Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 17:38, реферат
Многие ключевые понятия прошлого повторяются на новом витке исторического развития. Еще несколько лет назад словосочетание “правовое государство” привычно ассоциировалось с теми разделами университетского курса, где критиковались различные модификации западных доктрин с аналогичным названием и провозглашалось “социалистическое правовое государство”. Вызывает сомнение научная осмысленность самого сочетания “социалистическое правовое государство”. Прилагательное “социалистический”указывает на господствующую форму собственности и на определенную идеологию. Между тем, идея правового государства неотделима от мировоззрения, исключающего эту идеологию. Более того, идея правового государства уже подразумевает антисоциалистичность, т.е. частную собственность в качестве первичной и исходной. В нашем государстве делается попытка не только возродить идею правового госудуарства, но и претворить ее в жизнь. Безусловно, этот путь будет долгим, сложным и противоречивым.
Понятие и признаки правового государства.
История развития концепции правового государства.
Правовое государство по Канту.
Предпосылки образованияя правового государства в Казахстане.
Система разделения властей в правовом государстве.
Принцип разделения властей.
Система “сдержек и противовесов”
Верховенство закона.
Конституция – как основной закон Республики Казахстан.
Законотворчество в Республике Казахстан
Права и свободы человека в системе ценностей.
Народ – как основной источник власти.
Комплекс прав и свобод в системе общественых отношений.
Охрана прав и свобод человека и гражданина государством.
Взаимная ответственность личности и государства.
Взаимодействие гражданского общества и государства в системе правового регулирования.
Социальная и юридическая защищенность личности.
Конституционный надзор и контроль в Республике Казахстан.
Система судебных органов и судопроизводства.
Практика становления правового государства в Казахстане.
Казахстан в постсоветский период.
Проблемы создания правового государства в Казахстане.
Тщательный подход
к разработке законодательных актов, с
одной стороны, и готовность внести в них
необходимые исправления и поправки, вызванные
реальной жизненной практикой, с другой,
—представляют собой те правила, которыми
должен руководствоваться законодатель.
Законодательные акты, даже те, которые
касаются важнейших сторон государственной
и общественной жизни, часто не отвечают
требованиям нормативности и гарантированности.
При таких условиях эти акты не становятся
реальными регуляторами общественных
отношений, не приводят к сколько-нибудь
значительному социальному эффекту, несмотря
на все призывы и даже борьбу за соблюдение
и применение таких актов. Необходимо
установить высокое качество законодательства,
а также установить механизм самореализации
правовых норм, которые будут способствовать
становлению правового государства.
Конкретно-исторический
опыт становления и развития правовой
государственности определяется социально-экономическими
и политическими условиями, уровнем
общественного правосознания, субъективными
факторами, национальными и историческими
традициями. Одним из таких условий является
существование единого правового пространства
в границах данного государства. Ученые-юристы,
занимающиеся разработкой проблем правового
государства и связывающие формирование
его основ прежде всего с реализацией
принципа верховенства закона как основной
общедемократической ценностью, уделили
внимание понятию правового закона, необходимости
придания законам, в том числе и Конституции,
прямого действия, упорядочения ведомственного
и локального нормотворчества, создания
правовых механизмов, обеспечивающих
их полное соответствие закону. Но реализация
этих идей возможна лишь при наличии единого
правового пространства как определяющего
условия становления правовой государственности.
“Война законов”, начавшаяся с принятием
бывшими союзными республиками Деклараций
о государственном суверенитете, одним
из положений которых провозглашался
приоритет республиканского законодательства
перед союзным, продолжается.
В современном
демократическом государстве эффективность
правового закона сопряжена с наличием
единого правового пространства, в котором
приоритетное значение имеет принцип
верховенства законов, принимаемых от
имени народа и выражающих его суверенную
волю, над всеми действующими в стране
нормативными актами. Подзаконные акты,
включая ведомственные распоряжения,
приказы, инструкции, подлежат конституционному
контролю. Это означает, что они могут
быть опротестованы, обжалованы и аннулированы
по мотивам нарушения законности или,
напротив, после определенной судебной
процедуры подтверждены как соответствующие
конституции и иным законам.
Идея единого
правового пространства становится
национальной. В странах Западной
Европы концепция правового
В правовом государстве
существуют определенные гарантии законности,
которые обеспечивают соблюдение и исполнение
закона. Это —социально-экономические,
политические, юридические и международные
гарантии. Политические гарантии законности
—это прежде всего демократизм общественного
и государственного строя Республики
Казахстан, политический и идеологический
плюрализм, активное участие граждан в
управлении делами государства. Социально-экономические
гарантии законности —многообразие форм
собственности, создание необходимых
условий для их развития, обеспечение
им равной защиты, свободное предпринимательство,
право граждан распоряжаться своими способностями
к производительному и творческому труду,
справедливые условия найма, увольнения,
оплаты и охраны труда и т.д. К юридическим
гарантиям относятся следующие: нормативная
урегулированность законами или подзаконными
актами всех общественных отношений, нуждающихся
в правовом закреплении, эффективная деятельность
специальных органов, контролирующих
соблюдение законов, а также правоохранительных
органов, привлечение к юридической ответственности
должностых лиц, посягающих на права и
свободы граждан. К международным гарантиям
относятся: деятельность международных
организаций, специализированных органов
ООН по контролю за соблюдением прав человека
в различных странах, инспекционные поездки
их представителей в регионы, где нарушается
законодательство, закрепляющее права
и свободы граждан, право граждан обращаться
в международные органы за защитой своих
нарушенных прав.
Законность и
правовое государство —категории во
многом тождественные, но у них несколько
разные акценты. Законность требует безусловного
соблюдения законодательства всеми субъектами
правовой сферы, в то время как правовое
государство предъявляет подобное требование
к государственным структурам, выполняющим
функции публичной власти. Поэтому реализация
режима правового государства означает
торжество закона прежде всего в деятельности
властных структур — государственных
органов власти, управления, суда и прокуратуры
и их должностных лиц. В итоге законность
и правовое государство ведут к превращению
закона в самостоятельную, объективную
силу жизнедеятельность которой не зависит
от отношения к ней.
Таким образом,
рассмотрев такие аспекты правового
государства как систему
ПРАВА И СВОБОДЫ
ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ
Верховенство
закона подразумевает не только приоритет
закона как разновидности нормативно-
Перечень прав
и свобод человека и гражданина,
свойственный правовому государству,
содержится в международных актах. Это
прежде всего Всеобщая декларация прав
человека, принятая Генеральной Ассамблеей
ООН 10 декабря 1948г. , Международный пакт
об экономических, социальных и культурных
правах, Международный пакт о гражданских
и политических правах, принятых на ХХI
сессии Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря
1966г.
Перечень прав
и свобод, провозглашенных в указанных
актах закреплен и гарантирован
в конституциях правовых государств.
Особое значение в них придается
юридической защищенности личности, которая
немыслима без презумпции невиновности.
Презумпция же невиновности означает,
что подлинно демократическое государство
признает, что все вопросы, связанные с
виновностью или невиновностью граждан
в совершении того или иного преступления,
следует решать только в судебном порядке.
Более того, при рассмотрении уголовных
дел по которым может быть вынесен смертный
приговор, гражданин вправе требовать,
чтобы его судил суд присяжных. В Республике
Казахстан это право отражено в ст.75 Конституции
Республики Казахстан.
Всеобщая декларация
прав и свобод человека, принятая ООН
в 1948 году состоит из 30 статей. В ней
провозглашается, что “все люди рождаются
свободными и равными по своему достоинству
и правам. Они наделены разумом и
совестью и должны поступать в отношении
друг друга в духе братства”. Далее в ней
указывается на недопустимость жестокие,
унижающие человеческое достоинство,
обращение и наказания. В статье 6 Декларации
признается право каждого человека на
признание его правосубъектности, т.е.
предоставления человеку возможности
приобретать права и осуществлять обязанности,
предусмотренные законодательством.
Декларация также
провозглашает, что никто не может
быть подвергнут произвольному аресту,
задержанию или изгнанию, что каждый
человек имеет право на равную защиту
закона, на гласный, справедливый и беспристрастный
суд. В Декларации также указывается на
недопустимость произвольного вмешательства
в личную и семейную жизнь граждан, посягательства
на неприкосновенность их жилища, тайну
корреспонденции и т.п. Она закрепляет
и другие права и свободы человека, которые
должны быть признаны и уважаться всеми
государствами (свобода мысли, совести
и религии, свобода передвижения в пределах
каждого государства, право убежища в
других странах, право на труд, на равную
оплату, право на свободный выбор профессии,
право на защиту от безработицы, право
на создание профсоюзов и т.д.). Политический
и идеологический плюрализм — отличительный
признак правового государства. Без такого
плюрализма оно просто немыслимо. Функционируя
в условиях такого плюрализма, различные
социальные силы в лице своих политических
организаций ведут борьбу за власть в
государстве цивилизованными методами,
в честном политическом противоборстве
со своими противниками. Идеологический
плюрализм обеспечивает им возможность
свободно излагать свои программные установки,
беспрепятственно проводить пропаганду
и агитацию в пользу своих идеологических
концепций.
Политический
и идеологический плюрализм является
выражением и олицетворением демократизма
общества, позволяет каждому его члену
самому решать вопрос о своей приверженности
к той или иной политической организации,
и идеологической пристрастности.
Отсюда становится
понятным, почему государство не должно
навязывать обществу какую-то одну идеологию
или создавать преимущество для той или
иной политической организации.
Все права и
свободы, перечисленные в Декларации,
должны быть реально обеспечены в
государстве. Это достигается прежде
всего принятием и проведением
в жизнь разнообразных законодательных
актов, закрепляющих их в соответствующей
сфере общественных отношений. В числе
международных документов о правах человека
также следует указать Международный
пакт о гражданских и политических правах,
Международный пакт об экономических,
социальных и культурных правах, Конвенцию
о правах ребенка.
Права и свободы
человека и гражданина также закреплены
в Конституции Республики Казахстан,
принятой всенародным голосованием
30 августа 1995г. (ст.ст. 90, 3, Указы Президента
РК “О Конституции Республики Казахстан”
и “О проведении 30 августа 1995 года республиканского
референдума”, а также полностью глава
2 —права и свободы человека и гражданина).
Ст. 39 гласит: “Права и свободы человека
и гражданина могут быть ограничены только
законами и лишь в той мере, в какой это
необходимо в целях защиты конституционного
строя, охраны общественного порядка,прав
и свобод человека, здоровья и нравственности
населения.” А статья 39 п.3 Конституции
Республики Казахстан не допускает возможности
ограничения ряда важнейших прав человека
и гражданина даже в условиях чрезвычайного
положения,а именно право на гражданство,
право на жизнь, право на неприкосновенность
частной жизни, личную и семейную тайну,
защиту своей чести и доброго имени, свободу
совести, право на жилище, право на возмещение
государством вреда, причиненного государственными
органами или их должностными лицами.
Статья 12 закрепляет
положение о том, что в Республики
Казахстан признаются и гарантируются
права и свободы человека и
гражданина согласно общепризнанным принципам
и нормам международного права. Пункт
2 статьи 12 гласит: “Права и свободы человека
принадлежат каждому от рождения, признаютсяя
абсолютными и неотчуждаемыми, определяют
содержание и применение законов и иных
нормативных правовых актов.” Это означает,
что государственные и судебные органы,
должностные лица в своей деятельности
непосредственно руководствуются и применяют
нормы Конституции. На основании статьи
40 Конституции Республики Казахстан Президент
Республики Казахстан является символом
и гарантом единства народа и государственной
власти,незыблемости Конституции Республики
Казахстан, прав и свобод человека и гражданина.
Президент Республики Казахстан обеспечивает
согласованное функционирование всех
ветвейгосударственной власти и ответственность
органов власти перед народом.
В Республике Казахстан
все равны перед законом и
судом. Конституцией провозглашается
недопустимость использования прав
и свобод для посягательства на конституционный
строй, права и свободы других
лиц, недопустимость лишения человека
прав и свобод и их ограничения.
Значительное
внимание уделено в Конституции
личным, гражданским и политическим
правам, а также гарантиям этих
прав. Право частной собственности
охраняется законом (ст.6). Закрепляется
право частной собственности на землю
(ст.ст. 21, 25.), а также право на свободное
использование своих способностей и имущества
для предпринимательской деятельности
и иной не запрещенной законом экономической
деятельности (ст.ст. 24, 26.), что обеспечивает
создание надежной конституционной базы
для продвижения экономической реформы,
стабильного развития рыночной экономики.
Пункт 2 статьи 13
Конституции Республики Казахстан
гласит: “Каждый имеет право на
судебную защиту своих прав и свобод.”
Пункт 3 статьи 13
Конституции Республики Казахстан провозглашает
право на получение квалифицированной
юридической помощи, право обвиняемого
отказаться от дачи показаний на суде;
право осужденного на пересмотр приговора
вышестоящим судом, а также право просить
о помиловании или смягчении наказания
(ст.15). Существуют и другие декларируемые
Конституцией Республики Казахстан гарантии
прав и свобод человека.
Среди ряда уже
ранее названных особенностей права
современного гражданского общества нужно
выделить то, что права и свободы
человека не только все более становятся
целью законодательства и направлений
правовой политики, но и прямо включаются
в содержание правового регулирования
как непосредственный критерий при определении
правомерности того, или иного поведения,
предмет судебной защиты. Отсюда, возможность
обжалования государственных актов в
международных правосудные органы в случаях,
когда, по мнению заявителя, ущемляются
права человека.
Информация о работе Правовое государство. Понятие, основные признаки