Правовая система Китая и Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 22:33, реферат

Описание работы

В регион, который называют Дальним Востоком, входит много стран, и в каждой из них развивалась своя цивилизация. Эти цивилизации испытывали взаимное влияние, но за всю историю развита) из-за недостатка контактов оно не переросло в культурное единство подобное тому, которое возникло в Западной Европе. Китайская и индийская цивилизации оказали особенно существенное влияние на другие дальневосточные цивилизации. Поэтому описание китайского и японского права позволит выявить некоторые важные и характерные элементы общей дальневосточной концепции права.

Содержание

1) Введение.
2) I. Правовая система Китая.
II. Правовая система Японии.
3) Заключение.

Работа содержит 1 файл

Китай, Япония.doc

— 170.00 Кб (Скачать)

   Вместе  с тем это влияние права  США на японскую правовую систему  оказалось все же не настолько  сильным, чтобы «перетянуть» японское право полностью в семью англосаксонского права. Влияние американского права  является все же довольно ограниченным и недостаточно последовательным.

   Дело в  том, что большинство институтов основных отраслей японского права: гражданского, торгового, гражданско-процессуального  и уголовного - по-прежнему базируется на традициях романо-германской правовой семьи.

   Общность  японского права с правом стран романо-германской семьи проявляется не только в содержании позитивного права, но и в системе источников. Японское право в отличие от общего права является статутной юридической системой (статутное право (англ. Statutory law или statute law, от слова статут) — в странах англосаксонской правовой системы совокупность норм права, создаваемых законодательными (законы) и исполнительными органами). Главный, ведущий источник права в Японии - это законодательство, причем законодательство кодифицированное. Данное обстоятельство служит основным препятствием для дальнейшего сближения японского и американского права, определяет границы этого сближения.

   В Японии, как, впрочем, и в других странах романо-германской семьи, наблюдается изменение роли судебной практики, повышение ее значения, превращение ее в фактический источник права. Но судебные решения выступают все же как средство конкретизации, толкования норм статутного права.

   Если оставаться на позициях нормативистского представления  о праве, то найти чисто японские по своему происхождению нормы в действующей правовой системе страны будет весьма трудно. Их немного. Это редкие вкрапления в европейскую правовую ткань. Не надо забывать, что реципированное романо-германское право вот уже 100 лет развивается в условиях страны, обладающей древней культурой, традициями, обычаями.

   В целом, однако, сохранилась прежняя кодифицированная система, костяк которой составляют шесть кодексов (в них были внесены  изменения, вытекающие из Конституции), дополненных значительным массивом законов и иных нормативных актов, образующих в совокупности систему источников, сходную с западноевропейской. Прецедент не стал источником японского права.

   События 1945 года были для японцев уроком, последствия  которого еще трудно определить. Современная техника полностью меняет все отношения, которые могли существовать ранее между Западом и Востоком. Идея равенства людей, с которой мы встречаемся на Западе, имеет глубокое религиозное обоснование (все равны перед богом), с одной стороны, и светское, развитое индивидуалистскими доктринами, а затем и социалистической теорией - с другой. Япония в своей приверженности принципу иерархической организации общества, налагаемой самой природой вещей, в настоящее время среди индустриальных стран осталась одинокой. Индустриализация и развитие городов вновь ставят на повестку дня вопрос о принципе организации общества. 

   Социальная действительность и право. 

   Японцы  охотно воспринимают все идеи, которые  им преподносятся как современные; их мало заботит иностранное происхождение этих идей и имеющиеся в них противоречия. Никаких противоречий между созданием западного права и сохранением образа жизни, игнорирующего нормы этого права, нет. Ведь в любой стране право не является единственным средством, которое регулирует отношения между отдельными гражданами, и мы считаем, что это очень хорошо. Право предлагает способ решения в тех случаях, которые невозможно решить путем соглашения. А если дело можно решить полюбовно? Будет при этом использована модель, предложенная правом, или какая-то другая? Социологи испытывают большие трудности при ответе на этот вопрос. Различие состоит в том, что в странах Запада право пытается дать решения, соответствующие пониманию справедливости и нравам этих стран. Право же, искусственно импортированное в Японию, никак не связано с нравами страны.

   В отличие  от того, что происходило в социалистических странах, руководители Японии, вводя  кодексы, вовсе не имели намерения  изменить образ жизни населения. Желание развивать страну в плане  экономическом, которое привело к восприятию западных правовых форм, сосуществовало с желанием сохранить традиционные нравы. Японцы продолжали до 1945 года жить так, как они жили прежде, игнорируя новое право.

   События 1945 года были для японцев уроком, последствия  которого еще трудно определить. Современная техника полностью меняет все отношения, которые могли существовать ранее между Западом и Востоком. Идея равенства людей, с которой мы встречаемся на Западе, имеет глубокое религиозное обоснование (все равны перед богом), с одной стороны, и светское, развитое индивидуалистскими доктринами, а затем и социалистической теорией – с другой. Япония в своей приверженности принципу иерархической организации общества, налагаемой самой природой вещей, в настоящее время среди индустриальных стран осталась одинокой. Индустриализация и развитие городов вновь ставят на повестку дня вопрос о принципе организации общества: поражение 1945 года и беспрецедентная оккупация Японии иностранной армией вызвали сомнение в его безупречности. Старшее поколение жалуется, что молодые не знают норм гири. Прогресс демократических идей и расширение связей с заграницей могут в конце концов привести Японию к осознанию, значимости права в регламентации человеческих отношений. Но даже если японские институты будут полностью вестернизированы, а юридическая техника модернизирована, применение права все равно будет ощущать на себе в культурной атмосфере этой страны живучесть и действенность традиционных принципов. 

   О конституции Японии. 

   Конституция Японии вступила в силу 3 мая 1947 году и с тех пор ни разу не изменялась.

   Конституция устанавливает принципы парламентарной государственной системы, основные гарантии и права граждан. Согласно Конституции, император Японии является «символом государства и единства народа» и исполняет чисто символическую функцию, не предусматривающей никакой реальной власти; все свои государственные акты он производит «по представлению Кабинета» вплоть до того, что широко распространена ошибочная точка зрения, согласно которой император вообще не является главой государства.

   Девятая статья Конституции  Японии — юридическая норма, закреплённая Конституцией Японии 1947, в которой провозглашается отказ государства от войны как способа разрешения международных споров, и, как следствие, от создания собственных сухопутных войск, флота и военно-воздушных сил. Никакие поправки, как в Девятую статью, так и во всю Конституцию Японии в целом, после 3 мая 1947 года не вносились.

  «Статья 9. Искренне стремясь к международному миру, основанному на справедливости и порядке, японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров.

Для достижения цели, указанной  в предыдущем абзаце, никогда впредь не будут создаваться  сухопутные, морские  и военно-воздушные  силы, равно как  и другие средства войны. Право на ведение государством войны не признается».

   В ноябре 2005 года ЛДПЯ уже заявляла, что  готовит законопроект о внесении  изменений в "мирную" девятую  статью конституции. Предложения  ЛДПЯ оставляют неизменным отказ  от войны как от способа  разрешения международных споров, однако отменяют два других пункта: запрет на обладание армией и возможность участия в боевых действиях. Кроме того, они подразумевают преобразование сил самообороны в полноценную армию. Первый шаг на пути к этому был сделан в прошлом году, когда управление национальной обороны были повышено до статуса министерства. 

   Заключение 

   В регион, который  называют Дальним Востоком, входит много стран, и в каждой из них  развивалась своя цивилизация. Китайская  и индийская цивилизации оказали  особенно существенное влияние на другие дальневосточные цивилизации. Эти цивилизации испытывали взаимное влияние, но за всю историю развития из-за недостатка контактов оно не переросло в культурное единство подобное тому, которое возникло в Западной Европе.

   Правовую  систему относят к той или иной семье правовых систем по ее отличительным чертам. Одной из этих черт может быть значение, которое данная система придает праву как средству упорядочения общественной жизни. В этом отношении правовые системы стран Дальнего Востока коренным образом отличаются от рассмотренных выше правовых семей и групп.

   Все западные правовые системы независимо от того, относятся ли они к семье романо-германского  или общего права, едины в том  что важнейшие вопросы социальной жизни должны регулироваться преимущественно нормами объективного права, а не моральными нормами, обычаями и традициями. Закон и судебное решение обычно определяют условия, при которых все лица должны иметь определенные права, такие, как право исполнять договор, получать компенсацию убытков или развод, выплачивать алименты. Если права какого-то лица нарушены или ставятся под сомнение другими, то это лицо не только имеет право защищать и отстаивать их, но просто обязано поступать так. С этой целью используется такой механизм, как судебное разбирательство, в ходе которого судья рассматривает конкретное дело. Руководствуясь нормами закона, он выносит окончательное обязательное решение.

   Достаточно  беглого взгляда на правовые системы  стран Дальнего Востока, чтобы убедиться  в том, что этот метод - далеко не единственно возможный: в некоторых обществах юридические споры разрешаются способами, отличающимися от рассмотрения дел в суде. Подобная традиция продолжает существовать и в Китае, пользуется значительным влиянием в Корее и Индокитае, имеет огромное значение для китайцев, населяющих Гонконг, Индонезию и Малайзию, сказывается и на японском праве. Хотя Япония благодаря своему островному положению никогда не была под властью Китая, китайская культура с VI-VII вв. оказывала значительное влияние на Японию и тем самым на ее право. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Список  использованной литературы и ссылки: 

   1)  Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности     http://constitutions.ru/archives/3379/2

   2) http://ru.wikipedia.org/

   3) Статья  «В Японии одобрили законопроект о референдуме по изменению конституции» http://rian.ru/world/20070514/65420402.html

   4) А.Х. Саидов Сравнительное правоведение. Основные правовые системы современности. 

Информация о работе Правовая система Китая и Японии