Автор: Виктория Мех, 29 Сентября 2010 в 11:51, курсовая работа
Развитие Российского государства подтверждает общее правило нашего времени: каждая страна, считающая себя цивилизованной, имеет свою конституцию. Конституция важна и необходима для современного государства, прежде всего потому, что в ней закрепляются его исходные принципы и назначение, функции и основы организации, формы и методы деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах общественного развития, взаимоотношения государства с человеком и гражданином. Самое главное - конституция придает высшую юридическую силу фундаментальным правам и свободам человека, защищает его честь и достоинство.
Конституция - это основной закон государства, выражающий волю господствующего класса или всего общества и закрепляющий основы общественного и государственного строя, права и свободы человека, и гражданина.
Термин «конституция» происходит от латинского «constitutio» - установление, построение. Во времена Римской империи конституциями назывались указы римских императоров. В средние века конституциями
Конституционное право - одна из отраслей системы права Российской Федерации. Как и любая отрасль права, конституционное право представляет собой совокупность правовых норм, т.е. общеобязательных правил поведения людей, правил, соблюдение которых в необходимых случаях обеспечивается применением государственного принуждения в различных формах. Правовые нормы, образующие отрасль, характеризуются внутренним единством, определенными общими признаками, тесно связаны между собой и отличаются от норм других отраслей права. Эти признаки обусловлены особенностями общественных отношений, на регулирование которых направлены правовые нормы, образующие отрасль.
Введение
1. Понятие и задачи правовой охраны конституции
2. Субъекты и формы правовой охраны Конституции Российской Федерации
3. Вопросы правовой охраны Конституции РФ на современном этапе развития России
Список использованных источников
Способ охраны
- это действие или система действий,
применяемых органами государственной
власти при осуществлении ими правовой
охраны Конституции РФ.
Государственная
охрана определяется как одна из функций
органов государственной
Как сфера отдельного
вида деятельности, государственная
охрана представляет собой совокупность
действий, функций и задач
В соответствии
с текстом определения, государственная
охрана осуществляется на основе совокупности
правовых, организационных, охранных,
режимных, оперативно-розыскных, технических
и иных мер.
Правовая охрана
конституции предусматривает и
охрану свободы человека и гражданина.
Учитывая конституционное положение
ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации,
гарантирующей каждому право
на судебную защиту его прав и свобод,
суды обязаны обеспечить надлежащую защиту
прав и свобод человека и гражданина путем
своевременного и правильного рассмотрения
дел.
Согласно ч.2
ст.15 Конституции РФ, органы государственной
власти, органы местного самоуправления,
должностные лица, граждане и их объединения
обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
В соответствии
со ст. 18 Конституции Российской Федерации
права и свободы человека и
гражданина являются непосредственно
действующими. Они определяют смысл,
содержание и применение законов, деятельность
законодательной и исполнительной власти,
местного самоуправления и обеспечиваются
правосудием.
Критерий конституционности
актов органов законодательной,
исполнительной и судебной власти РФ
и её субъектов - соответствие принципам
и нормам федеральной конституции.
Действие конституции обеспечивается
средствами парламентского и внепарламентского
контроля. Парламентский контроль осуществляется
палатами Федерального Собрания. Важным
условием правовой охраны конституции
является четко разработанный механизм
разрешения коллизий между органами государственной
власти Федерации и её субъектов.
Гарантом соблюдения
Конституции и законов РФ, конституций
республик в составе России выступают
также главы исполнительной власти
(президенты) республик.
Как гарант федеральной
Конституции Президент РФ наделен прерогативами
по защите конституционного строя, прав
и свобод человека и гражданина, осуществлению
мер по охране суверенитета РФ, ее независимости
и государственной целостности, обеспечению
согласованного функционирования органов
государственной власти. Во-вторых, предусмотренное
Конституцией (ч. 2 ст. 85) право Президента
РФ приостанавливать действие актов органов
исполнительной власти субъектов РФ в
случае противоречия этих актов Конституции
РФ и федеральным законам (ч. 2 ст. 85) предоставляет
ему возможность не только непосредственно
контролировать состояние конституционной
законности, но и активно влиять на него.
2. Субъекты и
формы правовой охраны
В литературе различается
охрана и защита Конституции. Под охраной
Конституции РФ понимается комплекс мер
по устранению препятствий в реализации
Конституции РФ и предотвращению конституционных
нарушений. Защита Конституции РФ заключается
в устранении конкретных нарушений конституционных
норм, т.е. охрана Конституции РФ направлена
на предупреждение конституционных правонарушений,
а защита Конституции начинается лишь
при совершении конституционного правонарушения.
В охране Конституции
РФ задействована вся система
органов государственной власти, осуществляющих
эту охрану в различных формах. Основными
субъектами правовой охраны конституции
выступают Президент РФ, Конституционный
суд РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство
РФ, федеральные суды и прокуратура РФ.
Президент РФ, являющийся
гарантом Конституции РФ и обязанный соблюдать
и защищать ее, вправе приостанавливать
действие актов органов исполнительной
власти субъектов Федерации в случае противоречия
их федеральной Конституции. В то же время
охрана Конституции РФ осуществляется
в порядке конституционно контроля, осуществляемого
Конституционным Судом РФ, и в порядке
конституционного надзора, осуществляемого
целым рядом органов, например прокуратурой
РФ.
Наиболее точную
характеристику правовой охраны Конституции
Российской Федерации можно получить,
рассматривая ее как составную часть,
уровень более широкой системы - правоохранительной
системы Российской Федерации. Основанием
для выделения правовой охраны Конституции
РФ в правоохранительной системе страны
является особый объект охраны - Конституция
Российской Федерации 1993 г. как нормативный
правовой акт, обладающий особыми юридическими
свойствами - верховенством и высшей юридической
силой.
Верховенство
Конституции Российской Федерации
определяет ее статус в различных
важнейших подсистемах общества, в
отношении их основных структурных элементов,
в особенности политической системы государственного
управления. Высшая юридическая сила Конституции
РФ характеризует место данного правового
акта в системе источников российского
права, а также иных соционормативных
регуляторов. Юридические свойства Конституции
Российской Федерации находят свое яркое
выражение в том, что именно в ней устанавливаются
важнейшие, общеобязательные основы функционирования
экономической, социальной, политической,
духовной сфер общественной жизни. Спецификой
данной системы правовой охраны Конституции
Российской Федерации также является
ее закрепление в конституционных нормах,
т.е. самом объекте правоохраны, что свидетельствует
об особой правовой охране Конституции
с целью обеспечения конституционности
государства в целом, а также отдельных
его институтов.
Правовая охрана
Конституции РФ способствует не только
обеспечению реализации конституционных
норм, но и сохранению безопасности
государства, его независимости
и государственной целостности, поскольку
конституционное государство может существовать
только в рамках конституционно упорядоченного
политического процесса. Рассматривая
правовую охрану Конституции Российской
Федерации как часть правоохранительной
системы, можно выделить ее составные
элементы:
а) конституционные
нормы, обеспечивающие стабильность и
реальность Конституции Российской
Федерации как Основного закона
государства;
б) принципы правовой
системы Российской Федерации (в
первую очередь принцип законности,
а также справедливости, демократизма,
гуманизма, ответственности за виновное
деяние);
в) субъекты правовой
охраны Конституции Российской Федерации,
которые, в свою очередь, представляют
собой построенную на принципе разделения
властей систему
г) специфическая
правоохранительная деятельность, направленная
на защиту норм Основного закона государства,
применение мер государственного принуждения
в случае их нарушения.
Обязанность обеспечивать
реализацию конституционных норм, предотвращать
и пресекать их нарушения возлагается
на все без исключения государственные
органы - Президента Российской Федерации,
Федеральное Собрание РФ, Правительство
РФ, федеральные суды, входящие в соответствии
со ст. 11 Конституции РФ в систему государственной
власти. Таким образом, системой органов
охраны Конституции является система
государственной власти Российской Федерации,
основанная на принципе разделения властей.
Вместе с тем она сориентирована в первую
очередь на защиту Конституции от посягательств
со стороны самих государственных органов
и должностных лиц государства.
Исследование
развития отечественного российского
конституционного законодательства, направленного
на обеспечение соблюдения и реализации
норм Основного закона нашего государства,
показывает, что к 1993 г. в России произошла
смена модели системы правовой охраны
Конституции Российской Федерации, обусловленная
коренными изменениями в российской правовой
системе. Если охрана советских Конституций
осуществлялась высшими представительными
органами государственной власти (Президиумом
Верховного Совета СССР и президиумами
Верховных Советов союзных республик),
то в результате конституционной реформы
1991 - 1993 гг. основным элементом механизма
охраны Конституции стал Конституционный
Суд Российской Федерации.
К сожалению, системе
государственной охраны Конституции
присуще стремление к концентрации
государственных полномочий в одном
государственном органе. Эффективную
охрану Конституции РФ может обеспечить
лишь государственный механизм, построенный
на принципе разделения властей с учетом
системы сдержек и противовесов. Как показала
практика развития российского конституционализма,
абсолютизация одного из государственных
органов в качестве единственного "гаранта
Конституции" неизбежно влечет за собой
нарушение им конституционных норм либо
бездействие.
Указанный недостаток
государственной правовой охраны Конституции
Российской Федерации позволяет сделать
вывод о необходимости включения в состав
субъектов институтов гражданского общества.
Белкин А.А. Обеспечение конституционности:
сопряжение механизмов // Законодательные
ведомости. 1995. N 15 - 16. С. 64 - 70.
Общественная
подсистема конституционной охраны,
если учитывать реальности ее организации,
должна заключаться в обеспечении
для общественности возможностей обсуждения
конституционных вопросов, воздействия
на их разрешение путем обращения
к государственным субъектам конституционной
охраны, а также контроля их за функционированием.
Вместе с тем следует признать, что в области
контактов общественной и государственно-
Формы осуществления
правовой охраны Конституции Российской
Федерации различными органами государственной
власти, можно подразделить на следующие
виды:
1. Предупредительные.
Направлены на предупреждение
и пресечение нарушения
2. Охранительные.
Направлены на восстановление
нарушенных норм Конституции
Российской Федерации и
Следует отметить,
что эффективную правовую охрану
Конституции обеспечивает органичное
сочетание в деятельности ее субъектов
различных методов.
Обобщив практику
осуществления Президентом
Все это обусловили
существенные успехи института президентства
в сфере приведения в соответствие
с Конституцией РФ федерального законодательства
и законодательства субъектов РФ (в том
числе конституций и уставов субъектов
Федерации). В Послании Федеральному Собранию
Российской Федерации от 16 мая 2003 г. Президент
Российской Федерации В.В. Путин отметил,
что в настоящее время в Российской Федерации
восстановлено единое правовое пространство.
Послание Президента России В.В. Путина
Федеральному Собранию Российской Федерации
// Российская газета. 2003. 17 мая. Однако
данная деятельность должна носить не
кампанейский, а последовательный, целенаправленный,
сбалансированный характер, должна быть
постоянной, в центре внимания и самого
Федерального Собрания Российской Федерации,
и Президента Российской Федерации, и
судебной власти. Еще в 1997 г. Президент
Российской Федерации в Послании Федеральному
Собранию РФ, подчеркивая обязательность
исполнения требований федеральных законов,
отметил, что вопросы практики принятия
органами власти субъектов Федерации
актов, противоречащих Конституции Российской
Федерации и федеральному законодательству,
должны стать предметом рассмотрения
Совета Федерации. Послание Президента
РФ Федеральному Собранию от 6 марта 1997
г. "Порядок во власти - порядок в стране
(О положении в стране и основных направлениях
политики Российской Федерации)" // Российская
газета. 1997. 7 марта.
Информация о работе Правовая охрана Конституции Российской Федерации