1978. — 440 с.

3. Коваленко И. А. Общая теория государства и права. - М.: ТЕИС,  1996. - 120 с.

4. Лазарев Б.М. “Что такое правовое государство?”- М.: Знание,- 1990. – 64 с.

5. Манов Г.И. Признаки государства: новые прочтения. М.Спарк.1993.– 230с.

6. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. М., 2002. – 552 с.

7. Скакун О.Р. Теория правового государства в дореволюционной России // Советское государство и право. – 1990. – N2. –

8. Страны Мира: Краткий справочник. – Москва: Республика, 1993

9. Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия – Москва, 1997, - 526 с.

10. Тихонравов Ю.И. Основы философии права – Москва – 1997. – 62 с.

11. Теория государства и права. / А.В.Малько, В.В. Нырков, К.В.Шундиков.  М., 2009. – 240 с.

12. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. – Москва : “Дабахов, Ткачев, Димов”, 1995. – 384 с.

 

 

 

 

1 Лазарев Б.М. “Что такое правовое государство?”- М.: Знание,- 1990. - С. 3

2 Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. - М.: Издательская группа ИНФРА М -  НОРМА, 1997. – с. 129-135

3 Скакун О.Р. Теория правового государства в дореволюционной России // Советское государство и право. – 1990. – N2. – С.113.

4 Коваленко И. А. Общая теория государства и права. - М.: ТЕИС,  1996. - 120 с.

5 Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. М., 2002. – С. 81

6 Гегель Г.В.Ф. Политические произведения. – М.: Наука, 1978.

7 Хропанюк В.Н. Теория государства и права. – Москва : “Дабахов, Ткачев, Димов”, 1995. – С.82

8 Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия – Москва, 1997, - С. 343.

9 Хропанюк В.Н. Теория государства и права. – Москва : “Дабахов, Ткачев, Димов”, 1995. – С.83

10 Страны Мира: Краткий справочник. – Москва: Республика, 1993 – С. 379.

11 Тихонравов Ю.И. Основы философии права – Москва – 1997. – С. 328

12 Теория государства и права. / А.В.Малько, В.В. Нырков, К.В.Шундиков. М., 2009 стр. 71

13 Манов Г.И. Признаки государства: новые прочтения. М. Спарк.1993. – С. 125




Информация о работе Правовое государство