Правовая культура в современном обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 21:26, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы проанализировать правовую культуру в современном обществе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать понятие и общую характеристику правовой культуры;
2.Рассмотреть структуруи функции правовой культуры;
3.Раскрыть роль правовой культуры в современном обществе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….…………........3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ….…………….…6
1.1. Понятие правовой культуры…………………………….…………..………………….6
2. Структура правовой культуры …………………………….……….………..………11
3. Функции правовой культуры в современном обществе …………….……..………14
ГЛАВА 2. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА КАК КАЧЕСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОБЩЕСТВА….............................................21
2.1. Роль правовой культуры в жизни общества………….………………………………21
2. Российская правовая культура на современном этапе……………………...………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………...…. …30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……...……………………….………..32

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 76.55 Кб (Скачать)

Указанная функция проявляется  и при изучении оценочного отношения  личности к результату и цели ее действий, направленных на изменение  окружающей правовой действительности, к эталонам и образцам поведения, предусмотренным нормами права. Оценочная деятельность в правовой культуре состоит в «измерении»  индивидом, общностью людей права, законности, правопорядка, правоотношений, механизма правового регулирования  путем сопоставления с соответствующими правовыми ценностями. Оценке подвергается правовая реальность в самом широком  диапазоне – от конкретной юридической  ситуации до правовой системы в целом. Это оценка всей совокупности законодательства, конкретных правовых норм, поведения  граждан, деятельности правоохранительных органов в борьбе с правонарушениями.

Правосоциализаторская функция может быть изучена через призму формирования правовых качеств личности. Безусловно, на этот процесс существенное влияние оказывает правовая действительность. Вместе с тем необходима целенаправленная правовоспитательная работа, важны мероприятия по организации юридического всеобуча населения, оказания ему юридической помощи, активизации процессов самовоспитания личности.

История свидетельствует  о том, что во всех государствах (с  разной степенью осознанности и качества) осуществляется особая деятельность по распространению воззрений о  праве и правопорядке, для чего используются имеющиеся в распоряжении средства: церковь, литература, искусство, школа (всех уровней), печать, радио, телевидение, специальные юридические учебные  заведения. Иными словами, правовое воспитание является составным компонентом  идеологической функцией любого государства.

Правовое воспитание –  это целенаправленная деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов  и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому.11 Правовое воспитание имеет целью развитие правового сознания человека и правовой культуры общества в целом.

Обычно говорят о правовом воспитании в широком и узком  смысле. В первом случае речь идет, скорее, не о правовом воспитании, а о  правовой социализации человека, когда  он «воспитывается» окружающей обстановкой  в целом, всей юридической практикой  и поведением людей, должностных  лиц – представителей государственного аппарата в правовой сфере. При этом у людей, должностных лиц, государственных  органов, осуществляющих правовую деятельность (правомерную или неправомерную), нет прямой цели оказать на других правовоспитательное воздействие. Однако такое воздействие на окружающих все-таки оказывается. Что касается правового воспитания в узком  смысле, то оно отличается своей  целенаправленность на повышение правовой культуры человека, группы людей и  общества в целом.

Правовое воспитание тесно  связано с правовым обучением: воспитание не может происходить без обучения, а обучение так или иначе оказывает  и воспитательный эффект. Различие здесь можно провести, причем весьма условно, по сфере воздействия: воспитание влияет в основном на эмоционально-волевую, ценностную, мировоззренческую сторону  сознания, а обучение – на когнитивно-рациональную, с целью информационно-ознакомительного воздействия на человека. Ценностное, эмоционально-волевое воздействие  в свою очередь очень сильно ограничено реальной правовой практикой, поскольку невозможно воспитать у человека уважение к тем ценностям, которые отсутствуют в общественном сознании и деятельности людей, но провозглашаются на словах, в пустых декларациях и демагогических заявлениях (как политическими лидерами перед населением, так и простыми воспитателями и учителями перед детьми и юношеством).

Ценности и идеалы «вырастают»  спонтанно, формируются самой жизнью, всеми окружающими обстоятельствами, и роль субъективного фактора, целенаправленной деятельности здесь хотя и важна, но не является ведущей, а тем более  единственно необходимой и достаточной. И на роль воспитателя годится  далеко не каждый. В общественном масштабе таким воспитателем может стать  какой-либо выдающийся человек (А.Д. Сахаров, А.Ф. Кони), который «раскроет» людям  глаза на истинное положение дел  в области защиты прав человека, противостоянии государственному произволу.

По этой причине основной удар в деле повышения правовой культуры общества должен быть сделан на правовое обучение, информирование населения  о существующих юридических предписаниях. Очень важно ознакомление населения  с образцами и идеалами, правовым опытом и традициями тех стран, где  уровень правовой защищенности личности, а следовательно, и уровень правовой культуры выше, чем в России. Тем  более важно обучать этому  будущих юристов-профессионалов, чтобы  основную цель своей деятельности они  видели в защите прав и свобод человека то произвола общества и государства, т.е. в защите слабого от сильного, что является одним из центральных  постулатов общемировой, общечеловеческой морали, нравственности и культуры в целом.

В правовом воспитании, в  его неразрывной связи с общей  культурой большая роль принадлежит  художественной литературе, средствам  массовой информации, в том числе  телевидению, радио, газетным публикациям. Воспитание правового сознания является составной частью всей культурной жизни  общества, социальной функцией государства, проявляющего заботу о просвещении  и воспитании подрастающего поколения. Правовое просвещение взрослых граждан  также имеет воспитательное значение в развитии массового сознания общества. Воспитательная работа поднимает индивидуальное правосознание личности до понимания  наиболее общих юридических принципов  и требований, отвечающих интересам  всего общества, государства. Воспитание в духе права, законности не ограничивается правовым просвещением, формированием позитивного отношения к закону, праву, а находит свое завершение в правовой активности личности, в ее правовой культуре.

Правовая культура личности выражается в овладении ею основами юридических знаний, в уважении к  закону, праву, в сознательном соблюдении норм права, в понимании социальной, юридической ответственности, в  непримиримости к правонарушениям, в борьбе с ними. Знание гражданами своих прав, свобод, а также обязанностей перед государством и обществом  является составной частью правовой культуры. Правовое сознание человека включает чувство убежденности в  том, что он найдет у государства, его органов помощь в защите своих  прав, законных интересов, что государство  справедливо требует от него выполнения возложенных обязанностей и что  он равен в правах с другими  гражданами, равен со всеми перед  законом и судом.

Средствами повышения  правовой культуры граждан являются пропаганда права, развитие у граждан  юридических знаний, практическое укрепление законности. Большое воспитательное значение, воздействие на граждан, особенно на молодежь, оказывает пример руководителей, в том числе должностных лиц  государственного аппарата, в неукоснительном  соблюдении законов, в борьбе с преступностью. Правовая культура - необходимое условие  сознательного осуществления гражданином  своего долга перед обществом  и государством. Развитие правосознания  гражданина, общества способствует преодолению  отсталых взглядов, отклоняющегося поведения  людей, предотвращению случаев произвола  и насилия над личностью. Внесение научно обоснованных, взвешенных правовых представлений, взглядов в сознание граждан, борьба с преступностью  являются предпосылками укрепления законности и правопорядка, без чего невозможно построить гражданское  общество и правовое государство.

Способы воспитания правовой культуры или, иначе говоря, правового воспитания разнообразны.12 Тем, кто может нарушить нормы права вследствие добросовестного заблуждения, достаточно заблаговременно ознакомиться с ними. С этой точки зрения особенно значительна роль правовой пропаганды, которая представляет собой целенаправленную деятельность по распоряжению правовых знаний, разъяснению содержанию юридических норм и практики их применения. Формы проведения правовой пропаганды направлены на то, чтобы обеспечить восприятие массами правовых знаний и превращения их в личное убеждение.

Особую сложность представляет собой правовое воспитание лиц, склонных к совершению антиобщественных поступков. В этих случаях внедрение в  сознание человека новых убеждений  и взглядов должно сочетаться с его  отказом от уже сложившихся позиций  и установок, в совокупности образующих так называемую негативную правовую культуру.13 Не исключено, что указанные лица могут попытаться использовать знание законов во вред обществу, тем самым извращая государственную волю, воплощенную в них. Поэтому акцент при их воспитании, впо существу – перевоспитании, следует делать на осознании ими моральных принципов общества, на понимании роли и значения санкций правовых норм как морально оправданного средства борьбы с правонарушениями. Здесь особенно наглядно, что правовое воспитание неотделимо от комплекса других воспитательных мер. Это и понятно, поскольку, как известно, человек не воспитывается по частям (сначала в области морали, затем – права и т.д.), он формируется благодаря совместному воздействию самых различных факторов.

Важным элементом механизма  правового воспитания выступают  разнообразные методы правовоспитательной  работы – приемы, способы разъяснения  политико-правовых идей и принципов  в целях воздействия на сознание и поведение личности в интересах  правопорядка. К методам правового  воспитания относятся конкретные и  весьма многообразные приемы педагогического, эмоционального, логико-гносеологического  воздействия на воспитуемых. Обучение этим приемам обычно осуществляют специально подготовленные методисты-референты  по правовой пропаганде и воспитанию в рамках Всероссийской организации  общества «знание».

Важным методом правового  воспитания является правовое просвещение  – центральное звено в деятельности юридической секции общества «Знание». Правовое просвещение, т.е. процесс  распространения правовых знаний, служит росту общей юридической культуры и образованности населения. Главная  цель правового просвещения в качестве метода правовой пропаганды – воспитание уважения к праву и законности как ценностной установки широких слоев населения России.

Ныне общепризнаны следующие принципы правового воспитания:14

· следует учитывать особенности восприятия правовых норм различными группами населения;

· необходимо добиваться осознания воспитуемыми социальной значимости и моральной ценности правовых норм, а также усвоения важнейших прав и обязанностей, устанавливаемых законом. Эффективность правового воспитания во многом зависит от того, насколько оно опирается на требования нравственных норм;

· следует всемерно развивать правовую активность граждан, воспитывать у них непримиримость к любым нарушениям законности и правопорядка.

В конечном счете, цель правового  воспитания – это выработка навыков  правомерного поведения, чувства гражданского долга и гражданской инициативы. Гражданин, обладающий высокой правовой культурой, является активным борцом за претворение законов в жизнь. Поэтому выработка высокой правовой культуры у всех членов общества –  одно из важнейших средств укрепления законности и правопорядка.

Правовая культура выполняет  и коммуникативную функцию. Обеспечивая общение граждан в юридической сфере, она существует через это общение и влияние на него. Здесь имеется в виду не только непосредственное общение граждан в сфере действия права, но и косвенное «общение» с лицами, принадлежащими к прошлым поколениям, или с нашими современниками, с которыми мы лично незнакомы, или которые отделены от нас расстоянием и временем.

Такое общение опосредуется юридическими произведениями и сегодня  значительно расширяется в связи  с совершенствованием средств массовой информации. Правовое общение выступает  как форма межсубъективных взаимодействий свободных и уникальных личностей  в сфере права.

 

 

ГЛАВА 2. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА КАК КАЧЕСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ  ОБЩЕСТВА

2.1. Роль правовой культуры в жизни общества

В обыденных дискуссиях о  проблеме правовой культуры зачастую можно столкнуться с высказывания о том, что правовая культура в  России отсутствует, что правовая культура присуща только обществу с развитым правовым государством.

Согласиться с этим с позиции  науки нельзя. Правовая культура, как  уже отмечалось ранее, не есть нечто  обособленное, она, являясь частью культуры в целом, органично переплетена  с последней, и, следовательно, в  той или иной степени присуща  как обществу в целом, так и  отдельным индивидам. Мои слова  в данном случае подтверждает исследователь  Ратинов А. Р. Он отмечает, что «ни в одном из многочисленных исследований разных возрастных групп, включая подростков, не было обнаружено ни одного испытуемого, который не имел бы определённых правовых представлений, оценочных отношений к явлениям правовой жизни и т. п.»15

Ратинов так же пишет: «Усвоение правовых ценностей, правовых норм, стандартов правового поведения идёт в течение всей жизни. Даже в самом раннем возрасте человек „с молоком матери“ впитывает первые элементы правовой культуры. Он приобретает навыки и усваивает стандарты нормативного поведения, получает первые юридические представления из сказок, в ролевых играх приобретает понятия о функциях права и его представителей и постепенно формирует хотя и примитивную, детскую, но собственную картину правовой жизни. С возрастом, по мере расширения круга общения, усложнения деятельности и выполняемых ролей происходят интенсивное обогащение и развитие этой, равно как и иных, сфер сознания».

Таким образом, ни индивид, ни общество в целом не могут быть лишены правовой культуры.Но она может быть очень низкой.

Определив непременное наличие  правовой культуры в жизни общества, следует обратиться к её роли в  нем. В целом, роль правовой культуры общества мало чем отличается от роли культуры вообще. Интересней в этом плане обратиться к правовой культуре личности.

Так, в частности, существует мнение, что «вопреки обыденному представлению  ни позитивные, ни негативные санкции  сами по себе не в состоянии обеспечить выполнения должного и воздержания  от запретного поведения, ибо между  поведением и санкционированием  нет механической связи типа „стимул  — реакция“. Нужно иметь в  виду относительно автономный характер ценностно-нормативной сферы личности, её конкретное содержание, характер усвоенных  ценностей, норм, установок и ориентации, опосредовавших разные стороны социальной действительности, и в частности  её правовую сферу. Поэтому действенность  санкций зависит как от их объективного характера (значения), так и, в большей  мере, от их субъективного смысла».

Информация о работе Правовая культура в современном обществе