Правовое государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 14:16, контрольная работа

Описание работы

При написании данной работы ставились следующие задачи:

1. Дать понятие правового государства.

2. Раскрыть основные признаки правового государства.

3. Дать основную характеристику правового государства.

Работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы и заключения. Работа является теоретически значимой.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..2

Понятие правового государства…………………………………………...4
Признаки правового государства
Верховенство закона………………………………………………………7
Взаимная ответственность государства и личности…………………...11
Разделение властей……………………………………………………….13
Гарантия прав и свобод личности……………………………………….18
Основные характеристики правового государства……………………..22
Заключение…………………………………………………………………...24

Список литературы…………………………………………………………..25

Работа содержит 1 файл

к.р. по ТГ и П готовая.doc

— 124.00 Кб (Скачать)

  Небезызвестно, что даже в Древнем Риме властители доводили до сведения своих граждан  содержание принятых законов. Об этом свидетельствуют Законы XII таблиц, в Древнем Риме, получившие свое название в связи с тем, что они были выполнены на двенадцати деревянных досках. И эти доски были выставлены на городской площади для всеобщего обозрения. Поэтому никто не мог “отговориться” незнанием закона. Более того, от всякого юноши, становившегося гражданином Рима, требовалось знание этих законов наизусть. Считалось, что без этого невозможно  исполнять обязанности гражданина и осуществлять государственные полномочия.

  В наши дни  так же  является важным обязательное знание Федеральных законов, основы которых преподаются даже в школах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.2 Взаимная ответственность  государства  и   личности

  Взаимная  ответственность государства и  личности - неотъемлемый признак  правового государства. В недемократическом государстве признается только ответственность гражданина перед государством. Он как  бы дарует права и свободы и определяет его статус. В правовом же государстве, напротив, делаются акценты на ответственность государственных органов и должностных лиц перед гражданами за их посягательство на их права и свободы. Эта ответственность обретает реальный характер только при наличии соответствующих нормативно-правовых  актов, закрепляющих процедуру привлечения к ней должностных лиц, виновных в нарушении прав и свобод граждан и предусматривающих жестокие санкции за это.

  Важным  гарантом незыблемости прав и свобод гражданина является  конституционное  положение в соответствии с которыми властные структуры государства обязаны обеспечить  каждому  возможность  ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающие его права и свободы. В правовом государстве признается и право каждого гражданина, защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными  законом.

  Все это вместе взятое  делает государство  ответственным перед гражданином. В свою очередь гражданин несет  ответственность за свои незаконные действия перед государством в лице его органов.

  Так например, Уголовный кодекс РФ предусматривает несение уголовной ответственности личностью перед государством. Уголовная ответственность - это предусмотренные законом неблагоприятные последствия (уголовное наказание, судимость), наступающие для лица, совершившего преступление после приговора суда.

  Так же выделяется административная ответственность  личности перед государством. Этот вид ответственности рассматривается  в Кодексе об Административных правонарушениях  РФ. Административную ответственность  характеризуют как меру принуждения, осуществляемая от имени государства, управомоченым органом к лицу, совершившему преступление, за которое предусмотрено применение мер административного воздействия.

  Подводя итог, можно сказать, что государство, устанавливая в правовых законах  меру свободы человека, в то же время ограничивает себя в собственных решениях и действиях. Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушить его предписания и несут ответственность за нарушение или невыполнение этих обязанностей. Обязанность закона для государственной власти (органов) обеспечивается системой мер, которые призваны ограничить ее произвол. К ним относятся:

  - политическая ответственность правительства  перед органами государственной  власти; 

  - политическая ответственность депутатов  перед своими избирателями;

  - юридическая ответственность должностных  лиц государства любого уровня  за невыполнение своих обязанностей;

  На  тех же правовых основах должна строится ответственность личности перед  государством. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер. Правовой характер взаимной ответственности государства и личности - это важная составная часть объективно складывающегося в обществе права. Соблюдение правовых требований - юридическая обязанность всех, и прежде всего - государства, что является характерной чертой правового государства.

  2.3 Разделение  властей

    Важной особенностью правового государства является реализация принципа разделения властей.

  Идея  разделения законодательной, исполнительной и судебной властей сопровождает поиск человеком идеального государства на протяжении многих веков. В зачаточном состоянии они присутствовали уже во взглядах древнегреческих философов, таких как Аристотель, Полибий. А основоположниками теории разделения властей следует считать англичанина Дж. Локка (1632-1704 г.) и француза Шарля-Луи Монтескье (1689-1755 г.).

  «Необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга».1 - писал Шарль-Луи Монтескье. А принадлежащая ему теория о разделении властей как основе устройства государственной власти, сыграла значительную роль в формировании буржуазно-демократического общества. Первые же конституции США 1787 года, Франции 1789 год - закрепили, хотя и в разных вариантах, разделение властей, видя в нем важный элемент равновесия трех основных ветвей государственной власти для осуществления главной функции государства: охраны свобод и прав человека.

  На  протяжении XIX - XX  века разделение властей  завоевывало все более широкие  позиции, превратившись со временем в общепризнанный принцип цивилизации и демократии.

  Своеобразно расценивалась теория разделения властей  в современной юридической литературе. Так, профессор И. Д. Левин, писал: «Разделение властей представляет собой систему государственно-правовых институтов, направленных на обеспечение юридическими средствами относительной независимости отдельных органов государства друг от друга, ограничения власти каждого органа путем выделения для него определенной сферы деятельности. Возможность органов противопоставить свою точку зрения, воспрепятствовать приведению в исполнение решения другого органа без права замены его своим решением».1

  Шло время, изменился процесс обновления всех сторон жизни общества, сопровождающийся стремлением пересмотреть устоявшиеся  взгляды. Изменилось и отношение к теории разделения властей. Если первоначально говорилось не только о положительных, но и об отрицательных ее сторонах, то в последующем речь шла уже о реализации этой теории в современной практике без каких-либо изъянов.

  Разделение  властей, однако, было отвергнуто марксизмом-ленинизмом. В соответствии с этим учением в России, а затем и в других странах было построено тоталитарное государство, отказавшееся от принципа разделения властей.

  В президентской республике разделение властей проводится наиболее последовательно. В США этот принцип был существенно дополнен системой «сдержек и противовесов», которые позволили не только разделить три власти, но и конструктивно уравновесить их. В сущности, США за всю свою историю не знали глубоких конституционных кризисов, хотя столкновения властей, особенно законодательной и исполнительной, периодически все же происходили.

  Существенные  особенности свойственны системе  разделения властей в государствах с парламентской формой правления, в частности в парламентских республиках и парламентских монархиях. Здесь, как и в любом конституционном государстве, обеспечивается относительная самостоятельность и независимость законодательной, исполнительной и судебной власти, но баланс между ними поддерживается. Так, баланс законодательной и исполнительной власти обеспечивается, в частности, тем, что парламент может выразить недоверие правительству, а глава государства может распустить парламент.

  В Российской Федерации принцип разделения властей впервые закреплен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР, а позже был введен в Конституцию РСФСР.

  А принятая, всенародным голосованием на референдуме 12 декабря 1993 г., Конституция РФ содержала статью закрепляющую принцип разделения властей в Российской Федерации. Статья 10 Конституции РФ гласит: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».

  Важной  особенностью российской Конституции  является то, что Президент как  бы не входит ни в одну из трех ветвей. Он глава государства и обязан обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной  власти. Президент не вправе вмешиваться в полномочия Федерального Собрания или судебных органов - Конституция РФ строго разделяет их полномочия (Гл. 5, ст. 108, 109 и гл. 7, ст. 118, 120 Конституция РФ). В то же время многие статьи Конституции указывают на то, что фактически Президент РФ признается главой исполнительной власти. Например, право председательствовать на заседаниях Правительства (ст. 83 п. «б», Конституции РФ).

  Многие  страны, в том числе и Россия, в основу правового регулирования, в основу правовых отношений положили принцип разделения властей.

  Чрезвычайно важное значение имеет и само содержание принципа разделения властей. Данный вопрос не должен рассматриваться традиционно  и сводиться лишь к взаимодействиям  законодательной, исполнительной и  судебной властей.

  Представляется  возможным выделить четыре основных уровня реализации данного принципа, олицетворяющие основные направления  осуществляемой в стране политической реформы.

  Первый связан с передачей власти и управленческих функций от политическо-государственных структур первичным социальным субъектам - то есть народу, нации.

  Второй  уровень разделения властей охватывает сферу взаимоотношений государства с политическими партиями, массовыми общественными организациями, общественными движениями.

  Третий уровень разделения властей предполагает традиционное понимание вопроса как функционирование законодательной, исполнительной и судебной властей.

  Наконец, выделяется и четвертый аспект, связанный с взаимодействием республик, штатов и других национально-государственных образований друг с другом (примером этого может служить распавшееся СССР, а так же СНГ).

  Конкретное  содержание принципа разделения властей  состоит в следующем:

  - законы должны обладать высшей  юридической силой и приниматься  только законодательным (представительным) органом;

  - исполнительная власть должна  заниматься в основном исполнением  законов и только ограниченным  нормотворчеством, быть подотчетным  главе государства и лишь в  некотором отношении парламенту;

  - между законодательным и исполнительным органом должен быть обеспечен баланс полномочий, исключающий перенесение центра властных решений, а тем более всей полноты власти на одного из них;

  - судебные органы независимы, и  в пределах своей компетенции  действуют самостоятельно;

  - ни одна из трех властей, не должна вмешиваться в прерогативы другой власти, а тем более сливаться с другой властью;

  - конституционная система должна  предусматривать правовые способы сдерживания каждой власти двумя другими, то есть содержать взаимные противовесы для всех властей.

  Подводя итог, обобщая все выше сказанное, можно дать более узкую формулировку данному принципу. И так, разделение властей - это правовой принцип, суть которого заключается в недопущении сосредоточения всей полноты государственной власти в руках какой-либо одной из ее ветвей: законодательной, исполнительной или судебной, чтобы тем самым предотвратить возможность злоупотребления властью. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.4 Гарантия прав и свобод личности

  Гуманизм - своеобразный суперпринцип всего конституционного строя. Его закрепление ст. 2 Конституции РФ свидетельствует о решительном отказе от тоталитарного подхода к проблеме «человек – государство», при котором государство берется за решение основных вопросов жизнеобеспечения, а человек превращается в «винтик» большой государственной «машины».

  Новая российская государственность радикально меняет отношения личности и государства. Не человек создан для государства, а государства, - таков теперь главный  принцип их отношений. В этом состоит гуманистическая сущность Конституции и всего конституционного права России. При этом акцент делается не на коллективном пользовании правами, как это было свойственно тоталитарному государству, а на индивидуальном выборе образа действий. Безусловно, коллективизм необходим для достижения определенных целей, но, понимаемый с чрезмерным универсализмом, он в состоянии подавить инициативу и способности отдельного человека. А индивидуализм, напротив, раскрывает потенциал общества, и задача права, исходя из этого, содействовать проявлению энергии каждого человека.

Информация о работе Правовое государство