Правоведение

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 12:29, контрольная работа

Описание работы

В данной контрольной работе будут рассмотрены такие понятия как механизм государства, политический режим и его виды, а так же взаимодействие гражданского общества и правового государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………2
1. Государственный аппарат (механизм государства)…………………..3
2. Политический режим, его виды……………………………………….5
3. Правовое государство. Понятие, сущность, основные черты………..8
4. Гражданское общество и правовое государство………………….…11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...14
Список использованной литературы…………………………………….16

Работа содержит 1 файл

Готовая работа. Правоведение.doc

— 88.50 Кб (Скачать)

       Содержание 

     ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………2

  1. Государственный аппарат (механизм государства)…………………..3
  2. Политический режим, его виды……………………………………….5
  3. Правовое государство. Понятие, сущность, основные черты………..8
  4. Гражданское общество и правовое государство………………….…11

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...14

     Список использованной литературы…………………………………….16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

 

       Государство играет решающую роль в жизни общества. Благодаря появлению государства  как органа управления обществом  человечество перешло от состояния  дикости  и варварства к цивилизованности. Государство согласовывает разнообразные социальные интересы, упорядочивает жизнедеятельность общества, обеспечивает его целостность, защищает слабых от произвола сильных, утверждает в отношения между людьми господство силы права вместо господства права силы, которое было присуще во времена дикости и варварства. Вся человеческая история свидетельствует, что наибольшего развития общество достигает только при развитой государственности, и наоборот – разрушение государственности приводило к глубокому социальному кризису и даже к исчезновению общества.

       Однако  государство не является абсолютным благом, с ним связано и немало негативного. Она может злоупотреблять своим монопольным правом принуждения  и совершать насилие над обществом. Государства втягивают народы в  кровопролитные войны, могут совершать геноцид относительно властных народов, вводить жесткие законы, облагать население непомерными налогами и т.д. Государственное насилие самое страшное, потому что оно опирается на силу государственной власти с ее карательным аппаратом, совершается в масштабе всего общества и не оставляет гражданам законных путей и способов борьбы против него. Негативные стороны функционирования государства проявляется не только в недемократических политических режимах. Любое, даже самое демократическое, государство стремится к расширению своих полномочий и установлению тотального контроля над обществом.

       Однако государство не является ни абсолютным благом, ни абсолютным злом. С целью минимизации негативных последствий функционирования государства для общества, ограничения возможного зла от нее, человечество отработало ряд теоретических и практических способов. К ним относятся, в первую очередь, теория демократии с ее концепциями и принципами и их практической реализацией. Особое место в арсенале  теоретических способов влияния общества на государство принадлежит теории правового государства и гражданского общества.

       В данной контрольной работе будут  рассмотрены такие понятия как  механизм государства, политический режим  и его виды, а так же взаимодействие гражданского общества и правового государства.

  1. Государственный аппарат (механизм государства)
 

     На  определенном этапе развития общества возникает потребность в его  специфической, отдельной организации. Теряя социальную однородность, общество делится на части, которые отличаются местом и ролью в системе общественного производства и разделения материальных благ, способом жизни, духовной культурой. В каждой из таких общественных групп, кроме общих, появляются и специфические интересы. Возникает потребность в согласовании, координации таких интересов, в регулировании отношений между различными частями общества. Именно эта потребность и стала причиной возникновения организации, основным предназначением которого является обеспечение единства, целостности общества. Такой организацией и является государство. «Государство – это публичная организация, обладающая верховной властью на определенной территории»1.

     Государственный аппарат (механизм государства) — система специальных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственное управление обществом и защита его основных интересов. Наиболее общие характерные признаки государственного аппарата выражаются в следующем:

  • механизм государства состоит из людей, специально занимающихся управлением (законотворчеством, исполнением законов, их охраной от нарушений);
  • государственный механизм представляет собой сложную систему органов и учреждений, которые находятся в тесной взаимосвязи при осуществлении своих непосредственных властных функций.
  • функции всех звеньев государственного аппарата обеспечиваются организационными и финансовыми средствами, а в необходимых случаях и принудительным воздействием;
  • механизм государства призван надежно гарантировать и охранять законные интересы и права своих граждан. Сфера властных полномочий государственных органов ограничивается правом, которое максимально обеспечивает гармоничные, справедливые отношения между государством и личностью2.

     Механизм  государства  выступает  основным   субъектом   осуществления государственной  власти.  Через   государственный   аппарат,   его   органы, государство осуществляет возложенные  на  него  задачи, оказывает  заметное влияние  на  стабилизацию  и  развитие  общественной   жизни, способствует углублению  демократии  и   организованности   в  стране,   процветанию   и благополучию населения.  В определенных  случаях властные государственные функции могут осуществлять и негосударственные организации, если они на то уполномочены государством.

  1. Политический  режим, его виды
 

     Формы государства дают представление  о внешнем выражении государственности, однако зная форму правления и форму государственного устройства нельзя точно представить точный реальный политический статус социальных, национальных и религиозных групп, фактическую роль государственной власти.

     Научный анализ государства невозможен без учета тех методов, с помощью которых осуществляется государственная власть. Речь идет о политическом режиме, который представляет собой совокупность методов и средств, при помощи которых осуществляется государственная власть в стране.

     Существует  много видов политического режима, поскольку на ту или иную  разновидность политического режима оказывает влияние множество факторов. Можно сказать, что каждое государство в той или иной мере имеет свой особенный политический режим, который отличается от режимов других государств. Политические режимы, а  также  их классификация  представляет  большой интерес, и имеют большой значение для  теории  государства и права. Вопрос классификации   политических   режимов   имеет    большое    значение при характеристике государства и определения его формы.

     Политический (государственно-правовой) режим – это совокупность средств, а также способов реализации государственной власти, которые проявляют ее характер и содержание.

     Современные ученые выделяют три основных видов политических режимов: тоталитарный, авторитарный и демократический. Но на самом деле политических режимов гораздо больше. Их разнообразие обусловлено влиянием на них множества факторов:

     - сущность и форма государства;

     - характер законодательства;

     - фактические полномочия государственных  органов и юридические формы их деятельности;

     - соотношение общественно-политических  сил;

     - уровень и стандарты жизни;

     - состояние экономики;

     - формы классовой борьбы или  классового сотрудничества.

     Рассмотрим более распространенные политические режимы.

     1) Авторитарный – политический режим, при котором осуществление государственной власти связано с одним лицом, как правило, по его произволу, не учитывается мнение большинства населения государства;

     2) переходный и чрезвычайный – политические режимы, которые характеризуются временным характером и формируются в результате политического переворота или революции, а также при стихийных потрясениях, которые угрожают нормальному существованию государства и безопасности граждан;

     3) демократический – политический режим, при котором государственная власть формируется и функционирует на принципе подчинения меньшинства большинству.

     Признаки  авторитарного политического режима:

     1) происходит отстранение населения страны от формирования государственной власти;

     2) государственная власть полностью сосредоточивается в руках правящей элиты, интересы которой преобладают, практически не учитываются интересы остального населения страны;

     3) происходит устранение властью оппозиции, ведется борьба с любыми проявлениями недовольства существующим политическим режимом;

     4) реализация постановлений государственной власти ведется с использованием насилия, а также при помощи военно-полицейского аппарата;

     5) доминирование противоправных решений.

Выделяют  следующие виды авторитарного политического режима:

     1) деспотический – режим, при котором глава государства (деспот) хотя и приходит к власти законными путями, но реализуемая им власть имеет поработительный для близкого окружения характер;

     2) тиранический – режим, при котором глава государства (тиран) приходит к власти путем ее захвата, после чего его жестокость, произвол падает на все население страны;

     3) тоталитарный – политический режим, при котором в централизованном едином государстве действует одна официальная идеология, которая значительно ограничивает демократические права и свободы населения. Органы государственной власти при этом формируются правящей партией во главе с лидером, который организует контроль во всех областях общественной жизни;

     4) конституционно-авторитарный политический режим – при котором ущемление демократических прав и свобод населения законодательно закрепляется в основном законе государства, в конституции, лишь формально провозглашающей права и свободы.

     Признаки  демократического политического режима:

     1) осуществляется прямое и непосредственное формирование народом представительных органов;

     2) реализуется принцип разделения властей (законодательная, исполнительная, судебная);

     3) полное подчинение государства праву;

     4) провозглашаются и гарантируются государством демократические права и свободы.

     Выделяют  также следующие виды демократического политического режима:

     1) демократия участия (участие в  управлении страной всего населения);

     2) демократия многовластия - функционирование множества центров политической активности, привлекающих граждан отстаивать свои интересы;

     3) демократия сообществ - за каждым участником сохраняется национально-религиозная, культурная самостоятельность.3

     Демократические режимы складываются в правовых государствах.

     Политический режим призван обеспечивать стабильность политической власти, управляемость граждан, приемлемую для власти динамику и направленность политических отношений, достижение целей политики, реализацию интересов властвующей элиты.

  1. Правовое государство. Понятие, сущность, основные черты
 

     В процессе становления правового  общества начинают меняться подходы  во взаимоотношениях государства и  человека. Эти изменения проявляются  в юридической регламентации  статусов как отдельной личности, так и государства. Теперь уже человек, его права и свободы должны стоять на первом месте, а правовой режим с его ограничительными функциями должен действовать преимущественно для государства.

     Правовое  государство характеризуется тем, что:

     1) в отношении личности создаются все условия для его правовой свободы;

     2) основанием для этого становится принцип «дозволено все, что не запрещено законом». А также положение, что человек, являясь автономным субъектом, свободен распоряжаться своими силами, способностями, имуществом;

Информация о работе Правоведение