Вопрос
№1.Правоохранительная деятельность:
её основные признаки, задачи и направления.
ПО деятельность – деятельность государства в
лице уполномоченных на то органов по
обеспечению законности, правопорядка,
охране прав и законных интересов личности,
общества, государства.
Признаки
ПО деятельности:
- осуществляется только уполномоченными на то государством органами, в отношении которых установлен жесткий порядок комплектования, организации и функционирования;
- направлена на защиту прав личности, общества и государства от преступных и иных посягательств;
- осуществляется только посредством применения мер государственного принуждения: наложения взысканий, применения мер юридического воздействия, которое должно строго соответствовать закону, предусмотренному для каждого конкретного случая.
Задачи
ПО деятельности:
- охрана личности, ее прав и свобод;
- охрана общества и его социальных институтов;
- охрана материальных и духовных ценностей;
- охрана государства, его конституционного строя, суверенитета и государственной целостности.
Основные
направления деятельности ПО:
- защита прав, свобод и законных интересов граждан;
- обеспечение надлежащего общественного порядка;
- обеспечение общественной безопасности;
- профилактическая деятельность по предупреждению правонарушений;
- выявление фактов правонарушений, их расследование в установленном законом порядке с целью привлечения виновных к ответственности;
- принятие предусмотренных мер государственного принуждения к лицам, совершившим правонарушения;
- обеспечение исполнения принятых решений;
- обеспечение квалифицированной юридической помощи.
Вопрос
№2 Законодательство
о ПО в РФ: его классификация.
Законодательство о правоохранительных
органах - это совокупность законов
и иных правовых актов РФ и субъектов РФ,
а также международные договоры, содержащие
нормы о правоохранительной деятельности.
Нормативные акты
различаются в зависимости от
юридической силы и их содержания.
По юридическому
значению нормативные акты подразделяются
на:
- Конституция РФ - это нормативный акт высшей юридической силы. Все иные нормативно-правовые акты должны соответствовать Конституции и в случае несоответствия нормативный акт считается недействительным. Конституция служит базой всего законодательства;
- Федеральные конституционные законы - принимаются по вопросам, указанным в Конституции, установлена специальная процедура их принятия;
- Федеральные законы, принимаемые по вопросам организаций и функционирования правоохранительных органов - раскрывают и детализируют положения, изложенные в Конституции;
- Конституции, уставы и законы субъектов РФ;
- Указы и распоряжения Президента РФ по вопросам организации и функционирования правоохранительных органов, входящих в систему исполнительной власти (МВД, ФСБ, ФСНП);
- Постановления и распоряжения Правительства РФ - они должны соответствовать не только Конституции РФ и федеральным законам, но и указам Президента РФ;
- Ведомственные акты - нормативные акты министерств и ведомств, издаваемые соответствующими руководителями министерств и ведомств, выполняющих правоохранительную функцию (Министерство юстиции РФ, МВД РФ). Эти акты могут называться инструкцией, приказом, распоряжением т.п;
- Общепризнанные нормы международного права и международные договоры, касающиеся правоохранительной деятельности, заключенные в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами от имени РФ и одобрения в установленном порядке приобретают обязательную силу на всей территории России;
- Акты высших судебных органов, не являющиеся источниками права, но имеющие большое значение для осуществления правоохранительной деятельности: постановления Пленума Верховного суда РФ, постановления Пленума Высшего арбитражного суда РФ - разъяснения по вопросам судебной практики, обязательные для всех нижестоящих судов общей юрисдикции или арбитражных. Постановления Пленума Верховного суда СССР могут быть действующими в случае непротиворечия их действующему законодательству. По данному вопросу могут быть разъяснения Пленума Верховного суда РФ или Пленума Высшего арбитражного Суда РФ. Кроме этого, высшие судебные органы принимают акты организационного характера (Положение о научно-консультационном совете, утвержденное постановлением Пленума Верховного суда РФ);
- Постановление Конституционного суда РФ по вопросам соответствия Конституции РФ конкретных нормативно-правовых актов о правоохранительной деятельности.
Для правильного
применения нормативного акта обязательно,
чтобы органы и должностные лица
имели возможность руководствоваться
точным, не устаревшим, неискаженным текстом
соответствующего акта.
Классификация
нормативных актов осуществляется по их содержанию.
Нормативные акты общего характера - имеют значение для организации
и функционирования вех правоохранительных
органов, они содержат принципы правоохранительной
деятельности.
Конституция РФ
определяет основные права и свободы
личности (гл.2), в ней определены
основные принципы организации судебной
власти и пр.(гл.7). Декларация прав и
свобод человека и гражданина, принятая
Верховным Советом РСФСР 23 ноября 1991г.;
Закон "О безопасности" от 5 марта
1992 г.; Федеральный закон "О государственной
защите судей, должностных лиц правоохранительных
и контролирующих органов".
Нормативные акты специального характера - имеют значение для осуществления
определенной правоохранительной функции.
Акты о правосудии и судебной
власти - определяют принципы осуществления
правосудия, вопросы организации и функционирования
судебной власти, принципы и порядок осуществления
конституционного контроля, вопросы статуса
судей и др.
Федеральные конституционные
законы "О судебной системе РФ"
от 31 декабря 1996 г. и "О Конституционном
суде РФ" от 21 июня 1994 г.; Федеральный
конституционный закон "Об арбитражных
судах в РФ" от 12 апреля 1995 г.; Закон РФ
"О статусе судей" от 26 июня 1992 г.;
Закон "О судоустройстве РСФСР" от
8 июля 1981 г.; Федеральный закон "О военных
судах Российской Федерации" от 23 июня
1999 г.; Федеральный закон "О мировых
судьях в Российской Федерации" от 17
декабря 1998 г.; УПК РФ; ГПК РФ; АПК РФ; Кодекс
РФ об административных правонарушениях
от 30 декабря 2001г. © 195-ФЗ.
Акты об организационном обеспечении
деятельности суда - определяют порядок организации
и функционирования органов, осуществляющих
данную деятельность.
Федеральные конституционные
законы "О судебной системе РФ"
от 31 декабря 1996г. и "О Конституционном
Суде РФ" от 21 июня 1994 г.; Законы РФ "О
судебном департаменте при Верховном
суде РФ" от 8 января 1998 г. и "О судебных приставах"
от 21 июля 1997 г.; Положение о Министерстве
юстиции РФ от 2 августа 1999 г.
Акты о прокурорском надзоре
и органах прокуратуры - определяют организацию, порядок
формирования и полномочия органов прокуратуры,
устанавливают статус прокурорских работников,
определяют принципы и порядок осуществления
прокурорского надзора, определяют средства
прокурорского реагирования, другие вопросы
прокурорского надзора и прокуратуры.
Федеральный закон "О прокуратуре РФ"
от 17 ноября 1995 года, Положение о прохождении
службы в органах и учреждениях прокуратуры
РФ, утвержденное постановлением Государственной
Думы от 23.06. 97; Положение о координации
деятельности правоохранительных органов
по борьбе с преступностью, утвержденное
Указом Президента РФ от 18 апреля 1996 г.
Акты об организации выявления
и расследования преступлений - определяют организацию и
деятельность органов дознания и предварительного
следствия по выявлению и расследованию
преступлений, их полномочия и обязанности
по выявлению и расследованию преступлений,
устанавливают процедуру расследования.
К ним относятся: Уголовно-процессуальный
кодекс РФ от 18 декабря 2001, Федеральный
закон "О прокуратуре РФ" от 17 ноября
1995 г.; Закон РФ "О милиции"; Федеральный
закон "Об органах ФСБ"; Таможенный
кодекс РФ 2004; Налоговый кодекс; Закон
о государственной границе РФ.
Акты об организации юридической
помощи - регулируют вопросы об организации
и деятельности органов, оказывающих юридическую
помощь, - адвокатуры и нотариата, определяют
полномочия, права и обязанности этих
органов. К ним относятся: ФЗ "Об адвокатской
деятельности и адвокатуре в РФ" от
26 апреля 2002; Основы законодательства
РФ о нотариате от 11.02 . 1993; ГПК РФ; УПК РФ;
АПК РФ и др.
Вопрос №3
Понятие судебной власти: её признаки,
соотношение с иными ветвями государственной
власти.
Власть - это
авторитет, обладающий возможностью подчинять
своей воле, управлять или распоряжаться действием
других людей.
Разделение законодательной,
исполнительной и судебной ветвей власти
является важнейшим принципом функционирования
Российской Федерации как правового государства
- провозглашает Декларация “О государственном
суверенитете Российской Федерации”
от 12 июня 1990 г.
Этот важнейший
принцип Закреплен и в действующей
Конституции. РФ. В ней говорится: "Государственная власть
в Российской Федерации осуществляется
на основе разделении на законодательную,
исполнительную и судебную. Органы законодательной,
исполнительной и судебной власти самостоятельны"
(ст. 10).
Принцип разделения
властей означает, что законодательную деятельность,
принятие законов осуществляет законодательный
(представительный) орган; исполнение
законов, исполнительно-распорядительная
деятельность возлагается на органы
исполнительной власти; судебная власть
осуществляется независимыми судебными
органами.
Реализуя конституционный
принцип разделения властей, органы
государства, принадлежащие к разным
ветвям власти, осуществляют свои полномочия
самостоятельно, взаимодействуя
между собой и уравновешивая друг друга.
Ни один государственный орган не вправе
выходить за пределы полномочий, установленных
для него Конституцией и другими законами.
Судебная власть
в России осуществляется посредством
конституционного, гражданского, административного
и уголовного судопроизводства (ч. 2 ст.
118 Конституции РФ), иначе говоря, посредством
рассмотрения и разрешения конституционных,
гражданских, уголовных дел и дел об административных
правонарушениях (проступках). Эта деятельность
носит наименование правосудия. Осуществление
правосудия возложено на суды в лице судей
и привлекаемых в установленном законом
порядке к осуществлению правосудия присяжных,
народных и арбитражных заседателей. Никакие
другие органы и лица не вправе принимать
на себя осуществление правосудия (ч. 1
ст. 1 ФКЗ «О судебной системе РФ»).
Судебная власть
как определенная функция суда обладает
рядом основных признаков:
- Судебная власть - вид государственной власти. Она осуществляется государственными органами, выражает государственную волю, ее составляют государственно-властные полномочия. В отличие от других видов власти, реально влияющих на жизнь людей, судебная власть - одна из трех ветвей государственной власти, установленная Конституцией и другими законами.
- Судебная власть принадлежит только судам - государственным органам, образуемым в установленном законом порядке, формируемым из людей, способных на основе соответствующей подготовки и своих личных качеств осуществлять правосудие и реализовывать судебную власть в иных формах. Судебная власть в России принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей Закон о Судебной системе. Ст.1, ч 1.. В соответствии с Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. каждому человеку должно быть гарантировано право (на основе полного равенства) на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением требований справедливости независимым и беспристрастным судом Всеобщая Декларация Прав человека Ст. 10..
- Исключительность судебной власти - следующий ее признак. Судебную власть вправе осуществлять только суды Закон о Судебной системе ст. 1. Важнейшая функция судебной власти - осуществление правосудия - по Конституции Российской Федерации принадлежит только суду, только суд может признать человека виновным в преступлении и подвергнуть его уголовному наказанию.
- Независимость, самостоятельность, обособленность - характеристики судебной власти. При выполнении своих функций судьи подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону Закон о Судебной системе ст. 5 ч. 1 и 2. Независимость судебной власти одновременно означает запрет каждому суду и судье подчиняться воздействию с чьей-либо стороны при рассмотрении конкретных дел и принятию по ним решений, обязанность противостоять попыткам такого воздействия. Самостоятельность судебной власти означает, что судебные функции суд не делит с какими-либо другими органами, а решения суда не требуют чьих-либо санкций или утверждения. Суды, осуществляющие судебную власть, образуют самостоятельную ветвь государственной власти. Обособленность судебной власти означает, что суды образуют систему государственных органов, не входящую в какую-либо другую государственную структуру, систему, не подчиненную при выполнении своих функций кому-либо.
- Процессуальный порядок деятельности - важнейший признак судебной власти. Процессуальный порядок определяет только закон. Закон подробно регулирует правила действий суда и принятия им решений при рассмотрении конкретных дел. Процессуальный порядок, регулируя правила судебной процедуры, представляет собой высокую социальную ценность. Он призван обеспечить законность всей деятельности органов, осуществляющих судебную власть, законность, обоснованность и справедливость судебных решений, охрану прав лиц, чьи интересы с той или иной степени затрагивает судебную власть.
- Осуществление полномочий путем судопроизводства - признак судебной власти Конституция РФ ст. 118,. Судопроизводство представляет собой деятельность, которая начинается при наличии предусмотренных законом оснований и поводов. Эта деятельность развивается в последовательности, установленной процессуальным законом и протекает в процессуальных формах.
- Подзаконность судебной власти означает, что компетенция судов, их полномочия определяются Конституцией Российской Федерации и другими федеральными законами. Законодательные органы, законодательная власть не вправе вмешиваться в производство по конкретным делам. Но созданные ею законы должны неукоснительно соблюдаться судами. Судьи всех судов, в том числе и Конституционного Суда, независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону Закон о Судебной системе ст. 5. ч. 1, 2. Особой юридической силой обладает толкование Конституции Российской Федерации Конституционным Судом Российской Федерации. Оно является официальным и обязательным для всех органов государственной власти и местного самоуправления, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений Закон о Конституционном Суде ст. 106.
Вопрос №4
Понятие правосудия и его признаки.
Правосудие представляет собой один из важнейших
видов ПО деятельности, осуществляемой
специально создаваемыми на то государственными
органами – судами.
Правосудие в
РФ осуществляется только судами в
лице судей и привлекаемых в установленном
законом порядке к осуществлению
правосудия присяжных, народных и
арбитражных заседателей. Причем суды
учреждаются в соответствии с Конституцией
РФ и ФКЗ «О судебной системе РФ».
Суды в лице
судей, являясь носителями судебной власти, выполняют
различные функции, осуществляют различные
функции, осуществляют разнообразную
деятельность. Однако основной функцией
судов выступает осуществление правосудия.
Правосудие –
осуществляемая судом в пределах его компетенции деятельность
по рассмотрению и разрешению различных
категорий дел при точном и неуклонном
соблюдении требований закона и установленного
им порядка, обеспечивающего законность,
обоснованность и справедливость судебных
решений.
Осуществление
правосудия выступает в качестве
основной формы реализации судебной
власти.
Сущность и
значение правосудия заключаются в разрешении
судами на правовой основе экономических,
социальных, финансовых, административных,
трудовых, семейных и иных споров частного
и публичного характера, защите прав, свобод
и законных интересов личности, общества,
государства, отдельных юридических лиц
и иных организаций.
Правосудие отличается
от других форм государственной правоохранительной деятельности
по кругу реализуемых задач; кругу государственных
органов и должность лиц, осуществляющих
эту деятельность; процедуре реализации
правосудия; характеру принимаемых решений,
которые являются обязательными для исполнения
всеми без исключения должностными лицами,
органами, физическими и юридическими
лицами; статусом лиц, участвующих в отправлении
правосудия, и т. д.
Представляется
возможным выделить общие, наиболее
важные признаки правосудия. К числу таких
признаков относятся:
- Реализация правосудия осуществляется специально создаваемыми на то государственными органами — судами в лице судей. Никакие другие должностные лица и государственные органы не могут осуществлять эту деятельность.
- Судьи, а также привлекаемые к участию в отправлении правосудия народные, присяжные и арбитражные заседатели обладают специальным правовым статусом, призванным обеспечить их независимость и самостоятельность при принятии решений.
- Правосудие осуществляется определенными способами путем рассмотрения и разрешения гражданских уголовных и других категорий дел.
- Правосудие реализуется не произвольно, а с соблюдением четко установленной процедуры посредством конституционного, гражданского, арбитражного и уголовного судопроизводства.
- Акты реализации правосудия – судебные решения – носят общеобязательный характер и являются обязательными для исполнения всеми должностными лицами, органами, организациями и гражданами, в отношении которых они вынесены либо которым адресованы.