Правоведение

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 12:29, контрольная работа

Описание работы

В данной контрольной работе будут рассмотрены такие понятия как механизм государства, политический режим и его виды, а так же взаимодействие гражданского общества и правового государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………2
1. Государственный аппарат (механизм государства)…………………..3
2. Политический режим, его виды……………………………………….5
3. Правовое государство. Понятие, сущность, основные черты………..8
4. Гражданское общество и правовое государство………………….…11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...14
Список использованной литературы…………………………………….16

Работа содержит 1 файл

Готовая работа. Правоведение.doc

— 88.50 Кб (Скачать)

     3) в свою очередь, право, являясь формой и мерилом свободы, должно как можно больше раздвинуть границы ограничений личности, особенно в области экономики, а также в сфере внедрения научно-технического прогресса в производство.

     Правовое  государство — государственная власть ограничена правом.

Выделяют  следующие признаки правового государства:

     1) народный суверенитет;

     2) верховенство права, а именно правовая организация власти государства, которая предполагает ограничение власти государственных органов нормами права, которые основываются на общественной воле, прямое, непосредственное действие закона как основополагающего юридического документа, который может быть создан как представительными органами, так и напрямую населением;

     3) правовая защита личности человека от произвола должностных лиц и т. д.

     Основы  для формирования правового государства:

     1) политическая основа, которой свойственно наличие суверенитета, регулирующего интересы членов политической системы общества и реализующего правовое равновесие и свободное развитие данных интересов;

     2) экономическая основа, которая представляет собой производственные отношения, сложившиеся в обществе. Они характеризуются многоукладностью, а также наличием разных форм собственности (государственной, частной, коллективной и т. д.);

     3) социальная основа, которой свойственно создание саморегулирующегося гражданского общества. В нем каждый гражданин государства имеет возможность для реализации своих творческих, а также трудовых потенциалов. Гражданское общество одновременно обеспечивает многообразие мнений, личных свобод и прав;

     4) нравственная основа. Ее формируют общечеловеческие позиции справедливости, гуманизма, свободы и равенства человека и гражданина.

     Принципы  правового государства:

     1) верховенство закона – принцип, который является высшей формой организации и защиты свободы личности;

     2) разделение властей – принцип, фиксирующий разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти, относительно самостоятельных, взаимно ограничивающих друг друга с помощью закрепленной законодательно системы «сдержек и противовесов»;

     3) реальность в обеспечении прав и свобод человека и гражданина;

     4) взаимная ответственность государства и личности – принцип, который закрепляет равенство и справедливость в отношениях между государством и личностью;

     5) соответствие внутригосударственного законодательства общепризнанным нормам и принципам международного прав.4

     Таким образом, правовое государство –  это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство законов, равенство всех граждан перед законом и судом, где признаются и гарантируются права и свободы личности, и где в основу организации государственной власти положен принцип «разделения властей». 
 

  1. Гражданское общество и правовое государство
 

     Формирование  гражданского общества обычно связывают  с созданием правового государства. Первое служит предпосылкой второго. Вместе с тем формирование гражданского общества и правового государства  происходит одновременно, поскольку оба института обусловлены единством интересов и единой целью – человек с его потребностями и интересами, обеспечение его экономической, политической, социальной и личной безопасности. В юридической литературе высказывалось мнение о недопустимости жесткого размежевания гражданского общества и государства, поскольку современные условия существенно отличаются от тех, которые были в период формирования буржуазных общественных отношений. В частности, указывается, что в нынешних условиях наблюдается вполне обоснованное усиление проникновения государства в сферу гражданского общества. По мнению многих ученых, все меньше остается сфер, которые составляли бы исключительную компетентность гражданского общества, очищенного от государственного влияния и вмешательства. Поэтому отделить функции государства от функций общества не реально. Напротив усиливаются связи государства и гражданского общества. И хотя государство не входит в качестве элемента в состав гражданского общества, оно обеспечивает нормальное функционирование последнего. Ученые призывают не трактовать гражданское общество, а признавать его в качестве самостоятельного института.

       Гражданское общество — это общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями, независимое от государства, но взаимодействующее с ним, общество граждан высокого социального, политического, культурного и морального статуса, создающих совместно с государством развитые правовые отношения. Это определение идеального общества, реальность которого определяется соотношением идеала и достигнутого состояния общества, которое провозгласило построение гражданского общества своей целью. Это фактически бесконечный процесс совершенствования общества, власти, политики и человека, охватывающий все без исключения стороны жизни.

       Идея  гражданского общества (термин введен Аристотелем) возникла первоначально  как философская концепция. В XVII в. английский философ Т. Гоббс в двух своих трудах «О гражданине» и «Левиафан» изложил принципиально новую концепцию гражданского общества, которое возникает при переходе от естественного природного состояния всеобщей вражды и страха смерти к упорядоченному культурному обществу, граждане которого дисциплинированы властью государства, водворяющего в стране мир и порядок. Решающим образом меняется и сам человек, который становится развитой, целостной и активной личностью. Гражданское общество, согласно воззрениям виднейших философов Нового времени (Дж. Локка, И. Канта и др.) — это «союз индивидуальностей», коллектив, в котором его члены обретают высокие человеческие качества.5

       Три начала формируют гражданское общество — человек, коллектив и власть. В идее гражданского общества заложено непрерывное движение: постоянное изменение, совершенствование и переход от менее развитого состояния человека, общества и власти к более развитому и более цивилизованному. Ж.Ж. Руссо так сформулировал критерии этого развития: движение к гражданственности, естественности (разумности) и цивилизованности, что означает формирование все более развитой личности, совершенных гражданских отношений и рациональной цивилизованной власти. Становление гражданского общества предстает как цивилизованный процесс, в котором цивилизуются и гражданин, и гражданские отношения между членами общества, и само общество как коллективное начало гражданственности, и государство, и отношения между ним, гражданином и обществом.

       Особой  проблемой является взаимоотношение  гражданского общества и государства. Гражданское общество — это социально-организованная структура, в основном складывающаяся за пределами государственных структур, но охватывает и их, так как они образованы гражданами, то есть членами гражданского общества. Такие элементы государственной власти, как разделение властей, наличие легальной оппозиции, многопартийность и т.д. сами по себе не представляют структуру гражданского общества, но порождены им и являются формами закрепления его влияния в политической организации общества.

     Таким образом, гражданское общество, также  как государство, во-первых, защищает общество от преступных элементов и от внешнего нападения. Во-вторых, охраняет права и свободы членов общества, в-третьих, реализует социальные и иные программы, направленные на смягчение социальных противоречий, в-четвертых, решает глобальные проблемы - энергетическую, сырьевую, продовольственную, экологическую и др.6  
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     На  основании вышеизложенного можно сказать, что в основе организации и деятельности правового государства лежит принцип разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной. Каждая власть осуществляет свои строго очерченные функции. И вместе они сдерживают и уравновешивают друг друга, обеспечивая тем самым гарантию против нарушения демократических норм и злоупотребления властью. А кроме того, сами граждане через всеобщую избирательную систему имеют возможность контролировать власти и в случае необходимости корректировать их действия.

     Государственная власть в правовом государстве подзаконна. Ее подзаконность дополняется признанием за отдельной личностью неотъемлемых и неприкосновенных прав, предшествующих самому государству. Неприкосновенность личности обеспечивается законом.

Правовое  государство имеет ряд общих и объединяющих всех членов гражданского общества правовых основ, которые по своей сути носят надклассовый и общечеловеческий характер.

     Правовое  государство это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое государство обеспечивает свободу общественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права, ограниченно правом и исключает произвол и беззаконие. Государство применяет силу в правовых рамках и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение угрожает свободе других людей. Также стоит отметить, что правовое государство не может возникнуть и функционировать без образования внутри себя гражданского общества. По сути дела, интересы меньшинств в гражданском обществе выражают различные социальные, политические, культурные и прочие союзы, группы, блоки, партии. Они могут быть как государственными, так и независимыми. Это позволяет отдельным людям осуществлять свои права и обязанности граждан демократического общества. Посредством участия в этих организациях разнообразными способами можно оказывать влияние на принятие политических решений.

     Гражданское общество — это свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства.

     Гражданское общество существует и функционирует  в противоречивом единстве с государством. При демократическом режиме оно взаимодействует с государством, при тоталитарном - стоит в пассивной или активной оппозиции к государству. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

 
  1. Конституция Российской Федерации. – М.: Юридическая литература, 2004.
  2. Гражданское право. Учебник / Под. ред. А.Г. Калпина, А.И. Масляева. – М: 2003. – 245 с.
  3. Леушин В.И., Перевалов ВД. Гражданское общество и правовое государство, 2003.
  4. Морозова Л.А. Теория государства и права. - М.: «ЮристЪ», 2002. с. 379-380.
  5. Назаренко Г.В. Теория государства и права: КЛ. - М.: Плюс, 1999. - 176 с.
  6. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. – М., 2002.
  7. Хропанюк В. Н. Теория государства и права — М., 2004

Информация о работе Правоведение