Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 06:59, контрольная работа
Правоохранительная направленность. Правоохранительная деятельность направлена на защиту прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов любых субъектов правоотношений, на обеспечение безопасности, законности и правопорядка, а также на борьбу с преступностью.
Признаками (критериями) правоохранительной деятельности являются:
1. Правоохранительная
направленность. Правоохранительная
деятельность направлена на
2. Правоохранительная
деятельность состоит из
3. Правоохранительная
деятельность предусмотрена (
Задачи и цели правоохранительной
деятельности видоизменяются в зависимости
от того, каким субъектом она
1) выявление, предупреждение, пресечение правонарушений, раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
2) осуществление розыска
лиц, скрывающихся от органов
дознания, следствия и суда, уклоняющихся
от уголовного наказания, а
также розыска без вести пропав
3) добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;
4) надзор за процессом правоприменения;
5) правильное применение закона, обеспечение его верховенства;
6) оказание юридической
помощи гражданам и
7) правильное и быстрое
рассмотрение и разрешение
8) регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, оказание осужденным помощи в социальной адаптации. Цели рассматриваемого вида деятельности подразделяются на два вида:
Непосредственные цели:
1) обеспечение и защита (охрана):
— нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений;
— нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов местного самоуправления;
— нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
— общественного строя Российской Федерации;
— установленных системы хозяйства и собственности;
— порядка управления, государственного и общественного порядка, порядка деятельности правоохранительных органов;
2) обеспечение исполнения
актов судебных и других
3) чтобы каждый совершивший
правонарушение был подвергнут
справедливому наказанию и ни
один невиновный не был
Цели, совпадающие с целью всего государства и общества, то есть цели более высокого уровня:
1) укрепление законности и правопорядка;
2) предупреждение совершения
преступлений и иных
3) исправление осужденных;
4) правовое и нравственное
воспитание граждан в духе
точного и неуклонного исполнен
Основные направления (виды) правоохранительной деятельности: конституционный контроль, отправление правосудия, прокурорский надзор, охрана общественного порядка и обеспечение государственной безопасности, выявление и расследование преступлений, оказание юридической помощи и защита по уголовным делам, исполнение судебных решений, правоохранительная деятельность негосударственных организаций и образований.
2 Законодательство о правоохранительных органах в РФ; его классификация.
Правовую основу организации правоохранительных и правоприменительных органов составляют НПА и акты органов судебной власти, в которых определяется организация правоохранительных органов. Перечень подобных НПА и актов органов судебной власти чрезвычайно широк, поэтому их классифицируют и систематизируют.
Классификация нормативных правовых актов по видам источников:
Классификация нормативных правовых актов по содержанию:
Законы и другие правовые источники о судебной власти, правосудии и судах, об органах прокуратуры и прокурорском надзоре, об органах обеспечения общественного порядка и органах безопасности. Роль и значение норм международного права и международных договоров Российской Федерации в организации и деятельности ее правоохранительных органов. Постановления Конституционного Суда Российской Федерации, руководящие разъяснения по вопросам судебной практики Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, ведомственные нормативные акты, их значение для правоохранительной деятельности.
Проблему рационального устройства государственной власти и её органов пытаются разрешать, пожалуй, столько времени, сколько существует государство как форма организации общества. Люди, размышлявшие над этой проблемой, уже давно, многие столетия тому назад, заметили, что концентрация государственной власти в чьих-то одних руках неизбежно ведет к отрицательным последствиям. Чем больше такая концентрация, тем выше вероятность произвола и злоупотреблений. Такой опыт и подталкивал к поискам путей преодоления подобных негативных явлений.
Наиболее широкое признание получила и продолжает сохранять его вплоть до настоящего времени идея, в соответствии с которой основные направления (ветви) государственной власти должны разделяться и вверяться "в разные руки". Сторонники данной идеи придерживаются мнения, что государственная власть в целом включает три ветви – законодательную, исполнительную и судебную. Сферы их реализации должны быть чётко разграничены, они не должны быть помехой друг другу. Разделение властей следовало бы основывать прежде всего на их сотрудничестве, которое, однако, сдерживало бы каждую из них, ставило бы в определённые рамки и балансировало.
Съезд народных депутатов
РСФСР одобрил 12 июня 1990 г. Декларацию
"О государственном
Приведенные положения дают основание считать, что судебная власть – одно из проявлений государственной власти в целом. Следовательно, её понятие производно от общего понятия власти и понятия государственной власти в частности.
Судебная власть - одна из ветвей государственной власти. Субъектом, осуществляющим её, является суд, который обладает присущими только ему возможностями и способностями воздействия на поведение людей, а через это – и на процессы, происходящие в обществе. Поэтому судебную власть можно было бы определить как возможность и способность занимающего особое положение в государственном аппарате органа (суда) воздействовать на поведение людей и социальные процессы. Из этого определения следует, что понятию судебной власти свойственно по крайней мере два компонента: во-первых, данная власть может реализоваться только специально создаваемым государственным учреждением – судом; во-вторых, у этого органа должны быть свои, присущие только ему возможность и способность воздействия. Эти признаки взаимосвязаны и взаимозависимы. Их нельзя изолировать друг от друга или противопоставлять.
За сравнительно непродолжительное время, прошедшее после принятия ныне действующей Конституции РФ, тенденция более широкого привлечения судов к контролю за действиями и решениями органов, осуществляющих другие ветви государственной власти, дает о себе знать все чаще и ощутимее. Состоялся ряд решений высших судебных инстанций, свидетельствующих о том, что суды и впредь будут проявлять активность в данной сфере и станут делать это в расширяющихся масштабах.
К числу таких решений можно было бы отнести, к примеру, принятые в 1995–1999 гг. постановления Конституционного Суда РФ, ориентирующие на расширение судебного контроля за законностью и обоснованностью решений и действий правоохранительных органов, занимающихся выявлением и расследованием преступлений.
Внёс свой вклад в признание значимости социальной роли судов и Верховный Суд РФ, принявший в октябре 1995 г. постановление, в котором судам даны разъяснения относительно прямого применения Конституции РФ. В этом постановлении внимание судов обращено на то, что действующая Конституция РФ, в отличие от всех своих предшественниц, является актом, который можно и нужно применять непосредственно, особенно тогда, когда тот или иной закон не соответствует ее предписаниям.
Постановления Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ по такого рода принципиальным вопросам способствовали тому, что суды всех уровней стали активнее пользоваться своими контрольными полномочиями – их решения, дающие авторитетную юридическую оценку конкретным действиям или решениям законодательных (представительных) либо исполнительных органов, стали обычным, повседневным явлением. Уже никого не удивляет, скажем, решение районного судьи, объявляющее незаконным постановление заместителя Генерального прокурора. Не ушли от судебного контроля даже воинские начальники, чья деятельность практически всегда была "запретной зоной", в том числе, разумеется, и для судов.
Исключительной функцией, составляющей содержание судебной власти, является правосудие (ст. 118 Конституции РФ, ФКЗ РФ «О судебной системе РФ»). Под правосудием следует понимать часть судопроизводства, состоящую в осуществлении правоприменительной деятельности судов путем рассмотрения и разрешения гражданских, уголовных и арбитражных дел в судебных заседаниях, регламентированной нормами процессуального законодательства.
Правосудие – осуществление
судом правоприменительной
Признаки правосудия:
Это 2 родовых признака, которые не позволяют разграничить правосудие и судопроизводство. Видовым признаком, позволяющим это сделать, является цель: рассмотрение и разрешение по существу гражд,уголовн, арбитр. Дел в ходе судебных заседаний.