Автор: Виктория Мех, 29 Сентября 2010 в 11:51, курсовая работа
Развитие Российского государства подтверждает общее правило нашего времени: каждая страна, считающая себя цивилизованной, имеет свою конституцию. Конституция важна и необходима для современного государства, прежде всего потому, что в ней закрепляются его исходные принципы и назначение, функции и основы организации, формы и методы деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах общественного развития, взаимоотношения государства с человеком и гражданином. Самое главное - конституция придает высшую юридическую силу фундаментальным правам и свободам человека, защищает его честь и достоинство.
Конституция - это основной закон государства, выражающий волю господствующего класса или всего общества и закрепляющий основы общественного и государственного строя, права и свободы человека, и гражданина.
Термин «конституция» происходит от латинского «constitutio» - установление, построение. Во времена Римской империи конституциями назывались указы римских императоров. В средние века конституциями
Конституционное право - одна из отраслей системы права Российской Федерации. Как и любая отрасль права, конституционное право представляет собой совокупность правовых норм, т.е. общеобязательных правил поведения людей, правил, соблюдение которых в необходимых случаях обеспечивается применением государственного принуждения в различных формах. Правовые нормы, образующие отрасль, характеризуются внутренним единством, определенными общими признаками, тесно связаны между собой и отличаются от норм других отраслей права. Эти признаки обусловлены особенностями общественных отношений, на регулирование которых направлены правовые нормы, образующие отрасль.
Введение
1. Понятие и задачи правовой охраны конституции
2. Субъекты и формы правовой охраны Конституции Российской Федерации
3. Вопросы правовой охраны Конституции РФ на современном этапе развития России
Список использованных источников
Так, в свое время
возникли сложности в судебной практике
при рассмотрении споров, связанных
с бесспорным взиманием органами
налоговой полиции с
Закон РФ от 24 июня
1993 г. N 5238-1 "О федеральных органах
налоговой полиции" (п. 2, 3 ч. 1 ст. 11) предоставлял
федеральным органам налоговой полиции
право на основании Закона РСФСР от 21 марта
1991 г. N 943-1 "О государственной налоговой
службе РСФСР" (п. 8, 9 ст. 7, ст. 8) и Закона
РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах
налоговой системы в Российской Федерации"
(ст. 13) производить взыскание с юридических
лиц сумм штрафов, а также всей суммы сокрытого
или заниженного дохода (прибыли) в бесспорном
порядке без их согласия.
Подобный порядок
взыскания штрафных санкций вызывал
негативное отношение налогоплательщиков,
поскольку отличался от общепризнанных
правовых подходов к привлечению к ответственности.
Взыскание суммы
сокрытого или заниженного
Таким образом,
Конституционный Суд РФ не только
определил сущность налоговых отношений,
но и разграничил само налоговое
обязательство от санкций за его неисполнение,
что определило и разный подход при реализации
принципа неприкосновенности права собственности
в налоговых правоотношениях. Суть правовой
позиции - налог и штраф за нарушение налогового
законодательства разные по своей правовой
природе категории. Если конституционная
обязанность платить законно установленные
налоги и сборы дает право государству
в лице полномочных органов бесспорно
взыскивать с юридических лиц налог (недоимку
по налогам) и пени за просрочку уплаты,
то взыскание суммы сокрытого или заниженного
дохода (прибыли), а также различного рода
штрафов по своему существу выходит за
рамки налогового обязательства и, являясь
наказанием за налоговое правонарушение,
происходит в рамках административных
отношений.
Вместе с тем
исполнительная власть всех уровней
достаточно часто вводила различные
виды налогов, не обладая такими полномочиями,
маскируя незаконное введение новых
налогов (сборов) под законное установление
обязательных платежей (например, в виде
специальных таможенных пошлин, лицензионных
или приграничных сборов и т.п.). Подобная
практика вносила элемент неустойчивости
в налоговые правоотношения. Это, а также
несовершенство налогового законодательства,
отсутствие законодательно закрепленных
базовых принципов привело к тому, что
правоприменительная практика сталкивалась
порой с неразрешимыми трудностями, особенно
когда обжаловалось взыскание с налогоплательщика
того или иного налога, сбора, платежа,
пошлины или правомерность применения
санкций за их неуплату. При этом понятие
"законно установленные налоги и сборы"
трактовалось субъектами налоговых отношений
по-разному: налогоплательщики указывали
на необходимость установления налога
непосредственно законом, а "учредители"
налогов, сборов, пошлин ссылались на то,
что установление налогов, сборов, пошлин
предусмотрено законодательством, в том
числе регулирующим компетенцию соответствующих
органов, под которым понимаются не только
законы, но и иные нормативные правовые
акты.
Конституционный
Суд РФ разъяснил конституционное содержание
понятия "законно установленные налоги
и сборы", согласно которому установить
налог или сбор можно только законом; налоги,
взимаемые не на основе закона, не могут
считаться законно установленными. Конституционный
Суд РФ указал, что налог или сбор может
считаться законно установленным только
в том случае, если законом зафиксированы
существенные элементы налогового обязательства,
т.е. установить налог можно только путем
прямого перечисления в законе о налоге
существенных элементов налогового обязательства.
Таким образом,
Конституционный Суд РФ установил
исходные принципы для признания
федеральных налогов и сборов
"законно установленными": принятие
их федеральным законодательным
органом; форма федерального закона;
соблюдение установленной Конституцией
РФ процедуры; определение существенных
элементов налоговых обязательств (субъекты
налога, объект налога, единица налогообложения,
налоговая ставка, сроки уплаты налога,
бюджет, в который зачисляется налог).
Конституционный Суд РФ исключил возможность
установления налогов и сборов органом
исполнительной власти, поскольку это
сфера деятельности законодательной власти.
Указанные решения
Конституционного Суда РФ по рассмотренным
вопросам непосредственно повлияли
на совершенствование законодательства.
В последующем сформулированные Конституционным
Судом РФ в данных постановлениях правовые
позиции были учтены в Налоговом кодексе
РФ. Консультационно-правовая система
«Консультант Плюс». Материалы судебной
практики.
Информация о работе Правовая охрана Конституции Российской Федерации