Правовое государство и гражданское общество (на примере РФ)

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 20:03, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в получении комплексной характеристики функций гражданского общества, объектом осуществления которых является политическая сфера, а также структуры и признаков гражданского общества. Характеристика принципов правового государства, анализ состояния российского государства на современном этапе, а также взаимодействие гражданского общества и государства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………....3
Характеристика правового государства……………
Понятие, принципы правового государства
Становление правового государства в России
Гражданское общество: основные положения.
Понятие, признаки, структура гражданского общества.
Гражданское общество в России.
Заключение
Практическое задание
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 59.29 Кб (Скачать)
    1. Становление правового государства  в России

                  

     В ч. 1 ст. 1 Конституции Российской Федерации  закреплено, что «Российская Федерация - Россия есть демократическое правовое федеративное государство с республиканской  формой правления».4 Несмотря на то, что в данной статье прямо указывается, что правовое государство уже есть в России - это пока лишь цель, к которой необходимо стремиться.

     Распад  СССР поставил перед Российской Федерацией, как и перед другими республиками бывшего Союза, проблему обеспечения  самостоятельного государственного существования, задачи становления новой российской государственности.         

     В связи с этим перед руководством страны, общественно-политическими  партиями и движениями, заинтересованными  в демократической и сильной  России, остро встала задача поиска цивилизованной системы ее государственного устройства в условиях современных  преобразований. Необходимо было совершить  переход к социально ориентированной  рыночной экономике и демократическим  методам руководства, создать правовые основы российской государственности, построить такое государство, которое  надежно и эффективно служит своему народу, устанавливает и гарантирует  порядок, охраняет общество от анархии  и произвола; защищает от любых угроз  извне; гарантирует комплекс социальных благ, в первую очередь, тем, кто сам не в состоянии реализовать предоставленные государством возможности.5

     Исследователи выделяют различные этапы в становлении  современного российского государства. Так, О.Смолин выделяет четыре основных периода в социально-политическом процессе, в результате которых произошло  формирование новой российской государственности: реформистский (апрель 1985 г.– август 1991 г.); революционный (август 1991 г.–август 1996 г.); постреволюционный (август 1996 г.–декабрь 1999 г.); период стабилизации и реформирования постреволюционного политического режима (январь 2000г.).

     В.Согрин разделяет современный период российской истории на три завершенных этапа: 1985-1986 гг., 1987-1991 гг., 1991-1999 гг. - и один незавершенный (начался с приходом к власти В.Путина). 
          В качестве отправной точки для периодизации становления современного российского государства можно выделить 12 июня 1990 г., когда Первым Съездом народных депутатов РСФСР была принята Декларация о государственном суверенитете. Правда, это была всего лишь декларация, не имеющая юридических последствий, однако ее принятие означало потенциальную возможность в случае определенных обстоятельств создать свою государственность. Поэтому первый этап можно рассматривать как создание юридических, политических и экономических основ для формирования самостоятельного российского государства. Он был ознаменован введением поста президента и избранием на этот пост Б.Н.Ельцина. Завершается первый этап распадом Советского Союза и созданием Содружества Независимых Государств (12.06.1990 г. – декабрь 1991г.  
       Второй этап (1992-1993 гг.) обычно определяют как антиэтатистский. Реформаторы первой волны (Е.Гайдар, А.Чубайс, А.Шохин и др.) стремились вытеснить государство, прежде всего из экономической сферы. Его функции здесь, по их замыслу, должен был выполнять саморазвивающийся рынок. На этом этапе были ликвидированы институты планового регулирования экономики, началось ее разгосударствление. Приватизация государственной собственности, либерализация цен, создание институтов рыночной экономики (бирж, коммерческих банков и др.) должны были привести к становлению независимых от государства хозяйствующих субъектов и вызвать соответствующие социальные изменения: формирование класса крупных частных собственников и среднего класса, составляющих основу гражданского общества, способного подчинить себе государство. В социальной сфере государство оставляло за собой поддержку образования, медицины, пенсионного обеспечения, помощь безработным. Государство должно было обеспечивать продвижение реформ, формируя для них правовое пространство, обеспечивая правопорядок и стабильность общества, поддержку мирового сообщества, достаточную обороноспособность страны. В политической сфере он был ознаменован противостоянием Верховного Совета и президента, роспуском Съезда народных депутатов и прекращением деятельности советской власти.

     На  третьем этапе (1994-1998 гг.) выявилась иллюзорность намерений реформаторов ограничить вмешательство государства в экономическую сферу. Опыт реформ свидетельствовал о том, что государство не ушло из экономики, изменились лишь характер и способы его влияния на экономические процессы. Причем некоторые специалисты отмечают, что эти изменения имели крайне негативные последствия как для государства, так и для общества. Государственные институты, отказавшись от функций директивного управления и непосредственного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов, активно влияли, прежде всего, на процесс приватизации государственной собственности. Это стало основой для сращивания государственной бюрократии с формировавшимся классом частных собственников, сопровождавшегося фантастическим всплеском коррупции, возникновением номенклатурно-олигархических кланов, стремившихся подчинить государство своим интересам. 
Не сбылась надежда реформаторов на то, что эффективным регулятором экономических отношений в стране станет «саморазвивающийся» рынок. Напротив, в течение этого периода усилилась тенденция к социально-экономическому кризису в стране. Государство, лишившись значительной части своей собственности, не имея возможности собирать налоги в размере, необходимом для выполнения своих важнейших функций, само оказалось в ситуации острого кризиса. Этот кризис проявился в неспособности государства консолидировать общество, в котором резко усилилась социальная поляризация, противостояние власти и оппозиции, приобретавшее порой чрезвычайно острые формы; в невыполнении важнейших социальных функций, о чем свидетельствует кризис системы здравоохранения, образования, науки, культуры, пенсионного обеспечения; в неэффективной деятельности органов правопорядка, не сумевших остановить вал нараставшей преступности, вызванный переделом собственности; в деградации Вооруженных Сил России, теряющих свою боеспособность; в перманентных кризисах правительства; в падении внешнеполитического престижа и влияния российского государства; в неопределенности перспектив экономического сотрудничества России с развитыми государствами, которая особенно усилилась после дефолта. 
К осени 1998 г. выявились пороки выбранной модели взаимодействия государства и общества, которая складывалась в процессе современных российских реформ. Мнение об оздоровлении государства и усилении его роли разделяли основные политические силы страны в широком спектре: от «правого»центра до национал-патриотических сил.

     Четвертый этап (сентябрь 1998 г. – декабрь 1999 г.) был ознаменован сменой правительства, которое возглавил Е.Примаков, заявивший о необходимости корректировки курса реформ. Основная цель этой корректировки - повысить роль государства в реформировании российского общества и, прежде всего, его экономики. Это было необходимо для повышения эффективности реформ в интересах всего общества, а не номенклатурно-олигархических кланов. Это не означало возврата к методам жесткого государственного регулирования, свойственным советской эпохе. Необходимы были методы, обеспечивающие оптимальный баланс механизмов саморазвития общества и государственного регулирования, неизбежного для сложно организованных социально-экономических систем. Идеологи радикал-либеральных реформ допустили существенную ошибку в оценке тенденций, определяющих логику развития современных государств. Эта логика оценивалась ими в понятиях «уменьшение - возрастание» роли государства, тогда как в реальной действительности государство не уменьшало и не усиливало своей роли в обществе, оно меняло методы и средства своего воздействия на общество, оставаясь основным фактором, обеспечивающим устойчивое, стабильное развитие сложных социально-экономических систем.

     Пятый этап (2000-е гг.) начался с приходом к власти В.Путина и характеризуется усилением вертикали власти, повышением роли государства в социально-экономической сфере, сменой приоритетов в региональной политике, попыткой создания действенной судебной системы. Не отказываясь от либеральных преобразований в экономической сфере, государство проводит активную социальную политику путем перераспределения ресурсов в пользу проигрывающих слоев общества (бюджетники, пенсионеры, молодежь). Президентом определен курс на создание сильного государства посредством проведения эффективной экономической политики при реализации принципа верховенства права. Усиление государства связывается с достижением эффективности во всех сферах жизнедеятельности общества.6 
          Процесс формирования правового государства в Российской Федерации сталкивается со значительными трудностями, идет весьма медленно и достаточно противоречиво. В России пока еще не удалось реализовать в полной мере ни одного из основных принципов правового государства.

     Для реального построения правового государства в России необходимо:

     устранить рассогласованность в системе права, как между отдельными федеральными законами, так и между федеральными законами, с одной стороны, и законами субъектов РФ — с другой; привести все нормативно-правовые акты в соответствие с Конституцией РФ (в том числе подзаконные акты — в соответствие с законами РФ);

     преодолеть правовой нигилизм как на нормотворческом и правоприменительном уровнях, так и в общественном сознании; воспитывать в обществе уважение к праву;

      усилить контроль за исполнением уже принятых законов;

     устранить декларативность прав и свобод, провозглашенных Конституцией, путем установления реального процессуального порядка их судебной защиты, преодолеть идеологию недоверия к государству и его органам как институтам, противостоящим интересам индивида, способствовать формированию отношения к государству как гаранту и защитнику прав и законных интересов граждан. Решение этих вопросов и будет означать реализацию принципов правового государства и его фактическое создание.

     Процесс становления правовой государственности  занимает длительное историческое время. Он совершается вместе с формированием  гражданского общества и требует  целенаправленных усилий. Правовое государство  не вводится единовременным актом и  не может стать результатом чистого  законодательства. Весь процесс должен быть органически пережит обществом, если оно для этого созрело. 

    1. Гражданское общество: основные положения.

     2.1.  Понятие, признаки, структура гражданского  общества

     Понятие “гражданское общество” очень древнее. В трудах Аристотеля, Макиавелли, Локка, Гоббса, Монтескье, Руссо, Канта, Гегеля, Маркса, Бакунина и других гражданское  общество анализируется и описывается  достаточно всесторонне, конкретно  и достоверно.

     Для примера - несколько “фрагментов” из произведений мыслителей прошлого о гражданском обществе.

     Н. Макиавелли: Сущность политического  организма заключается в согласовании повиновения (государству) и свободы (в ассоциации, обществе). Народный суверенитет  является высшим по отношению к государству, народ имеет право на свержение  абсолютизма.

     И. Кант: Гражданское общество основано на следующих принципах: 1) свобода  каждого члена общества; 2) равенство  его с каждым другим как подданного; 3) самостоятельность каждого члена  общества как гражданина.

     Ф. Гегель: Гражданское общество и государство  являются самостоятельными, но взаимодействующими институтами. Гражданское общество вместе с семьей составляют базис  государства. В государстве представлена всеобщая воля граждан, гражданское  общество - это сфера особенных, частных  интересов отдельных индивидов.

     К. Маркс: В гражданском обществе каждый индивид представляет собой некоторый  замкнутый комплекс потребностей и  существует для другого лишь постольку, поскольку они обоюдно становятся друг для друга средством. 7

     По  настоящему гражданским обществом  можно считать такую общность людей, где достигнуто оптимальное  соотношение всех сфер общественной жизни: экономической, политической, социальной и духовной, где обеспечено постоянное поступательное движение общества вперед.

     Гражданское общество – это:

     1) наличие собственности в распоряжении  людей (индивидуальное или коллективное  владение);

     2) наличие развитой многообразной  структуры, отражающей многообразие  интересов различных групп и  слоев, развитой и разветвленной  демократии;

     3) высокий уровень интеллектуального,  психологического развития членов  общества, их способности к самодеятельности  при включенности в тот или  иной институт гражданского общества;

     4) законообеспеченность населения,  то есть функционирование правового  государства. 8

     Гражданское общество – это свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающего атмосферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства.9

     Гражданское общество существует и функционирует  в противоречивом единстве с государством. При демократическом режиме оно  взаимодействует с государством, при тоталитарном - стоит в пассивной  или активной оппозиции к государству.

     Признаками  высокоразвитого гражданского общества являются:

    1. Наличие собственности в распоряжении людей (индивидуальное или коллективное владение).

    2. Наличие развитой многообразной структуры, отражающей многообразие интересов различных групп и слоев, развитой и разветвленной демократии.

    3. Высокий уровень интеллектуального, психологического развития членов общества, их способность к самодеятельности при включенности в тот или иной институт гражданского общества.

    4. Законообеспеченность населения, т.е. функционирование правового государства.

     Также основными признаками гражданского общества являются:

     - наиболее полное обеспечение  прав и свобод человека и  гражданина;

     - самоуправляемость; 

     - конкуренция образующих его структур  и различных групп людей; 

     - свободно формирующееся общественное  мнение и плюрализм; 

     -всеобщая информированность и прежде всего реальное осуществление права человека на информацию;

     - жизнедеятельность в гражданском  обществе базируется на принципе  координации. В отличие от государственного  аппарата, который построен на  основе принципа субординации, т.е.  система строгого подчинения  “младших старшим”. 10

Информация о работе Правовое государство и гражданское общество (на примере РФ)