Правовое государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 14:16, контрольная работа

Описание работы

При написании данной работы ставились следующие задачи:

1. Дать понятие правового государства.

2. Раскрыть основные признаки правового государства.

3. Дать основную характеристику правового государства.

Работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы и заключения. Работа является теоретически значимой.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..2

Понятие правового государства…………………………………………...4
Признаки правового государства
Верховенство закона………………………………………………………7
Взаимная ответственность государства и личности…………………...11
Разделение властей……………………………………………………….13
Гарантия прав и свобод личности……………………………………….18
Основные характеристики правового государства……………………..22
Заключение…………………………………………………………………...24

Список литературы…………………………………………………………..25

Работа содержит 1 файл

к.р. по ТГ и П готовая.doc

— 124.00 Кб (Скачать)

  Приоритет человека перед государством позволяет  осознать место человека в гражданском  обществе. Это место не определяется государством, оно неотъемлемо принадлежит  человеку и реализуется в меру его способностей и инициативы. Гражданское общество тем и отличается от общества тоталитарного типа, что оно развивается на основе саморегулирования, то есть не принуждается в тотальной регламентации со стороны государства. Государство регулирует поведение человека только в определенной мере, так, чтобы не затронуть его свободу и обеспечить общественные интересы. Такое понимание соотношения человека, общества и государства подчеркивает гуманистическую сущность конституционного строя.

  Выражение «высшая ценность», упоминающееся в ст. 2 Конституции РФ, относится не к юридической, а к нравственной категории. Но когда оно попадает в конституционный текст, то превращается в категорию правовую, то есть в обязательное правило для всех членов общества - как обличенных, так и не обличенных властью. Последующие главы Конституции, и особенно Глава 2 «Права и свободы человека и гражданина», подчинены этому суперпринципу, раскрывают и детализируют его. В ст. 18, например, провозглашается, что права и свободы человека и гражданина «определяют смысл, содержания и применения законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». Отсюда следует, что все ветви власти, все звенья государственного механизма служат главной цели: обеспечению прав и свобод человека и гражданина. Во всех случаях их столкновения с принципом целесообразности при решении того или иного вопроса приоритет должен оправдываться правами и свободами.

  Основные  обязанности государства в этой сфере сводятся к признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина.

  Признание означает закрепление в Конституции и законах всего объема прав и свобод, предусмотренных общепризнанными нормами международного права, а так же неотъемлемых прав и свобод, вытекающих из естественного права.

  Соблюдение требует от государственных органов не только воздерживаться от любых действий, нарушающих или ущемляющих права и свободы, но и создавать условия для их реализации людьми.

  Защита предусматривает действия судебных и административных органов по восстановлению нарушенного права или недопущению такого нарушения, а так же создание соответствующих гарантий.

  Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью не означает, что государство  во всех случаях не вправе ограничивать действия людей. Это необходимо для того, чтобы осуществление прав и свобод одними не ущемляло прав и свобод других, не наносило ущерба обществу. Государство, кроме того, должно следить за законопослушанием своих граждан, требуя от них уважения к правопорядку. Граждане, в свою очередь, обязаны не нарушать правопорядок, и действовать в соответствии со статьями Конституции РФ.

  Конституционная обязанность признавать человека, его  права и свободы высшей ценностью, реализуется через сложный и развернутый механизм власти; по существу, в этом механизме участвуют все государственные органы и вся правовая система страны.

  Гуманизм  конституционного строя отчетливо  проявляется в подходе к институту  гражданства. Под гражданством понимают правовую связь лица с конкретным государством, которая ведет к установлению взаимных прав и обязанностей, и прежде всего обязанности государства защищать права и свободы данного лица в полном объеме. Преимущество гражданства состоит в том, что государство обязано защищать своих граждан даже за пределами страны. Следовательно, правовой статус, который предоставляется гражданством, наполнен гарантиями, реализация которых во многом зависит от должностных лиц государства. Это превращает институт гражданства в важную часть проблемы «человек – государство» и ставит его основные положения в разряд основ конституционного строя.

  Ныне  положение человека радикально изменилось от положения человека в тоталитарный период. Конституция (ч. 3, ст. 6) установила, что гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его. Ни при каких обстоятельствах гражданина нельзя лишать гражданства вопреки его желанию и без законных оснований. Также основания необходимы и для приобретения гражданства.

  К основам конституционного строя  относится также, закрепленный в  ст. 6 Конституции РФ, принцип равного  гражданства, не зависимо от оснований  приобретения. Это означает, что  для полноты прав и свобод не имеет  значения стаж пребывания в гражданстве  и различие между гражданством по рождению и гражданством приобретенным. Каждый гражданин России обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные права и обязанности, предусмотренные Конституцией.

    Итак, реальная гарантированность прав и свобод личности является чрезвычайно важным конституционным признаком правового государства. Принцип которого закреплен в ст. 2 Конституции РФ : «Человек, его права и свободы, являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства»3. Иными словами, государство обязано не только соблюдать права и свободы, но и создавать условия для их реального воплощения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   3 Основные характеристики правового государства.

  Основная  характеристика правового государства включает в себя экономическую, социальную и нравственную основы правового государства.

    1.Экономической основой правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных формах собственности (государственной, коллективной, арендной, частной, кооперативной, частной и других) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически. В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ; индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда. Правовое начало государственности реализуется только при наличии самостоятельности и свободы собственности, которые экономически обеспечивают господство права, равенства участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие.

     2.Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан - носителей общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится человек и его интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы. Переход от тоталитарных методов управления к правовой государственности связан с резкой переориентацией социальной деятельности государства. Прочная социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев.

     3.Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности. Конкретно это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости и правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, терпимости к различным религиозным мировоззрениям.

   Правовое государство - это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое государство обеспечивает свободу общественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права, ограниченно правом и исключает произвол и беззаконие. Государство применяет силу в правовых рамках и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение угрожает свободе других людей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение

   Данная  контрольная работа посвящена идеи правового государства. 

   Цель  данной работы - это попытка осмыслить  и оценить всю важность идеи правового государства. При раскрытии основ, основных признаков и самого понятия правового государства,  в этой работе приводятся примеры строительства правового государства в постсоветской России. Акцентируется внимание на характерных чертах правового государства России.

   Итак, обобщив использованный материал можно  сказать, что правовое государство - это, государство, обслуживающее потребности  правового, саморегулирующего общества, то есть обеспечивающее режим господства права и создающее надежные гарантии от административного вмешательства в саморегулирующиеся процессы жизнедеятельности общества, защищающие интересы производителей и потребителей, социальных благ в рамках общедоступной надлежащей правовой процедуры разрешения споров. По всей сущности правовое государство - это система институциональных и формально-юридических гарантий, обеспечивающих неприкосновенность и плюрализм собственности, самостоятельность и равную меру свободы производителей и потребителей социальных благ и вообще участников социального обмена - индивидов и их ассоциаций. Минимальная (неотчуждаемая) и максимальная меры свободы, о которых идет речь, определяются объективными возможностями общества и ходом общественного прогресса, уровнем развития объективно складывающегося права. Нормы, выражающие меру свободы, должны быть зафиксированы в конституции и законах.            

 

    Список литературы:

   Нормативные акты:

     1.Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года).

     2.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. - М.: Проспект, 2010. – 336 с.

     3.Уголовный Кодекс Российской Федерации. – М.: Проспект, 2010. – 186 с.

     4.Федеральный закон от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликовании и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания».

     Литература:

    1.Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. - М.: Издательская группа ИНФРА М - НОРМА, 2007. - 752 с.

    2.Коваленко И. А. Общая теория государства и права. - М.: ТЕИС, 2006. - 120 с.

    3.Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право Российской Федерации : Учебник, М.: Юристъ, 2006. - 480 с.

    4.Комаров С. А. Общая теория государства и права : курс лекций / Издание второе, исправленное и дополненное. - М.: Манускрипт. 2006. - 312 с.

    5.Комментарий к Конституции Российской Федерации. / Общ. Ред. Ю. В. Кудрявцева. - М.: Фонд “Правовая культура”,2010. - 552 с.

     6.Лазарев Б. М. Что такое правовое государство? - М.: Знание, 2006. - 64 с.

     7.Общая теория права. Учебник для юридических вузов. / Общ. Ред. А. С. Пиголкина - второе издание, исправленное и дополненное. - Издательство МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2006. - 384 с.

    8.Разделение властей и парламентаризм. / Общ. Ред. Глушко Е. К. - М.: ИГПАН, 2000. - 126 с.

    9.Соломон Питер Герман, младший. Проблемы развития правового строя в постсоветской России. - М.: 1997. - 53 с.

    10.Четверин В. А. Демократическое правовое государство : введение в теорию. - М.: Институт государства и права РАН, 1998. - 142 с.

                 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Правовое государство