Правотворчество

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 13:23, контрольная работа

Описание работы

В самом широком смысле правотворчество — это деятельность, направленная на создание правовых норм. Исторически она осуществляется различными субъектами: социальными группами, людьми, проживающими на определенной территории, общественными объединениями и организациями, государством (политически-организованным обществом), его органами и должностными лицами.
Целью контрольной работы является изучение правотворческой деятельности.
Задачи контрольной работы: ознакомление с понятием, содержанием, принципами, видами и стадиям.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….…….……….3
1. Правотворчество: вопросы теории……………………………………………….…………4
1.1 Понятие нормы права………………………………………………………………4
1.2 Вопрос о соотношениии истинности и нормы права…………………………….4
2. Понятие, содержание и принципы правотворчества………………………..….…………6
Виды правотворчества………………………………………………..……….……….8
Стадии правотворчества. Законодательный процесс……………….…….….….….10
Пределы действия нормативных правовых актов………………….…….….……...13
Систематизация нормативных правовых актов………………….…………..……..15
Заключение……………………………………………………………….……………….…..18
Список используемых источников…………………………………………………….……19

Работа содержит 1 файл

теория государства и права. тема правотворчество.docx

— 40.28 Кб (Скачать)

Собственное правотворчество органов  местного самоуправления можно отнести  к делегированному правотворчеству. Государство своим законодательством  наделило представительные органы местного самоуправления и должностных лиц  муниципальных образований правом принимать нормативные правовые акты по вопросам местного значения. Эти  акты обязательны для выполнения всеми субъектами, находящимися на территории муниципального образования, но могут быть обжалованы в суд.

договорное правотворчество образуют договоры нормативного содержания, например конституционные, внутри федеральные, управленческие. Они заключаются  между различными государственными органами на добровольной основе и  служат базой для принятия других правовых актов.

локальное правотворчество – реализация правомочий на издание нормативных  правовых актов отдельными учреждениями, организациями коммерческого и  иного характера. Этими актами регулируются конкретные производственные и иные управленческие задачи. Локальные акты издаются руководителями организаций  и имеют ограниченное действие: они  обязательны только для данной организации, ее структурных подразделений и  работников. 6

 

 

 

 

 

 

 

  1.  Стадии правотворчества. Законодательный процесс

 

В литературе называют разное число  стадий – от трех до шести – девяти. Так, в учебнике В.В. Лазарева и С.В. Липень «Теория государства и  права» (1998) выделены три основных стадии: подготовка проекта нормативного правового  акта; принятие акта; введение его в  действие.

В.М. Сырых называет шесть стадий:

1) принятие решения о внесении  изменений в действующую систему  норм права;

2) подготовка проекта нормативного  правового акта;

3) рассмотрение его правотворческим  органом;

4) обсуждение и согласование  проекта с заинтересованными  субъектами;

5) принятие акта;

6) опубликование акта;

Ю.А. Тихомиров насчитывает девять стадий:

1) выявление потребности в правовой  регламентации общественных отношений;

2) определение субъектов, правомочных  принимать правовые решения, и  вида нормативного правового  акта;

3) принятие решения о его подготовке;

4) разработка концепции акта;

5) подготовка проекта акта;

6) предварительное рассмотрение  проекта акта;

7) общественное обсуждение проекта;

8) официальное рассмотрение проекта  акта с соблюдением необходимых  процедур;

9) принятие акта, его подписание, опубликование, вступление в силу.

Таким образом, большинство стадий правотворчества составляет так  называемый предпроектный этап, а  собственно принятию правотворческого решения отведены всего две-три  стадии.

Основная часть ученых, рассматривая законодательный процесс, который  в нашей стране регулируется Конституцией РФ, Регламентами палат Федерального Собрания и действующим законодательством, выделяют четыре главных стадии:

законодательной инициативы;

обсуждение законопроекта в  Государственной Думе и Совете Федерации;

принятие закона;

промульгация и вступление закона в юридическую силу.

Стадия законодательной инициативы представляет собой официальное  внесение в Государственную думу или парламент уполномоченным субъектом  законопроекта или закон предложения. Законопроект – текст будущего закона со всеми необходимыми атрибутами –  преамбулой, разделами, главами, формулировками и др., а закон предложение содержит лишь идею будущего закона.

Наличие у субъекта права законодательной  инициативы означает, что представительный орган обязан рассмотреть внесенный  законопроект и принять его для  дальнейшей работы над ним или  мотивировать  свой отказ работать над данным законопроектом.

В РФ правом законодательной инициативы обладают: Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной  Думы, Правительство РФ, Верховный  Суд и др.

Стадия обсуждения законопроекта  включает в себя работу над законопроектом, как на пленарных заседаниях палат, так и в специальных комитетах  или комиссиях. Это наиболее ответственная  и в то же время объемная работа.

Как правило, закон принимается  в трех чтениях:

решается вопрос о целесообразности представленного законопроекта. Обычно заслушивается доклад инициатора законопроекта. Депутаты же оценивают основную его  идею и делают замечания и предложения  по усовершенствованию текста. Если законопроект считается принятым, то он передается для дальнейшей работы над ним  в комитеты.

 законопроект обсуждается в  целом, а по существу и постатейно  – по докладу комитета, проводившего  его доработку. На этом этапе  обсуждаются предложения депутатов  и их групп по принципиальным  вопросам. обсуждаются и голосуются  заранее внесенные поправки. В  случае серьезных разногласий  по поправкам законопроект может  быть возвращен на доработку  в комитет. Принятый во втором  чтении законопроект передается  в комитет для редакционной  доработки. 

 Обсуждается со всеми поправками, включая редакционные. Но и на  этой стадии законопроект может  быть отклонен, если не набрал  необходимого большинства голосов.

Прекращение обсуждения законопроекта  оформляется специальным решением палаты, и тогда законодательный  процесс переходит на стадию принятия закона.

Принятие закона проходит в форме  голосования. В однопалатных парламентах  эта стадия служит завершением последнего чтения. В двухпалатных парламентах  законопроект подлежит одобрению верхней  палатой.

В РФ федеральные законы принимаются  большинством голосов от общего числа  депутатов Государственной Думы и в течение пяти дней передаются на одобрение Совету Федерации. Закон  считается принятым, если в Совете Федерации за него проголосовало  большинство членов палаты от общего числа членов.

Совет Федерации должен в течение 14 дней хотя бы начать рассмотрение принятого  Государственной Думой закона и  переданного для одобрения Советом  Федерации. При этом обязательному  одобрению подлежат законы по вопросам:

федерального бюджета, федеральных  налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

ратификации и денонсации международных  договоров;

статуса и защиты государственной  границы РФ;

войны и мира (ст. 106 Конституции  России).

Если Совет Федерации не одобрил  принятый Государственной Думой  закон, то палаты для урегулирования возникших разногласий могут  создать согласительную комиссию. После  этого закон подлежит повторному рассмотрению и голосованию с  учетом поправок, сделанных согласительной комиссией. Но Государственная Дума может преодолеть неодобрение Советом  Федерации закона, набрав при повторном  голосовании две трети голосов  от общего числа депутатов.

При принятии федерального конституционного закона требуется, чтобы за него в  Государственной думе проголосовали  две трети депутатов, а в Совете Федерации – три четвертых, при  этом Президент РФ не имеет права  вето, а обязан в течение 14 дней подписать  принятый закон и обнародовать его.

Стадия промульгации – официальное  провозглашение закона, принятого парламентом. Она включает подписание закона главой государства в установленные  сроки и опубликование его  в официальном источнике, после  чего закон вступает в силу.

Только после промульгации закон  обретает обязательную силу. В Российской Федерации законы подлежат обязательному  опубликованию в течение 7 дней после  подписания их Президентом РФ и вступают в силу по истечении 10 дней после  их официального опубликования. Источники: «Парламентская газета», «Российская  газета» и «Собрание законодательства РФ». 7

 

 

 

  1.  Пределы действия нормативных правовых актов

 

Все нормативные правовые акты имеют  определенные пределы действия. Они  распространяются на определенные общественные отношения:

1.Предметное действие – регулируют  различные виды общественных  отношений. Нормы одной отрасли,  как правило, не распространяют  свое действие на отношения,  регламентируемые нормами других  отраслей права.

2. Действие актов во времени  – порядок опубликования и  вступления в силу различных  по своей силе нормативных  правовых актов и ограничение  их действия утратой юридической  силы.

Нормативные правовые акты вступают в действие:

с момента опубликования;

с момента, указанного в самом акте;

по правилам, установленным действующим  законодательством.

Прекращает свое действие после:

истечения срока, на который был  принят;

официальной отмены или признания  утратившим силу;

принятия нового акта, противоречащего  ранее действовавшему акту;

признания акта неконституционным;

приостановления действия акта правомочным  органом.

К действию нормативных правовых актов  во времени относится и вопрос об обратной силе закона. В принципе каждый нормативный правовой акт  распространяет свое действие на будущие  общественные отношения, те, которые  возникнут после вступления в  силу данного акта.

Нормы же, устанавливающие наказуемость деяния или усиливающие меры ответственности, обратной силы не имеют. Но чаще всего  в самом законе должно содержаться  указание на его обратную силу.

Действие актов в пространстве – распространение действия акта на территорию данного государства. К ней относятся земная территория, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство и др.

В федеративных государствах общефедеральные  акты распространяют свое действие на всю территорию федерации. Акты субъектов  федерации действуют в пределах данного субъекта. То же относится  к актам местных органов власти и актам органов местного самоуправления. Столкновение актов разрешается  коллизионным правом.

Действие актов по кругу лиц  - распространение их действия по общему правилу на всех, кто находится  на территории данного государства, независимо от того, временное это  пребывание или постоянное.

Лица, пользующиеся дипломатическим  иммунитетом, также подчиняются  законом страны пребывания, но привлечение  их к ответственности регулируется правилами международного права. На иностранцев и лиц без гражданства  не распространяются некоторые положения  законодательства, например воинская обязанность. 8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6 Систематизация нормативных правовых актов

 

Систематизация нормативных правовых актов позволяет: быстро отыскать нужный акт, проследить его изменение, дополнение или отмену; выявить пробелы, коллизии, иные несогласованности в нормативном  материале; совершенствовать действующую  систему законодательства.

Современная юридическая практика использует четыре способа систематизации:

1. Учет – деятельность по сбору, хранению и поддержанию нормативно-правовых актов в контрольном состоянии, а также по созданию поисковой системы, обеспечивающей нахождение необходимой правовой информации в массиве актов, взятых на учет. Разновидности учета многообразны: журнальный, картотечный, компьютерный.

2. Инкорпорация – объединение нормативно-правовых актов в единых сборниках. Инкорпорация предполагает и опирается на результаты учета нормативных актов. Она может носить как официальный (предпринимается по поручению правотворческих органов, которые иногда утверждают или одобряют инкорпорированные сборники), так и неофициальный характер (сборники готовятся и издаются научными учреждениями, издательствами, частными лицами по собственной инициативе). При разрешении юридических вопросов, споров, конкретных дел можно ссылаться только на издания официального характера. Инкорпорация не затрагивает содержание нормативных актов: нормы права включаются в сборники в том виде, в котором действовали на момент систематизации. Однако определенная внешняя обработка нормативно-правового материала при его инкорпорации все же происходит. Она выражается в том, что:

– из текста удаляются все статьи, пункты, утратившие силу, включаются все последующие изменения и дополнения;

– из актов исключаются те части, которые не содержат нормативных материалов. [5 стр. 211]

В результате проведенной инкорпорации издаются сборники законов и иных нормативно-правовых актов, собрания законодательства, своды законов. Сборники и собрания могут объединять нормативные акты в порядке официального принятия (хронологическая инкорпорация), по предметному признаку (систематическая инкорпорация), а также в алфавитном порядке. Особой разновидностью собрания законодательства является свод законов – инкорпорированное издание нормативных актов высших органов государственной власти (законодательной и исполнительной) без какого-либо исключения. Свод издается по поручению правотворческих органов с последующим одобрением ими текста и имеет приоритет перед прежними публикациями нормативных актов.

3. Консолидация – объединение нескольких (близких по содержанию) нормативно-правовых актов, сведение и группировка отдельных частей этих актов в новый единый нормативный акт. Укрупненный акт, появившийся на свет в результате консолидации, заново принимается правотворческим органом и поэтому полностью заменяет вошедшие в него нормативные акты.

Информация о работе Правотворчество