Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 13:08, курсовая работа
Данная тема прослеживается в трудах таких ученых, как С.С. Алексеев, Н.И. Матузов, В.С. Основин, И.Ф. Рябко, И. Сабо, И.Е. Фарбер, Марышев А.К. и др. Поэтому мы считаем, что данная тема достаточно разработана.
Введение 3
1. Понятие и признаки правоотношений 5
2. Структура и содержание правоотношения 12
3. Виды правоотношений 26
Заключение 30
Список используемых источников и литературы 32
Правоотношения классифицируются по разным основаниям. Чаще всего они отличаются по отраслям права. По этому основанию выделяются государственно-правовые, административно-правовые, гражданско-правовые, семейно правовые, уголовно-правовые и другие отраслевые правоотношения.
Отнюдь не случайно в конституциях многих стран, закрепляющих довольно широкий круг прав и свобод граждан, содержатся специальные указания на то, что как государственные органы, так и граждане должны соблюдать законы, исполнять обязанности.
Таким
образом, правомерное поведение
людей есть необходимое средство реализации
социального назначения права в правоотношениях.
Участник правового отношения, совершающий
тот или иной поступок, который предписан
или дозволен ему соответствующей правовой
нормой, а именно реализующий свое субъективное
право или исполняющий возложенную на
него обязанность (в частности, соблюдая
установленный запрет), тем самым воплощает
определенное этой нормой правило (модель)
поведения. Соответствующее поведение
в идеале должно привести к тем последствиям,
на которые рассчитывал законодатель.
2.
Структура и содержание
правоотношения
Система (организованность) правоотношения раскрывается через его структуру.
Структура правоотношения (англ. structure of legal relation) – основные элементы правоотношения (субъекты) и целесообразный способ связи между ними по поводу социального блага или обеспечения публичных и частных интересов на основе субъективных прав, юридических обязанностей, полномочий и юридической ответственности.
Термин «структура» является более адекватным состоянию правоотношения, чем термин «состав», поскольку последний только фиксирует элементы правоотношения без указания на их логическую взаимосвязь.
Правоотношение
– логически связанная
Структура содержания правоотношения – способ взаимной связи, возникающий на основе субъективных прав, обязанностей, полномочий, ответственности по поводу притязания на что-то, то есть это юридическое взаимное положение субъектов, которое определяет, формирует их поведение через корреспондирующие друг другу права и обязанности ради удовлетворения их интересов. Структура содержания правоотношений бывает простой и сложной.
Состав правоотношения – это его строение, структура. Состав говорит о том, из чего состоит, складывается правоотношение.
В составе правоотношения выделяются три части (элемента): субъекты правоотношения, содержание правоотношения и объект. Состав правоотношения – это некая идеальная модель, созданная силой абстракции, определенного упрощения правоотношений для научных и практических нужд. Состав есть некий шаблон, схема, идеальная конструкция, которая может быть использована для анализа любых правоотношений.
Субъектами права являются индивиды или организации, которые на основании юридических норм могут быть участниками правоотношений – носителями субъективных прав и обязанностей9.
Понятия «субъект права» и «субъект правоотношения» тождественны, равнозначны.
Субъекты права обладают особым качеством, свойством, которым их наделяет государство, - правосубъектностью.
Правосубъектность есть признаваемая государством способность быть субъектом права, правоотношений. Она включает три элемента: правоспособность, дееспособность и деликтоспособность.
Правоспособность – признаваемая государством способность субъекта иметь субъективные права и нести юридические обязанности.
Дееспособность – это признаваемая государством способность субъекта лично совершать юридические действия, т.е. способность лично своими действиями вступать в правоотношения, осуществлять субъективные права и исполнять юридические обязанности.
Деликтоспособность – это признаваемая государством (правом) способность нести юридическую ответственность.
Способность быть субъектом права, участником правоотношений обусловлена требованиями экономического базиса, социальными условиями жизни общества, закрепляется в нормах права.
В разных социально-экономических формациях круг субъектов права различен, иной и круг правоотношений, в которые могли вступать те или иные субъекты.
Так, в рабовладельческом обществе рабы не были субъектами права, рабовладельческое право рассматривало их в качестве объектов права (instrumentum vocale – говорящее орудие), рабы входили в состав имущества рабовладельца. В феодальном обществе крепостные крестьяне обладали ограниченной правоспособностью. Они, как правило, не могли быть субъектами права собственности на землю, не обладали политическими правами. Феодальное право было правом-привилегией. Правовое положение лиц в феодальном обществе зависело от принадлежности к определенному сословию. Наибольшими правами обладали представители господствующего класса феодалов. Впрочем, и среди этого класса не было полного равенства.
Общественный прогресс, предопределяемый, прежде всего прогрессом в способе производства, вел к прогрессу и в правовом положении индивида. Круг субъектов права расширялся, расширялась и сфера правомочий субъектов. Буржуазное право, предопределяемое капиталистическим способом производства, основанным на труде лично свободного рабочего, в равной мере признает всех индивидов субъектами права и наделяет их формально равными правами. В международном пакте о гражданских и политических правах (1966 год) записано: «Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности»10.
Субъектами права являются индивиды и организации.
К индивидуальным субъектам права относятся граждане, иностранцы и лица без гражданства.
Граждане как субъекты права обладают широкой правоспособностью. Они могут быть субъектами различного рода правоотношений: конституционных (например, участвуя в качестве избирателей в выборах депутатов), административно-правовых (уплачивая штраф в случае нарушения норм административного права и т.д.), гражданско-правовых (заключая различного рода договоры), трудовых, брачно-семейных, гражданско-процессуальных отношений (при подаче иска в суд для защиты нарушенных прав), уголовно-процессуальных отношений (выступая в качестве народного заседателя, общественного обвинителя или защитника, свидетеля, обвиняемого и т.д.) и др.
Правовой статус (правовое положение) граждан выражается в совокупности прав и обязанностей, характеризуется широтой и реальностью прав и свобод, закрепленных в Конституции РФ. Специальный правовой статус определяется специальными законами разных отраслей права (правовой статус пенсионера, военнослужащего, студента, судьи, депутата и т.д.). Индивидуальный правовой статус – это правовое положение конкретного гражданина. Он сочетает в себе общий правовой статус плюс один или два специальных статуса. Следовательно, гражданин обладает правами и обязанностями, вытекающими из общего статуса. Кроме того, он обладает дополнительными правами и обязанностями, вытекающими из специального статуса. Конституция РФ закрепляет за гражданами социально-экономические права и свободы (свобода слова, печати, собраний, митингов, объединений и общественные организации, право избирать и быть избранным и т.д.), личные права и свободы (неприкосновенность личности, жилища, тайны переписки и др.), культурные, экологические.
Правосубъектность граждан с момента рождения изменяется: она увеличивается и достигает полноты с наступлением определенного возраста. Гражданин признается субъектом права и обладает правоспособностью с момента рождения. Его жизнь, здоровье, нормальное развитие охраняются законом. Малолетние и несовершеннолетние в силу недостаточной зрелости ещё не в состоянии самостоятельно совершать многие юридические действия, связанные с осуществлением прав и исполнением обязанностей. По этой причине полная гражданская дееспособность наступает по достижению совершеннолетия, т.е. в восемнадцать лет. Малолетние (до 14 лет) и несовершеннолетние (от 14 до 18 лет) признаются законом частично дееспособными. Они могут совершать некоторые сделки (вносить вклады в сберкассы, распоряжаться стипендией и т.п.). В определенных случаях закон предусматривает возможность ограничения дееспособности или признание недееспособными отдельных граждан. По решению суда недееспособным может быть признан гражданин, который вследствие душевной болезни или слабоумия не может с пониманием руководить своими действиями. В некоторых случаях ограничивается дееспособность лиц, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими веществами. Отсутствие или ограниченность дееспособности субъектов права восполняются их законными представителями (родителями, опекунами, попечителями), которые совершают за недееспособных юридические действия.
Согласно новому ГК РФ (ст.27) несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, по решению органов опеки и попечительства с согласия родителей или попечителя или по решению суда без их согласия может быть объявлен полностью дееспособным (эмансипация), если родители или попечители дозволили ему заниматься предпринимательством.
Иностранцы и лица без гражданства согласно ст.62 Конституции РФ пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных законом и международным договором РФ. Они не могут избирать и быть избранными в государственные органы, быть членами экипажей воздушных кораблей, принадлежащих Российской Федерации, на них не распространяется Закон о воинской обязанности, некоторые статьи уголовных кодексов (например, статья об измене Родине) и т.д.
К
субъектам права относятся
Государственные организации как субъекты права создаются для осуществления самых разнообразных целей и задач, поэтому и характер правового положения различен. Все государственные организации как субъекты права можно подразделить на два вида: государственные органы, а также хозяйственные организации и социально-культурные учреждения, выступающие в качестве юридических лиц.
Государственные органы (суд, прокуратура; органы управления: министерства, ведомства, их отделы и т.д.) обладают властными функциями, их веления являются обязательными для других субъектов. Правовое положение государственных органов определяется их компетенцией, т.е. совокупностью прав и обязанностей, предусмотренных соответствующим нормативным актом (положением, законом, уставом и т.д.), которые необходимы для выполнения возложенных на государственные органы задач. Субъектами права являются не только государственные органы в целом (например, министерства), но и его подразделения (отделы, управления министерства), отдельные должностные лица (министры, прокурор, следователь, судья и т.д.).
Государственные
организации как юридические
лица в отличие от государственных
органов не обладают властными полномочиями,
являются субъектами главным образом
имущественных правоотношений (гражданских,
финансовых, административно-имущественных)
В качестве юридических лиц выступают не только указанные выше государственные организации, но также общественные объединения (партии, профсоюзы и т. п.), различные фонды, негосударственные субъекты рыночной экономики (акционерные общества, частные предприятия, кооперативы, банки, биржи и т. п.).
Согласно ГК РФ все юридические лица подразделяются (независимо от формы собственности) на коммерческие и некоммерческие. Коммерческие организации (товарищества, производственные кооперативы, акционерные общества, государственные унитарные предприятия) создаются с целью извлечения прибыли.
Некоммерческие организации (общественные, религиозные объединения, потребительские кооперативы, учреждения, состоящие на бирже, и др.) не преследуют цели извлечения прибыли. Некоммерческие организации, а также унитарные государственные предприятия обладают специальной правоспособностью, т. е. они могут заниматься только той деятельности, которая служит достижению целей, ради которых они созданы. Коммерческие организации могут заниматься любой деятельностью, не запрещенной законом (некоторыми видами – только по лицензии).
Юридические лица равноправны между собой, подлежат обязательной государственной регистрации, действуют на основе устава, либо учредительного договора, либо на основе того и другого.
Государство наделяет качествами субъекта права свои органы и учреждения, которые, осуществляя государственные функции, вступают в различного рода правоотношения. Однако в некоторых случаях субъектом права выступают и непосредственно государство в целом:
а) в области международного права;
б) в области конституционного права (например, отношения между отдельными членами федерации, отношения между ними и федерацией в целом и т. д.);
в)
в области отношений
г)
объекты некоторых
Содержание правоотношения имеет двойственный характер. Различают юридическое и фактическое содержание.