Правоспособность граждан

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 10:45, курсовая работа

Описание работы

Кардинальное демократическое преобразование нашего общества, возвращение к современной цивилизации, достижение в нём гражданского мира, согласия, общественного спокойствия люди всё чаще связывают с правом, с правовым государством, с правосудием, с правами человека.

Содержание

Введение………………………………………………………………………4
1. Субъекты правоотношений…………………………………………………...7
1.1 Понятие субъекта правоотношений…………………………………………7
1.2 Граждане как субъекты гражданского права……………………………......8
1.3 Юридические лица как субъекты гражданского права…………………....12
1.4 Государство и государственные (муниципальные) образования как
субъекты гражданского права………………………………………………..21
2. Правоспособность граждан…………………………………………………...23
3. Дееспособность граждан……………………………………………………...27
3.1 Гражданская дееспособность граждан………………………………………27
3.2 Полная дееспособность……………………………………………………….28
3.3 Дееспособность малолетних граждан………………………………………..31
3.4 Дееспособность несовершеннолетних от 14 до 18 лет……………………..34
3.5 Ограничение дееспособности граждан………………………………………36
3.6 Признание гражданина недееспособным………………………………….....37
4. Опека и попечительство над несовершеннолетними…………………………39
Заключение …41
Список использованных источников и литературы………………………..44

Работа содержит 1 файл

дееспособность и недееспособность гражданина.doc

— 305.50 Кб (Скачать)

     Во  многих случаях проведение реорганизации способно привести к негативным последствиям в виде ограничения конкуренции на рынке, поэтому для предотвращения таких последствий пункт 1 статьи 17 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках” устанавливает обязательную процедуру получения согласия федерального антимонопольного органа на слияние или присоединение коммерческих организаций, сумма активов которых превышает 100.000 минимальных размеров оплаты труда, а также на слияние и присоединение союзов или ассоциаций коммерческих организаций.

     Так как реорганизация юридического лица может существенно затрагивать  интересы кредиторов, обязательным ее условием является предварительное  уведомление кредиторов, которые  в таком случае вправе требовать  прекращения или досрочного исполнения обязательств реорганизуемого юридического лица и возмещения убытков.

     Ликвидация  юридического лица предусматривает  прекращение его деятельности без  перехода прав и обязанностей в порядке  правопреемства к другим лицам. По решению  участников или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, оно может быть ликвидировано добровольно, в связи с нецелесообразностью дальнейшего существования такого юридического лица, истечению срока, на который оно было создано, либо по иным причинам. Принудительная ликвидация проводится по решению суда, в случаях, когда деятельность юридического лица осуществляется без соответствующего разрешения (лицензии), либо такая деятельность прямо запрещена законом, либо сопряжена с неоднократными или грубыми нарушениями законодательства.

     Для отдельных видов юридических  лиц законом установлены дополнительные основания ликвидации. Например, коммерческие организации (за исключением казенных предприятий), потребительские кооперативы  и фонды могут быть ликвидированы по причине их несостоятельности (банкротства). Для хозяйственных обществ и унитарных предприятий предусмотрено такое основание ликвидации как утрата имущества, т.е. уменьшения стоимости чистых активов предприятия ниже уровня минимального размера уставного капитала. В обоих этих случаях ликвидация может проводиться как добровольно, так и принудительно.

     Порядок ликвидации юридического лица состоит  из нескольких этапов:

  1. Участники организации, ее уполномоченный орган или суд, принявшие решение о ликвидации, назначают ликвидационную комиссию (или единоличного ликвидатора), определяют порядок и сроки ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает на себя все полномочия по управлению юридическим лицом;
  2. Ликвидационная комиссия публикует в прессе сообщение о ликвидации юридического лица, порядке и сроке заявления претензий кредиторами (этот срок должен быть не менее 2 месяцев), выявляет всех кредиторов и уведомляет их о ликвидации, взыскивает дебиторскую задолженность юридического лица;
  3. Ликвидационная комиссия оценивает состав кредиторской задолженности, принимает решение об удовлетворении или отклонении выявленных требований и составляет промежуточный ликвидационный баланс;
  4. В соответствии с промежуточным ликвидационным балансом удовлетворяются законные требования кредиторов. Если денежных средств организации недостаточно для расчета с кредиторами, ликвидационная комиссия продает  имеющееся имущество с публичных торгов;
  5. После погашения кредиторской задолженности ликвидационная комиссия составляет окончательный ликвидационный баланс и распределяет оставшееся имущество между участниками юридического лица, если иное не следует из законодательства или учредительных документов организации. Все документы, оформляющие ликвидацию, передаются регистрирующему органу, который на их основе вносит соответствующую запись в единый государственный реестр юридических лиц.

     Исходя  из организационных, функциональных и  иных качеств и различий юридических  лиц можно классифицировать все  их множество по различным критериям.

     В зависимости от формы собственности, лежащей в основе юридического лица, можно выделить государственные  и частные (негосударственные) юридические  лица. К числу государственных (которые  в связи с этим должны преследовать общегосударственные интересы, чем и обуславливается специфика их правового регулирования) относятся все унитарные предприятия, а также некоторые учреждения.

     В зависимости от цели деятельности юридические  лица можно подразделить на коммерческие и некоммерческие. К числу коммерческих организаций относятся те, целью деятельности которых является извлечение прибыли и распределение ее между участниками такой организации. Некоммерческие, хотя и вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, но только в той степени, которая необходима для достижения их уставных целей. При этом они не вправе распределять полученную прибыль между своими.

     Состав  учредителей также можно отнести  к числу критериев, по которому следует  классифицировать юридические лица. Здесь можно выделить юридические  лица, учредителями которых могут выступать только юридические лица. Такие организации называются союзами и ассоциациями. Унитарные предприятия учреждаются государством. Все остальные юридические лица могут быть учреждены любыми (за отдельными исключениями) субъектами права.

     Различный характер прав участников в отношении  юридического лица позволяет классифицировать: организации, на имущество которых  учредители имеют право собственности  или иное вещное право (государственные  и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения); организации, в отношении которых их участники имеют обязательственные права (хозяйственные товарищества и общества, кооперативы); организации, в отношении которых их участники не имеют имущественных прав (общественные объединения и религиозные организации, фонды и объединения юридических лиц).

     В зависимости от объема вещных прав (права самого юридического лица на используемое им имущество) можно различать: юридические лица, обладающие правом оперативного управления на имущество (учреждения и казенные предприятия); юридические лица, обладающие правом хозяйственного ведения на имущество (государственные и муниципальные унитарные предприятия); юридические лица, обладающие правом собственности на имущество (все остальные юридические лица).

     Хозяйственные товарищества и общества также можно классифицировать по тому, что более важно для их участников: объединение их личных усилий для достижения предпринимательских целей (товарищества, личное участие) или объединение капиталов (общества, имущественное участие).

     Также может выступать в качестве критерия классификации уже упомянутый ранее  порядок образования юридических  лиц: образуемые в разрешительном или  нормативно-явочном порядке.

     По  составу учредительных документов разграничиваются договорные юридические лица – хозяйственные товарищества, договорно-уставные – общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, ассоциации и союзы, а также уставные юридические лица.

     И, наконец, еще одним критерием  классификации юридических лиц, традиционным для доктрины пандектного права (скажем, в Германии), но практически не используемым в нашей стране, является различие корпораций или союзов, характеризующимися наличием членства, общей для многих участников цели, независимостью своего существования от смены участников, и учреждений. Учреждения, в противоположность корпорациям (союзам), обычно создаются одним учредителем, который сам определяет и цели юридического лица, и состав имущества, необходимый для их достижения. Смысл такой классификации заключается в том, что в данном случае налицо различие интересов, в первом случае это коллективные интересы, во втором – личные.

     Все юридические лица можно разделить  на четыре большие категории: хозяйственные  товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные предприятия и, наконец, некоммерческие организации. Также можно упомянуть и филиалы и представительства юридических лиц.

     Хозяйственные товарищества – договорные объединения нескольких лиц для совместного ведения предпринимательской деятельности под общим именем. Хозяйственные общества отличаются от товариществ тем, что несколько лиц объединяют свое имущество для ведения предпринимательской деятельности. Отдельные виды хозяйственных товариществ и обществ имеют следующие особенности:

     - Полное товарищество. Участники такой организации несут субсидиарную (дополнительную) ответственность по ее обязательством всем своим имуществом.

     - Товарищество на вере. Данное товарищество состоит из двух категорий участников: полных товарищей (или иначе – комплементариев), солидарно несущих субсидиарную ответственность по его обязательствам всем своим имуществом, и товарищей-вкладчиков (коммандитистов), не отвечающих по обязательствам предприятия.

     - Общество с ограниченной ответственностью. Данное общество являет собой коммерческую организацию, уставный капитал которой разделен на доли заранее определенных размеров, образованную одним или несколькими лицами, не отвечающими по ее обязательствам.

     - Общество с дополнительной ответственностью. Данная коммерческая организация имеет уставный капитал, разделенный на доли заранее определенных размеров. Образовавшие ее одно или несколько лиц несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере, кратном стоимости их вкладов в уставный капитал.

     - Акционерное общество – коммерческая организация, образованная одним или несколькими лицами, не отвечающими по ее обязательствам, с уставным капиталом разделенным на равные доли, права на которые удостоверяются ценными бумагами – акциями.

     Производственные  кооперативы – еще один вид юридических лиц. Производственные кооперативы представляют собой объединения лиц для совместного ведения предпринимательской деятельности на началах их личного трудового или иного участия, первоначальное имущество которых складывается из паев членов объединения.

     Особой  разновидностью коммерческих организаций  являются государственные и муниципальные предприятия. Специфика данных субъектов гражданских правоотношений заключается в том, что их имущество находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию  на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

     Также вкратце рассмотрим отдельные виды таких юридических лиц, как некоммерческие организации – организации, не преследующие цели извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие прибыль между своими участниками. Такие организации могут подразделяться на:

     - Потребительские кооперативы. Потребительский кооператив представляет собой объединение лиц на началах членства в целях удовлетворения собственных потребностей в товарах и услугах, первоначальное имущество которого складывается из паевых взносов.

     - Общественные объединения – некоммерческое объединение лиц на основе общности их интересов для реализации общих целей. Существуют такие разновидности общественных объединений, как общественные организации, общественные движения, общественные фонды и некоторые другие.

     - Религиозные организации. Объединение граждан, имеющие основной целью совместное исповедание и распространение веры и обладающее соответствующими этим целям признаками.

     - Фонды. Фонд – некоммерческая организация, основанная для достижения общественно полезных целей путем использования имущества, переданного в ее собственность учредителями.

     - Организация, созданная собственником для осуществления функций некоммерческого характера, и финансируемая им полностью или частично, называется учреждением.

     - Объединения юридических лиц. Представляет собой некоммерческую организацию, образованную несколькими юридическими лицами для ведения деятельности в их интересах.

     В виду большого объема информации по рассматриваемой  мной теме я решил ограничиться краткими характеристиками отдельных видов  юридических лиц. 

     1.4 Государство и государственные (муниципальные) образования как субъекты гражданского права 

           Имея в виду большой  объем материала, имеющегося по рассматриваемой  мной теме, позволю себе вкратце  остановиться на таком субъекте гражданских  правоотношений, как государство  и государственные (муниципальные) образования.

     Государство, как и другие субъекты гражданского права, может участвовать в гражданско-правовых отношениях. Однако правоспособность государства обладает рядом особенностей, связанных с тем, что оно является также и главным субъектом  публичного права, носителем власти.

     Государство осуществляет власть и обладает суверенитетом. Суверенитет государства выделяет его на фоне остальных субъектов  гражданского права. Вот некоторые (основные) из свойств государства, превращающих его в особый субъект гражданских правоотношений:

     Государство само принимает законы, которыми должны руководствоваться все остальные  субъекты гражданского права;

     Государство может принимать административные акты, из которых возникают гражданско-правовые отношения независимо от воли другой стороны.

     Государство сохраняет властные функции даже тогда, когда оно вступает в построенные  на началах равенства гражданско-правовые отношения;

Информация о работе Правоспособность граждан