Правотворчество и правосознание

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 17:35, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является исследование влияния правосознания на правотворческий процесс. Необходимо определить место и роль правосознания в правоприменительной деятельности.

Работа содержит 1 файл

курсовая итог.docx

— 64.63 Кб (Скачать)

     Все перечисленные органы относятся к субъектам так называемого подзаконного правотворчества. Результатом их правотворческой деятельности могут быть исключительно подзаконные нормативные акты, т.е. акты, изданные на основе закона, исходящего от парламента.

     К числу органов местного самоуправления, наделенных правом принимать нормативные правовые акты, относятся районные, городские, районные в городах, поселковые, сельские представительные органы власти и соответствующие им местные администрации. Не включенные Конституцией Российской Федерации в систему органов государства, органы местного самоуправления образуют особую категорию органов, занимающихся правотворческой деятельностью. В их задачу входит решение вопросов местного значения, урегулирование которых они производят исходя из интересов населения и с учетом закрепленных за ними материальных и финансовых ресурсов.

     В Российской Федерации конституционно закреплен такой вид правотворчества, как принятие нормативных актов путем референдума (всенародного голосования). В данном случае акт законодательной власти осуществляется народом, который самостоятельно принимает правотворческое решение. На всенародное голосование может быть вынесен проект закона, по которому гражданам предлагается высказать свое мнение. Согласно Федеральному закону от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”, инициатива проведения референдума может исходить от населения России. Для ее реализации требуется не менее двух миллионов подписей граждан, имеющих право на участие в референдуме. Референдум назначается Президентом Российской Федерации посредством издания специального Указа, в котором определяется дата его проведения. Каждый участник референдума голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Решение считается принятым, если в голосовании участвовало более половины лиц, обладающих правом голоса, и за решение подано более половины голосов участников референдума. Принятые референдумом решения в каком-либо дополнительном утверждении не нуждаются и вступают в силу со дня их официального опубликования. Они обладают высшей юридической силой и обязательны для применения на всей территории Российской Федерации. Последующие изменения, вносимые в решение, либо его отмена проводятся только референдумом.

     Самостоятельным видом правотворчества, получившим в последние годы распространение  в Российской Федерации, является заключение соглашений, содержащих обязательные для исполнения нормативные предписания. К таким соглашениям относятся, в частности, договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации. Правовые договоры, заключаемые между указанными субъектами, могут быть направлены на регулирование и иных вопросов (экономических, политических).

     Заключение  соглашений нормативного характера  все шире используется в настоящее  время во взаимоотношениях между общественными объединениями и государственными структурами. Так, Федеральным законом Российской Федерации от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой Кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» работникам предприятий, учреждений, организаций предоставлено право заключать коллективные договоры с работодателями. Коллективным договором предусматривается регулирование вопросов, касающихся трудовых, социально-экономических, профессиональных отношений, складывающихся в сфере труда предприятия, учреждения, организации.

     Из  вышесказанного видно, что цель правотворческой  деятельности заключается в стремлении законодателя создать единую и эффективную  систему права, в повышении качества правовых решений, основанных на познании объективных социальных потребностей и интересов общества.

     1.3 Правотворческий процесс  и его основные стадии

 
 

  Содержание правотворчества представляет собой ряд последовательных организованных действий, которые образуют правотворческий процесс, который регулируется правовыми, в том числе конституционными, нормами.

      Первый этап правотворческого процесса:  Предварительное формирование государственной воли5 или подготовка законопроекта. Начинается этот этап с принятия решения о подготовке законопроекта. Относительно законопроектов такое решение может исходить от высшего законодательного органа страны в форме поручения своим постоянным комитетам, Правительству или какому-либо иному органу или их совокупности разработать проект конкретного акта. Законопроект может быть подготовлен и по инициативе Президента, Правительства Российской Федерации, постоянных комитетов Государственной Думы, отдельных депутатов, других органов и организаций, обладающих правом законодательной инициативы. Также, инициативу в подготовке законопроекта могут проявить субъекты Российской Федерации через их высшие органы государственной власти.

     Активная роль в подготовке законопроектов принадлежит общественным объединениям. В одних случаях они готовят законопроекты по собственной инициативе, в других — привлекаются к подготовке совместно с государственными органами. Большинство крупных законодательных актов, в первую очередь тех, которые касаются граждан и их организаций, готовятся с участием партий, профсоюзов и других общественных объединений.

     Следующая стадия, которую я могу выделить в правотворческом процессе — это предварительные работы, предшествующие составлению текста проекта. До начала подготовки законопроекта важно выявить общественную потребность в нормативном регулировании соответствующей сферы общественных отношений, определить фактическое состояние той области жизнедеятельности общества (экономики, политики, социальной сферы), к которой относится предлагаемый акт.6 При этом следует не забывать, что законопроекты нормативных актов готовятся как с целью решения новых вопросов, возникших на практике и требующих правового регулирования, так и для устранения имеющихся в законодательстве пробелов, устаревших предписаний и противоречий, множественности актов по одним и тем же вопросам.

     На мой взгляд,  немаловажное значение имеет необходимость того, чтобы заранее учесть экономические, социальные, юридические, экологические и другие возможные последствия действия акта, просчитать предполагаемые материальные затраты, необходимые для решения вопроса, соответствующие доходы, издержки и т. д.

     Следующая стадия — это подготовка первоначального текста проекта. Для выработки важных и сложных проектов обычно образуются комиссии, включающие представителей основных заинтересованных органов, общественных организаций, ученых-юристов и других специалистов. В случае необходимости комиссии создают подкомиссии, рабочие и редакционные группы.

     К работе подготовительных комиссий, разрабатывающих проект того или иного акта, привлекаются заинтересованные ведомства, научные и практические учреждения, отдельные ученые, представители делового мира, предприниматели, квалифицированные юристы. Приоритетной целью такой работы является обеспечение и создание  работоспособного и компетентного состава комиссии, которая бы в своей работе сочетала демократизм, профессионализм и деловитость.

     После того как первоначальный проект разработан, наступает следующая стадия правотворческого процесса — предварителъное обсуждение законопроекта. Формы такого обсуждения разнообразны:

     - широкое обсуждение на местах (в республиках, областях и т. д.) с привлечением целого ряда учреждений, общественных организаций; парламентские чтения;

   - обсуждение на совещаниях непосредственно при правотворческом органе с участием научной общественности и заинтересованных министерств, ведомств и иных организаций;

   - расширенные заседания подготовительных комиссий;

   - обсуждение в печати и на телевидении;

   - рецензирование проекта научно-исследовательскими учреждениями;

   - отзывы и заключения на проект со стороны министерств, ведомств, иных учреждений и организаций, не участвующих в его разработке, и т.д.

   Разнообразные формы обсуждения позволяют лучше учесть общественное мнение, дают составителям проекта достаточно четкие ориентиры в работе.

   После учета замечаний и предложений законопроект окончательно отрабатывается и редактируется. Как правило, это делает та рабочая комиссия, которая составляла первоначальный текст законопроекта.

   Затем наступает новый этап правотворческой процедуры, когда работа над проектом вступает в официальную фазу и осуществляется самим правотворческим органом: Возведение государственной воли в закон7 (деятельность правотворческого органа по рассмотрению и принятию нормативного акта). Этот этап начинается с внесения проекта в официальном порядке в соответствующий правотворческий орган от имени органа или организации, готовивших его. Правом официального внесения законопроектов в высший представительный орган страны (право законодательной инициативы) пользуются определенные полномочные органы, организации и лица, обычно предусмотренные в Конституции.

   Проект закона представляется вместе с объяснительной запиской, содержащей обоснование необходимости его принятия, развернутую характеристику целей, задач и основных Положений будущего закона и его места в системе действующего законодательства, а также ожидаемых последствий его Применения.

   Следующая стадия правотворческого процесса — внесение рассмотрения проекта в повестку дня заседания. Затем следует обсуждение и официальное принятие проекта.

   Рассмотрение законопроектов осуществляется в трех чтениях, если законодательным органом применительно к конкретному проекту не будет принято иное решение. Практика проведения нескольких чтений законопроекта позволяет более детально, внимательно и всесторонне рассмотреть проект, внести в него необходимые поправки и обеспечить тем самым принятие более продуманного законодательного решения.

   При первом чтении законопроекта заслушивается доклад инициатора законопроекта и содоклад головного комитета. Затем депутаты обсуждают основные положения законопроекта и высказывают предложения и замечания в форме поправок, рассматривают предложения об опубликовании при необходимости законопроекта для обсуждения. По результатам обсуждения законодательный орган одобряет основные положения законопроекта либо отклоняет его. В случае одобрения обычно устанавливается срок его представления для второго чтения.

   При втором чтении с докладом выступает председатель головного по данному законопроекту комитета либо руководитель органа, дорабатывающего проект. Обсуждение проводится постатейно, по разделам или в целом.

   В результате второго чтения законодательный орган либо принимает закон, либо отклоняет его, либо возвращает на доработку.

   Когда обсуждены все поправки, статья, раздел или глава утверждаются в целом с принятыми поправками. Затем проект утверждается в целом.

   При третьем чтении законопроекта не допускается внесение в него поправок и возвращение к его обсуждению в целом либо по отдельным статьям, главам, разделам.

   В Регламенте Государственной Думы установлен также порядок повторного рассмотрения федеральных законов, отклоненных Советом Федерации, а также повторного рассмотрения тех из них, которые отклонены Президентом Российской Федерации.

   Коллегиальные правотворческие органы (Правительство, государственные комитеты и др.) принимают нормативные акты простым большинством голосов. Президент государства, министры и другие органы единоличного руководства утверждают свои акты (указы, приказы, инструкции и т. д.) в персональном порядке.

   Заключительная стадия правотворческого процесса - Официальное оглашение принятого нормативного акта. Это может быть официальное опубликование принятого нормативного акта в особых, предусмотренных законом печатных органах (специальные издания, газеты), а также его официальное оглашение в иной форме (по радио, телевидению, телеграфу, путем рассылки официальных текстов в заинтересованные органы и организации).

   Обычно обнародуются законодательные акты, нормативные решения Президента и Правительства. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (п. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации).

   Таким образом, правотворческий процесс  представляет собой важный и сложный механизм укрепления демократических основ, создания правовых норм гласности и профессионализма, учета общественного мнения, повышения внимания к качеству и теоретической обоснованности принимаемых законодательных решений. 
 

      2 ПРАВОСОЗНАНИЕ

        2.1 Понятие и структура правосознания

Информация о работе Правотворчество и правосознание