Правовая система Китая и Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 22:33, реферат

Описание работы

В регион, который называют Дальним Востоком, входит много стран, и в каждой из них развивалась своя цивилизация. Эти цивилизации испытывали взаимное влияние, но за всю историю развита) из-за недостатка контактов оно не переросло в культурное единство подобное тому, которое возникло в Западной Европе. Китайская и индийская цивилизации оказали особенно существенное влияние на другие дальневосточные цивилизации. Поэтому описание китайского и японского права позволит выявить некоторые важные и характерные элементы общей дальневосточной концепции права.

Содержание

1) Введение.
2) I. Правовая система Китая.
II. Правовая система Японии.
3) Заключение.

Работа содержит 1 файл

Китай, Япония.doc

— 170.00 Кб (Скачать)

   Этот традиционный подход был оспорен, но весьма своеобразно. В истории Китая выделяется период сражающихся царств. В это смутное  время – III век до нашей эры  – школа легистов заняла позицию, согласно которой власть должна основываться не столько на добродетели правящих (правлении людей), сколько на подчинении закону (правлении законов). Взгляды легистов изложены в трактате, принадлежащем Хан Фэйцзы. Он и другие легисты настаивали на необходимости постоянно действующих законов; правитель должен знать их, а подданные – строго исполнять. Это была концепция права и закона, близкая к преобладавшей на Западе, но не лишенная, по выражению Ж. Эскарра, «некоторой наивности».

   Однако  взгляды легистов остались чуждыми  сознанию большинства китайского населения. Они слишком отклонялись от укоренившихся представлений и поэтому имели лишь временный успех. Легистам не удалось утвердить в Китае понятие постоянно действующих правовых норм и суверенного закона.

   При династии Хан (206 г. до нашей эры) конфуцианство снова возобладало, и с тех пор его господство было постоянным. Монголы-завоеватели в XIII веке могли выразить свое презрение к этому учению, отнеся его проповедников вместе с проститутками и нищими к десятому, последнему разряду населения. Но это преходящее явление не оставило большого следа, конфуцианская мысль господствовала вплоть до нашего века, и право не интересовало китайцев, предпочитавших иные пути реализации справедливости. Общественный строй основывался на ритах, и закон играл лишь второстепенную роль. Чтобы узнать нормы, которыми реально руководствовались в сфере, которую мы бы назвали частным или гражданским правом, следует абстрагироваться от закона и руководствоваться только обычаем. Китайские кодексы, которые появлялись после воцарения династии Хан, содержали лишь административные предписания или нормы, относящиеся к уголовному праву; гражданско-правовые правила попадали в них лишь тогда, когда нарушение норм обычая влекло уголовные санкции. Тот, кто, добиваясь осуществления своих интересов в области частного права, просил государственного вмешательства, должен был винить другую сторону в совершении уголовно наказуемого деяния. Общественное мнение осуждало такой способ действий, и тот, кто не мог доказать выдвинутое обвинение, сурово наказывался. 

   Кодификация. 

   Идея "общества без права" как будто была поставлена под сомнение революцией 1911 года. После  провозглашения республики велась редакционная работа по созданию кодексов:

   - Гражданский кодекс, включающий и гражданское, и торговое право, вступил в силу в 1929--1931 годах;

   - Гражданский процессуальный кодекс - в 1932 году;

   - Земельный кодекс - в 1930 году.

   Внешне, во всяком случае, китайское право европеизировалось  и вошло, как это полагают многие изучавшие его, в семью правовых систем, основанных на римском праве.

   Однако  кодексы и законы применялись в Китае только в той мере, в какой они отвечали народному чувству справедливости и приличиям. Практика игнорировала законы, как только они нарушали традицию. В суды не обращались потому, что люди не знали своих прав, или потому, что они не хотели заслужить неодобрение общества. Общественные отношения, таким образом, практически регулировались так же, как и прежде. Обращались ли в исключительных случаях в суды? Даже в этих случаях часто получалось так, что китайские судьи выносили решения по стандартам конфуцианства, вместо того чтобы применять нормы писаного права: они отказывались выселить нанимателя из помещения, так как он беден и ни в чем не виноват, тогда как собственник богат и не нуждается в сданном помещении; они предоставляли отсрочку должнику, если он был в трудном положении. В результате принятия новых кодексов, как того и опасались, увеличилось число судебных процессов, и это казалось китайцам признаком упадка. Возврат к конфуцианству казался желательным даже самым передовым умам. 

   Китайская Народная Республика. 

   В результате победы коммунистической партии, возглавляемой  Мао Цзэдуном, Китай с 1 октября 1949 года стал Народной республикой. Как  и Советский Союз, он руководствуется идеологией марксизма-ленинизма. Однако положение Китая глубоко отличается от положения Советского Союза. Советский Союз и страны народной демократии в Европе легко пришли к необходимости принципа законности в переходный период. В этих странах в течение веков признавалась первенствующая роль закона, который и был использован для создания и организации нового общества.

   В первые годы после прихода коммунистов к  власти могло сложиться впечатление, что они, хотя и с неохотой, признают важность права и закона, видя в них самый эффективный, быстро действующий инструмент перестройки общества.

   Органические  законы 1949 года, которые предусматривали  воссоздание правовой системы, исходили из советской модели. На Верховный  суд возлагалось руководство  всеми новыми судами; была создана прокуратура, призванная утвердить принцип социалистической законности. В 1950--1951 годах были изданы крупные законы: о браке, профсоюзах, об аграрной реформе, о судебной организации и др.

   Конституция 1954 года, построенная по модели советской Конституции 1936 года. В том же году были реорганизованы суды и прокуратура. В 1957 году действовало более 2700 народных судов. Постановление 1954 года содержало гарантии против ареста и задержания. В 1954 году в Китае была создана Внешнеторговая арбитражная комиссия в рамках Совета по расширению международной торговли. Предварительный регламент этой комиссии, принятый в 1956 году, соответствовал советскому образцу.

   В 1960 году произошел  полный разрыв с СССР. Хотя китайская  критика была сконцентрирована на советском руководстве, которое пришло на смену Сталину, в действительности в Китае была отброшена вся политическая линия, которой следовал Советский Союз начиная с 1917 года. Таким образом, приоритет в Китае был отдан не экономическому росту, а социальным перестройкам, созданию нового типа общественных отношений, исключающих всякую возможность и даже желание эксплуатации. 

   Отказ от принципа законности. 

   Принцип законности, который и так не был прочен ни в общественном сознании, ни в  практике, оказался вновь отброшен. Были прекращены кодификационные работы. Партийные директивы заменили законы. Ограничена деятельность судов, поставленных под контроль исполнительных органов. Подчеркивалось подчинение права (как и экономики) политике. Все это вело к возврату старой почитаемой традиции: социальный мир и порядок должны быть достигнуты путем воспитания, для создания нового строя необходим общий консенсус. Согласие и примирение - самое главное, а право может играть лишь подчиненную роль.

   После принятия Конституции 1978 года активизировалось законодательство. Начиная с 1979 года изданы: Избирательный закон, Органический закон о судах, Закон о совместных предприятиях, Закон об иностранных инвестициях, Закон о браке. В это же время введены в действие Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы (в первом 182 статьи, во втором 164). 
 
 
 

   Отличия от прошлого. 

   Говоря  о возврате к традиции, следует  иметь в виду, что понятие "возврат" следует понимать лишь в формальном, техническом смысле. По существу же, и здесь существуют фундаментальные различия между старым и сегодняшним Китаем.

   Нынешние  руководители КНР, сами пострадавшие во время "культурной революции", осознают необходимость умиротворения в  стране и считают, что законодательство может стать препятствием на пути несправедливостей. Подчеркивая в отличие от своих предшественников приверженность к легализму, эти руководители одновременно как бы успокаивают иностранцев, в инвестициях которых заинтересована страна.

   Принятие  Уголовного кодекса было также призвано способствовать борьбе с возросшей преступностью.

   Однако  законодательство не сможет быть реализовано, пока существенно не возрастет количество судов, судей и адвокатов и  не изменится традиционная враждебность к твердым законам. Весьма сомнительно, что законность и право будут играть в этой огромной стране ту же роль, какая отведена им в западных странах.

   Современное право КНР - это сложный по содержанию, объективно обусловленный масштаб  свободы, выражающийся, во-первых, через  систему глубоко укоренившихся  в сознании народа традиционных представлений о должном поведении, поддерживаемых силой моральной ответственности перед обществом, во-вторых, через систему общеобязательных формально определенных норм, поддерживаемых силой государственного принуждения. 

   Интересные факты.

   Смертная  казнь. Согласно данным организации «Международная Амнистия» в 2008 году наибольшее количество смертных казней имело место в Китае (1 718). В 2008 году в Иране число казнённых составило, как минимум, 346, в Саудовской Аравии — 102, в США − 37, в Пакистане — 36, в Ираке — 34. Всего в 2008 году были казнены 2 тыс. 390 человек в 25 странах.

   Политика  одного ребёнка на одну семью (или одна семья — один ребёнок)демографическая политика Китая. Китай был вынужден законодательно ограничить размер семьи в 1970-х годах, когда стало понятно, что огромное количество людей перегружает земельные, водные и энергетические ресурсы страны. Сегодня среднее количество детей, рождённых одной женщиной в течение жизни, в Китае снизилось с 5,8 до 1,8. Гражданам КНР обычно разрешают иметь не больше одного ребёнка на семью (исключая многоплодные роды), или двух на одну семью в деревне (при условии, что первый ребенок — девочка). Применялись меры принудительной стерилизации.

Политика по ограничению  рождаемости зависит от провинции (например, у жителей Пекина есть возможность иметь двух детей, если каждый из родителей был единственным ребёнком в своей семье). Кроме  того, ограничение рождаемости не так строго в отношении национальных меньшинств. 

   ООН. В состав Организвции Объединенных Наций Китай вступил 24 октября 1945 года.

Основные  документы ООН Участие КНР
Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации Присоединение в 1981 г.
Международный пакт о гражданских и политических правах Подписан в 1998 г.
Факультативный  протокол к Международному пакту  о гражданских и политических правах Не подписан
Второй  Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах Не подписан
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах Ратифицирован в 2001 г.
Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации  в отношении женщин Ратифицирована в 1980 г.
Факультативный  протокол к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении  женщин Не подписан
Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих  достоинство видов обращения и наказания Ратифицирована в 1988 г.
Факультативный  протокол к Конвенции против пыток  и других жестоких, бесчеловечных  или унижающих достоинство видов  обращения и наказания Не подписан
Конвенция о правах ребенка Ратифицирована в 1992 г.
Факультативный  протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах Ратифицирован в 2008 г.
Факультативный  протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской  порнографии Ратифицирован в 2002 г.
Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов  и членов их семей Не подписана
Конвенция о правах инвалидов Ратифицирована в  2008 г.
Факультативный  протокол к Конвенции о правах инвалидов Не подписан

Информация о работе Правовая система Китая и Японии