Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 21:26, курсовая работа
Цель курсовой работы проанализировать правовую культуру в современном обществе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать понятие и общую характеристику правовой культуры;
2.Рассмотреть структуруи функции правовой культуры;
3.Раскрыть роль правовой культуры в современном обществе.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….…………........3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ….…………….…6
1.1. Понятие правовой культуры…………………………….…………..………………….6
2. Структура правовой культуры …………………………….……….………..………11
3. Функции правовой культуры в современном обществе …………….……..………14
ГЛАВА 2. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА КАК КАЧЕСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОБЩЕСТВА….............................................21
2.1. Роль правовой культуры в жизни общества………….………………………………21
2. Российская правовая культура на современном этапе……………………...………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………...…. …30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……...……………………….………..32
Указанная функция проявляется
и при изучении оценочного отношения
личности к результату и цели ее
действий, направленных на изменение
окружающей правовой действительности,
к эталонам и образцам поведения,
предусмотренным нормами права.
Оценочная деятельность в правовой
культуре состоит в «измерении»
индивидом, общностью людей права,
законности, правопорядка, правоотношений,
механизма правового
Правосоциализаторская функция может быть изучена через призму формирования правовых качеств личности. Безусловно, на этот процесс существенное влияние оказывает правовая действительность. Вместе с тем необходима целенаправленная правовоспитательная работа, важны мероприятия по организации юридического всеобуча населения, оказания ему юридической помощи, активизации процессов самовоспитания личности.
История свидетельствует
о том, что во всех государствах (с
разной степенью осознанности и качества)
осуществляется особая деятельность по
распространению воззрений о
праве и правопорядке, для чего
используются имеющиеся в распоряжении
средства: церковь, литература, искусство,
школа (всех уровней), печать, радио, телевидение,
специальные юридические
Правовое воспитание – это целенаправленная деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому.11 Правовое воспитание имеет целью развитие правового сознания человека и правовой культуры общества в целом.
Обычно говорят о правовом
воспитании в широком и узком
смысле. В первом случае речь идет, скорее,
не о правовом воспитании, а о
правовой социализации человека, когда
он «воспитывается» окружающей обстановкой
в целом, всей юридической практикой
и поведением людей, должностных
лиц – представителей государственного
аппарата в правовой сфере. При этом
у людей, должностных лиц, государственных
органов, осуществляющих правовую деятельность
(правомерную или
Правовое воспитание тесно
связано с правовым обучением: воспитание
не может происходить без
Ценности и идеалы «вырастают»
спонтанно, формируются самой жизнью,
всеми окружающими
По этой причине основной
удар в деле повышения правовой культуры
общества должен быть сделан на правовое
обучение, информирование населения
о существующих юридических предписаниях.
Очень важно ознакомление населения
с образцами и идеалами, правовым
опытом и традициями тех стран, где
уровень правовой защищенности личности,
а следовательно, и уровень правовой
культуры выше, чем в России. Тем
более важно обучать этому
будущих юристов-
В правовом воспитании, в его неразрывной связи с общей культурой большая роль принадлежит художественной литературе, средствам массовой информации, в том числе телевидению, радио, газетным публикациям. Воспитание правового сознания является составной частью всей культурной жизни общества, социальной функцией государства, проявляющего заботу о просвещении и воспитании подрастающего поколения. Правовое просвещение взрослых граждан также имеет воспитательное значение в развитии массового сознания общества. Воспитательная работа поднимает индивидуальное правосознание личности до понимания наиболее общих юридических принципов и требований, отвечающих интересам всего общества, государства. Воспитание в духе права, законности не ограничивается правовым просвещением, формированием позитивного отношения к закону, праву, а находит свое завершение в правовой активности личности, в ее правовой культуре.
Правовая культура личности выражается в овладении ею основами юридических знаний, в уважении к закону, праву, в сознательном соблюдении норм права, в понимании социальной, юридической ответственности, в непримиримости к правонарушениям, в борьбе с ними. Знание гражданами своих прав, свобод, а также обязанностей перед государством и обществом является составной частью правовой культуры. Правовое сознание человека включает чувство убежденности в том, что он найдет у государства, его органов помощь в защите своих прав, законных интересов, что государство справедливо требует от него выполнения возложенных обязанностей и что он равен в правах с другими гражданами, равен со всеми перед законом и судом.
Средствами повышения
правовой культуры граждан являются
пропаганда права, развитие у граждан
юридических знаний, практическое укрепление
законности. Большое воспитательное
значение, воздействие на граждан, особенно
на молодежь, оказывает пример руководителей,
в том числе должностных лиц
государственного аппарата, в неукоснительном
соблюдении законов, в борьбе с преступностью.
Правовая культура - необходимое условие
сознательного осуществления
Способы воспитания правовой культуры или, иначе говоря, правового воспитания разнообразны.12 Тем, кто может нарушить нормы права вследствие добросовестного заблуждения, достаточно заблаговременно ознакомиться с ними. С этой точки зрения особенно значительна роль правовой пропаганды, которая представляет собой целенаправленную деятельность по распоряжению правовых знаний, разъяснению содержанию юридических норм и практики их применения. Формы проведения правовой пропаганды направлены на то, чтобы обеспечить восприятие массами правовых знаний и превращения их в личное убеждение.
Особую сложность представляет собой правовое воспитание лиц, склонных к совершению антиобщественных поступков. В этих случаях внедрение в сознание человека новых убеждений и взглядов должно сочетаться с его отказом от уже сложившихся позиций и установок, в совокупности образующих так называемую негативную правовую культуру.13 Не исключено, что указанные лица могут попытаться использовать знание законов во вред обществу, тем самым извращая государственную волю, воплощенную в них. Поэтому акцент при их воспитании, впо существу – перевоспитании, следует делать на осознании ими моральных принципов общества, на понимании роли и значения санкций правовых норм как морально оправданного средства борьбы с правонарушениями. Здесь особенно наглядно, что правовое воспитание неотделимо от комплекса других воспитательных мер. Это и понятно, поскольку, как известно, человек не воспитывается по частям (сначала в области морали, затем – права и т.д.), он формируется благодаря совместному воздействию самых различных факторов.
Важным элементом механизма правового воспитания выступают разнообразные методы правовоспитательной работы – приемы, способы разъяснения политико-правовых идей и принципов в целях воздействия на сознание и поведение личности в интересах правопорядка. К методам правового воспитания относятся конкретные и весьма многообразные приемы педагогического, эмоционального, логико-гносеологического воздействия на воспитуемых. Обучение этим приемам обычно осуществляют специально подготовленные методисты-референты по правовой пропаганде и воспитанию в рамках Всероссийской организации общества «знание».
Важным методом правового
воспитания является правовое просвещение
– центральное звено в
Ныне общепризнаны следующие принципы правового воспитания:14
· следует учитывать особенности восприятия правовых норм различными группами населения;
· необходимо добиваться осознания воспитуемыми социальной значимости и моральной ценности правовых норм, а также усвоения важнейших прав и обязанностей, устанавливаемых законом. Эффективность правового воспитания во многом зависит от того, насколько оно опирается на требования нравственных норм;
· следует всемерно развивать правовую активность граждан, воспитывать у них непримиримость к любым нарушениям законности и правопорядка.
В конечном счете, цель правового
воспитания – это выработка навыков
правомерного поведения, чувства гражданского
долга и гражданской
Правовая культура выполняет и коммуникативную функцию. Обеспечивая общение граждан в юридической сфере, она существует через это общение и влияние на него. Здесь имеется в виду не только непосредственное общение граждан в сфере действия права, но и косвенное «общение» с лицами, принадлежащими к прошлым поколениям, или с нашими современниками, с которыми мы лично незнакомы, или которые отделены от нас расстоянием и временем.
Такое общение опосредуется
юридическими произведениями и сегодня
значительно расширяется в
ГЛАВА 2. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА КАК КАЧЕСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОБЩЕСТВА
2.1. Роль правовой культуры в жизни общества
В обыденных дискуссиях о
проблеме правовой культуры зачастую
можно столкнуться с
Согласиться с этим с позиции науки нельзя. Правовая культура, как уже отмечалось ранее, не есть нечто обособленное, она, являясь частью культуры в целом, органично переплетена с последней, и, следовательно, в той или иной степени присуща как обществу в целом, так и отдельным индивидам. Мои слова в данном случае подтверждает исследователь Ратинов А. Р. Он отмечает, что «ни в одном из многочисленных исследований разных возрастных групп, включая подростков, не было обнаружено ни одного испытуемого, который не имел бы определённых правовых представлений, оценочных отношений к явлениям правовой жизни и т. п.»15
Ратинов так же пишет: «Усвоение правовых ценностей, правовых норм, стандартов правового поведения идёт в течение всей жизни. Даже в самом раннем возрасте человек „с молоком матери“ впитывает первые элементы правовой культуры. Он приобретает навыки и усваивает стандарты нормативного поведения, получает первые юридические представления из сказок, в ролевых играх приобретает понятия о функциях права и его представителей и постепенно формирует хотя и примитивную, детскую, но собственную картину правовой жизни. С возрастом, по мере расширения круга общения, усложнения деятельности и выполняемых ролей происходят интенсивное обогащение и развитие этой, равно как и иных, сфер сознания».
Таким образом, ни индивид, ни общество в целом не могут быть лишены правовой культуры.Но она может быть очень низкой.
Определив непременное наличие правовой культуры в жизни общества, следует обратиться к её роли в нем. В целом, роль правовой культуры общества мало чем отличается от роли культуры вообще. Интересней в этом плане обратиться к правовой культуре личности.
Так, в частности, существует
мнение, что «вопреки обыденному представлению
ни позитивные, ни негативные санкции
сами по себе не в состоянии обеспечить
выполнения должного и воздержания
от запретного поведения, ибо между
поведением и санкционированием
нет механической связи типа „стимул
— реакция“. Нужно иметь в
виду относительно автономный характер
ценностно-нормативной сферы
Информация о работе Правовая культура в современном обществе