Правоохранительные органы

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 06:59, контрольная работа

Описание работы

Правоохранительная направленность. Правоохранительная деятельность направлена на защиту прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов любых субъектов правоотношений, на обеспечение безопасности, законности и правопорядка, а также на борьбу с преступностью.

Работа содержит 1 файл

Правоохранительные органы.doc

— 1.15 Мб (Скачать)
  1. Правоохранительная деятельность; ее основные признаки, задачи и направления.

Признаками (критериями) правоохранительной деятельности являются: 

1. Правоохранительная  направленность. Правоохранительная  деятельность направлена на защиту  прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов любых субъектов правоотношений, на обеспечение безопасности, законности и правопорядка, а также на борьбу с преступностью. 

2. Правоохранительная  деятельность состоит из решений  и действий, осуществляемых (принимаемых) уполномоченными на то законодательством субъектами. 

3. Правоохранительная  деятельность предусмотрена (урегулирована)  нормативно-правовыми актами.  Иначе  говоря, правоохранительная деятельность представляет собой предусмотренное нормативно-правовыми актами принятие решений и осуществление уполномоченными на то субъектами действий, направленных на защиту прав (свобод) и законных интересов физических, юридических лиц, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и государства в целом, на обеспечение безопасности, законности и правопорядка, а также на борьбу с преступностью. 

Задачи и цели правоохранительной деятельности видоизменяются в зависимости  от того, каким субъектом она осуществляется. Анализ задач и целей различных  правоохранительных органов позволяет говорить о наличии следующего перечня задач и целей самой правоохранительной деятельности.  Задачами правоохранительной деятельности признаются: 

1) выявление, предупреждение, пресечение правонарушений, раскрытие  преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; 

2) осуществление розыска  лиц, скрывающихся от органов  дознания, следствия и суда, уклоняющихся  от уголовного наказания, а  также розыска без вести пропавших; 

3) добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации; 

4) надзор за процессом  правоприменения; 

5) правильное применение  закона, обеспечение его верховенства; 

6) оказание юридической  помощи гражданам и организациям; 

7) правильное и быстрое  рассмотрение и разрешение гражданских;  уголовных, административных, конституционных  дел и иных подведомственных  правоохранительным органам вопросов; 

8) регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.  Цели рассматриваемого вида деятельности подразделяются на два вида: 

Непосредственные цели: 

1) обеспечение и защита (охрана): 

— нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом  интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений; 

— нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов  местного самоуправления; 

— нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации; 

— общественного строя  Российской Федерации; 

— установленных системы  хозяйства и собственности; 

— порядка управления, государственного и общественного  порядка, порядка деятельности правоохранительных органов; 

2) обеспечение исполнения  актов судебных и других органов,  предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве; 

3) чтобы каждый совершивший  правонарушение был подвергнут  справедливому наказанию и ни  один невиновный не был привлечен  к ответственности; 

Цели, совпадающие с  целью всего государства и  общества, то есть цели более высокого уровня: 

1) укрепление законности  и правопорядка; 

2) предупреждение совершения  преступлений и иных правонарушений; 

3) исправление осужденных; 

4) правовое и нравственное  воспитание граждан в духе  точного и неуклонного исполнения российских законов, бережного отношения к институту собственности, соблюдения дисциплины труда, уважения к правам (свободам), чести и достоинству других лиц. 

Основные направления (виды) правоохранительной деятельности: конституционный контроль, отправление правосудия, прокурорский  надзор, охрана общественного порядка и обеспечение государственной  безопасности, выявление и расследование преступлений, оказание  юридической помощи и защита по уголовным делам, исполнение  судебных решений, правоохранительная деятельность негосударственных организаций и образований. 

 

2 Законодательство о правоохранительных органах в РФ; его классификация.

Правовую основу организации  правоохранительных и правоприменительных  органов составляют НПА и акты органов судебной власти, в которых определяется организация правоохранительных органов. Перечень подобных НПА и актов органов судебной власти чрезвычайно широк, поэтому их классифицируют и систематизируют.

Классификация нормативных  правовых актов по видам источников:

  • Конституция Российской Федерации ( в соотв со ст. 71 в ведении РФ находятся установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти);
  • федеральные конституционные  законы, федеральные законы (в совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся кадры судебных и правоохранительных органов);
  • акты Президента Российской Федерации и  Правительства Российской Федерации,
  • нормативные правовые акты министерств и ведомств.

Классификация нормативных  правовых актов по содержанию:

  • универсальные (комплексные) нормативные акты (Конституция РФ), кодексы (Уголовно-процессуальный, Гражданско-процессуальный, Арбитражный процессуальный, Таможенный  и др.).

Законы и другие правовые источники о судебной власти, правосудии и судах, об органах прокуратуры  и прокурорском надзоре, об органах  обеспечения общественного порядка и органах безопасности. Роль и значение норм международного права и международных договоров Российской Федерации в организации и деятельности ее правоохранительных органов. Постановления Конституционного Суда Российской Федерации, руководящие  разъяснения по вопросам судебной практики Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, ведомственные нормативные акты, их значение для правоохранительной деятельности.

 

  1. Понятие судебной  власти; ее признаки, соотношение с иными ветвями государственной власти.

Проблему рационального  устройства государственной власти и её органов пытаются разрешать, пожалуй, столько времени, сколько существует государство как форма организации общества. Люди, размышлявшие над этой проблемой, уже давно, многие столетия тому назад, заметили, что концентрация государственной власти в чьих-то одних руках неизбежно ведет к отрицательным последствиям. Чем больше такая концентрация, тем выше вероятность произвола и злоупотреблений. Такой опыт и подталкивал к поискам путей преодоления подобных негативных явлений.

Наиболее широкое признание получила и продолжает сохранять его вплоть до настоящего времени идея, в соответствии с которой основные направления (ветви) государственной власти должны разделяться и вверяться "в разные руки". Сторонники данной идеи придерживаются мнения, что государственная власть в целом включает три ветви – законодательную, исполнительную и судебную. Сферы их реализации должны быть чётко разграничены, они не должны быть помехой друг другу. Разделение властей следовало бы основывать прежде всего на их сотрудничестве, которое, однако, сдерживало бы каждую из них, ставило бы в определённые рамки и балансировало.

Съезд народных депутатов  РСФСР одобрил 12 июня 1990 г. Декларацию "О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики", в п. 13 которой чётко сказано: "Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства". Почти два года спустя, 21 апреля 1992 г., эта идея была закреплена на конституционном уровне. В ст. 3 действовавшей тогда Конституции РСФСР говорилось, в частности, что "система государственной власти в Российской Федерации основана на принципах разделения законодательной, исполнительной и судебной властей...". Это положение приобрело несколько иное звучание в Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 г.: "Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны" (ст. 10).

Приведенные положения  дают основание считать, что судебная власть – одно из проявлений государственной  власти в целом. Следовательно, её понятие  производно от общего понятия власти и понятия государственной власти в частности.

Судебная власть - одна из ветвей государственной власти. Субъектом, осуществляющим её, является суд, который обладает присущими только ему возможностями и способностями воздействия на поведение людей, а через это – и на процессы, происходящие в обществе. Поэтому судебную власть можно было бы определить как возможность и способность занимающего особое положение в государственном аппарате органа (суда) воздействовать на поведение людей и социальные процессы. Из этого определения следует, что понятию судебной власти свойственно по крайней мере два компонента: во-первых, данная власть может реализоваться только специально создаваемым государственным учреждением – судом; во-вторых, у этого органа должны быть свои, присущие только ему возможность и способность воздействия. Эти признаки взаимосвязаны и взаимозависимы. Их нельзя изолировать друг от друга или противопоставлять.

За сравнительно непродолжительное  время, прошедшее после принятия ныне действующей Конституции РФ, тенденция более широкого привлечения судов к контролю за действиями и решениями органов, осуществляющих другие ветви государственной власти, дает о себе знать все чаще и ощутимее. Состоялся ряд решений высших судебных инстанций, свидетельствующих о том, что суды и впредь будут проявлять активность в данной сфере и станут делать это в расширяющихся масштабах.

К числу таких решений  можно было бы отнести, к примеру, принятые в 1995–1999 гг. постановления  Конституционного Суда РФ, ориентирующие  на расширение судебного контроля за законностью и обоснованностью решений и действий правоохранительных органов, занимающихся выявлением и расследованием преступлений.

Внёс свой вклад в  признание значимости социальной роли судов и Верховный Суд РФ, принявший  в октябре 1995 г. постановление, в  котором судам даны разъяснения относительно прямого применения Конституции РФ. В этом постановлении внимание судов обращено на то, что действующая Конституция РФ, в отличие от всех своих предшественниц, является актом, который можно и нужно применять непосредственно, особенно тогда, когда тот или иной закон не соответствует ее предписаниям.

Постановления Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ по такого рода принципиальным вопросам способствовали тому, что суды всех уровней стали  активнее пользоваться своими контрольными полномочиями – их решения, дающие авторитетную юридическую оценку конкретным действиям или решениям законодательных (представительных) либо исполнительных органов, стали обычным, повседневным явлением. Уже никого не удивляет, скажем, решение районного судьи, объявляющее незаконным постановление заместителя Генерального прокурора. Не ушли от судебного контроля даже воинские начальники, чья деятельность практически всегда была "запретной зоной", в том числе, разумеется, и для судов.

 

  1. Понятие правосудия и его признаки.

Исключительной функцией, составляющей содержание судебной власти, является правосудие (ст. 118 Конституции  РФ, ФКЗ РФ «О судебной системе РФ»). Под правосудием следует понимать часть судопроизводства, состоящую в осуществлении правоприменительной деятельности судов путем рассмотрения и разрешения гражданских, уголовных и арбитражных дел в судебных заседаниях, регламентированной нормами процессуального законодательства.

Правосудие – осуществление  судом правоприменительной деятельности, основанной на соблюдении демократических принципов и выразившейся в рассмотрении и разрешении гражд. и уголовн. дел в рамках установленного законом процессуального порядка, обеспечивающего возможность применения к правонарушителям гос. принуждения в условиях соблюдения законности, справедливости и обязательности исполнения принимаемых решений.

Признаки правосудия:

  1. Правосудие – часть судопроизводства. Всякое правосудие составляет суть судопроизводства, но не всякое судопроизводство является правосудием. (три вида судопроизводства – гражд, уголовн, арбитраж – с учетом оговорок можно отождествлять с правосудием).
  2. Правосудие осуществляется в процессуальном порядке

Это 2 родовых признака, которые не позволяют разграничить правосудие и судопроизводство. Видовым  признаком, позволяющим это сделать, является цель: рассмотрение и разрешение по существу гражд,уголовн, арбитр. Дел в ходе судебных заседаний.

Информация о работе Правоохранительные органы