Правоохранительные органы РФ - основные положения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 21:22, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе предпринята попытка в рамках предмета данной дисциплины дать характеристику правоохранительным органам, судебной власти и правосудия. Настоящая работа представляет собой описание и анализ действующего законодательства Российской Федерации, определяющего статус, функции, сущность, роль, место и принципы правоохранительных органов и организации судебной власти в РФ.

Содержание

Введение
§1.Правоохранительные органы РФ - основные положения
1.1. Понятие, основные черты и задачи правоохранительных органов
1.2. Функции правоохранительных органов
1.3. Основные направления деятельности
§2. Судебная власть
2.1. Понятие правосудия
2.2.Признаки и принципы правосудия
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА НА СДАЧУ, правохранительные органы 2к.4с.2013.docx

— 299.16 Кб (Скачать)

Некоторые одноименные функции  выполняются различными правоохранительными  органами при их разграничении: подведомственности, подследственной или подсудности. Функцию оперативно-розыскной деятельности выполняют органы внутренних дел, органы безопасности, налоговой полиции и др.; функцию расследования при дознании выполняют органы милиции, безопасности, налоговой полиции, пожарной охраны и т.д.; функцию расследования при производстве предварительного следствия выполняют следователи прокуратуры, внутренних дел, безопасности, налоговой полиции; функцию правосудия выполняют суды общей юрисдикции по гражданским и уголовным дедам, военные суды по уголовным делам, а также арбитражные суды.

Функция предупреждения преступлений и иных правонарушений занимает особое место. Среди правоохранительных органов  нет такого, который был бы специально создан для ее реализации. Данную функцию  обязаны выполнять по существу все  без исключения правоохранительные органы. Депо в том, что осуществление  любой другой функции, так или иначе, в конечном счете, служит предупреждению преступлений и иных правонарушений. Но это не исключает, а наоборот, предполагает целенаправленные действия правоохранительных органов для реализации этой функции наряду с той функцией, которая является основной. Такая обязанность прямо записана, например, для органов, осуществляющих функции оперативно-розыскной деятельности, расследования и правосудия.

Выполняемой функцией определяется место правоохранительных органов  в системе органов власти и  управления: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ с системой общих и военных судов, а также Высший Арбитражный Суд РФ и нижестоящие арбитражные суды представляют судебную власть в стране - одну из трех ветвей власти. Это важно подчеркнуть, поскольку в печати и иных средствах массовой информации иногда высказывается мнение о том, что судебная власть - это только Конституционный Суд. Такая трактовка субъектов судебной власти противоречит главе VII Конституции Российской Федерации о судебной власти (ст. 118 и 128).

         Отправление правосудия имеет приоритетное значение среди других функций. Оно состоит в том, что суды при отправлении правосудия являются единственными в государстве органами, которые по всем вопросам, отнесенным к их подведомственности или подсудности, после соответствующих процедур обжалования принимают окончательное решение. Такое высокое и независимое положение судов, которое теперь, по общему правилу, не является пустой декларацией, дало повод для предложений не относить суды к правоохранительным органам. Сторонники такого подхода упускают из вида, по крайней мере, два существенных обстоятельства.

 Во-первых, отнесение того или иного органа к числу правоохранительных органов не означает ни лишения его независимости, ни подчинения другим правоохранительным органам. К примеру, отнесение органов юстиции к правоохранительным органам не должно вести и не ведет к их зависимости от органов внутренних дел и прокуратуры.

Во-вторых, исключение судов  из числа правоохранительных органов  неизбежно приведет к отрицанию  того, что они уполномочены заниматься охраной прав. Это уже совсем лишено логики и прямо противоречит Конституции  РФ. Суд был и остается органом, олицетворяющим судебную власть, которая  в значительно большей мере, чем  другие ветви государственной власти, должна и может охранять право. Принадлежность судов к самостоятельной ветви  государственной власти следовало  бы рассматривать как обстоятельство, в силу которого за ними признается особый статус среди иных органов, стоящих  на страже права. И данное обстоятельство никто не оспаривает.

В то же время нельзя отрицать, что суды, как органы одной из ветвей власти занимают среди правоохранительных органов особое место. Поэтому вряд ли было верно включать председателей  судов в число членов комитетов  по усилению борьбы с преступностью, которые были созданы в 1989г., по решению  Верховного совета СССР в районах, городах, областях (краях), республиках и СССР в целом. Сомнительно также оставление открытым по существу того же вопроса  в ст. 8 Федерального закона РФ “О прокуратуре  Российской Федерации” (председатель суда входит в состав координационного совещания при прокуратуре). По нашему мнению, председатель суда (от районного  до Верховного) может приглашаться на координационные совещания, при прокуроре только в качестве наблюдателя. Решения этого совещания при прокуроре не могут быть обязательны для суда не только по отдельным делам или по отдельным категориям дел, но и по более общим вопросам правовой политики. Для него во всех случаях обязательны только указания закона, который применяется в результате судебного разбирательства.

Каждой функции соответствуют  наиболее целесообразные, выработанные опытом и закрепленные в законе средства и процедуры реализации, которые  предоставляются - в зависимости  от содержания функции - тем или иным правоохранительным органам. Исходя именно из этих положений, была построена правоохранительная система в дореволюционной России; в период тоталитарного режима от нее допускались серьезные, ведущие  к произволу отступления. В то время в МВД были сосредоточены: оперативно-розыскная, дознавательная и следственная функции, в значительной степени - судебная (“особое совещание”, “тройки”, “двойки”) и исполнение уголовных наказаний.

В настоящее время уже  проведены и разрабатываются  меры по разукрупнению ведомств по обеспечению общественного порядка (МВД РФ) и безопасности (бывшее КГБ). Подразделения и службы по обеспечению  безопасности уже рассредоточены в  ряде ведомств. В настоящее время (по данным Министерства юстиции РФ) в стадии интенсивной разработки находится вопрос о передаче мест заключения и исполнения наказаний  из МВД РФ в Минюст РФ. На этот счет были рекомендации ООН, а в связи с принятием России в Совет Европы - и европейского сообщества. Надо отметить, что часть функций по исполнению судебных решений уже находится в системе Минюста РФ.

Следственный аппарат  в настоящее время функционирует  в рамках четырех ведомств - прокуратуры, органов МВД, ФСБ, ФСНП. При наличии  необходимых финансовых, кадровых и  других средств обеспечения, видимо, будет предпринята проработка вопроса  о сосредоточении следственного  аппарата в рамках.

 

 

1.3. Основные направления  деятельности

От функций необходимо отличать основные направления деятельности правоохранительных органов. Эти категории  находятся в разных плоскостях и  взаимно дополняют общую характеристику организации и деятельности правоохранительных органов. Если функции связаны с  задачами, которые решают правоохранительные органы в борьбе с преступлениями и иными правонарушениями, то основные направления определяют цели деятельности правоохранительных органов, которые  вытекают из правовой политики государства.

Прежде чем рассмотреть  эти основные направления, необходимо уяснить, участвуют ли правоохранительные органы в политике, и если участвуют, в чем это участие заключается. Данный вопрос возникает в связи  с тем, что в последние годы много говорится о деполяитизации правоохранительных органов. Во времена тоталитарного режима правоохранительные органы рассматривались в качестве проводника политики коммунистической партии. В связи с ликвидацией однопартийной монополии и утверждением в обществе многопартийности стало очевидно, что правоохранительные органы не могут находиться под влиянием какой-то одной или даже нескольких партий. В последнем случае они просто потеряли бы способность выполнять возложенные на них функции и превратились в арену межпартийных дискуссий или борьбы различных партийных интересов. Поэтому единственно верным выходом оказалась деполитизация правоохранительных органов - они должны служить государству, которое провозглашено всенародно утвержденной Конституцией Российской Федерации, и следовательно, руководствоваться в своей деятельности его правовой политикой как частью социальной политики.

Исходя, из сказанного следует, что правоохранительные органы должны находиться вне политики различных партий и остальных политических групп. Но это вовсе не означает, что они не должны принимать участие в осуществлении правовой политики государства, которая в настоящее время определяется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, другими законами и иными нормативными актами, принятыми в установленном порядке, в целях создания правового государства и гражданского общества в России (перспективная цель), сокращения преступности и всех правонарушений (ближайшая цель) путем:

- принятия новых федеральных  законов, других законов и иных  правовых актов, направленных  против преступности и всех  правонарушений;

- совершенствования системы  и деятельности правоохранительных  органов, обязанных противодействовать  преступности и всем правонарушениям,  с разграничением их полномочий  и компетенции;

- установления принципиальных, исходных положений устройства, организации и деятельности правоохранительных  органов, направленных на сокращение  преступности и всех правонарушений;

- взаимодействия правоохранительных  органов при выполнении возложенных  на них функций;

- определения новых юридических  и научно-технических средств,  методов и приемов противодействия  преступности и всем правонарушениям;

- возложения обязанности  оказывать содействие правоохранительным  органам в борьбе с преступностью  и всеми правонарушениями на  другие государственные органы, государственные, общественные и  частные организации, а также  население с установлением пределов  их участия в этой деятельности;

- развития финансовой  и иной материально-технической  базы для деятельности правоохранительных  органов при противодействии  преступности и всем правонарушениям.

Таковы основные направления  организации и деятельности правоохранительных органов, которые детализируются в  различных системах правовой политики государства (гражданско-правовой, уголовно-правовой, административно-правовой, процессуальной и др.) в переходный от тоталитаризма  к демократии период, к сожалению, воспринятый многими гражданами как обретение неограниченной свободы  действий, включая игнорирование  законов, определяющих рамки законопослушного поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§2. Судебная власть

2.1.Понятие правосудие

Судебная власть – вид  власти. Государственную власть осуществляют соответствующие органы. Власть –  это не только те или иные учреждения, должностные лица, но и те функции, которые им принадлежат, и осуществление  этих функций, их реализация. Смысл  слова “власть” истолковывается  в основном значении как “право, сила и воля над кем-либо, свобода  действий и распоряжений, начальствования”, “право и возможность распоряжаться, повелевать, управлять кем-либо, чем-либо”, “могущество, господство, сила”.

Анализируя понятие “судебная  власть” К.Ф. Гуценко пишет: “Будет ошибкой сведение судебной власти к  суду, как государственному органу… властью является то, что данный орган может и в состоянии сделать. По существу, это полномочия, функция, но не исполнитель”. В.И. Швецов считает, что, “исходя из семантики слова, “власть” следует понимать не как орган или систему органов, ее осуществляющих, а как право, основанную на законе возможность этих органов выполнять определенные действия и само выполнение этих действий”

Судебная власть есть предоставленные  специальным органам государства - судам - полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих  при применении права, и реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного  и арбитражного судопроизводства с  соблюдением процессуальных форм, создающих  гарантию законности и справедливости, принимаемых судами решений. Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их ни совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом.

«Судебная власть – возможность  и способность, занимающего особое положение в государственном  аппарате органа (суда) воздействовать на поведение людей и социальные процессы».[1]

Судебная власть как определенная функция суда обладает рядом основных признаков:

Судебная власть - вид  государственной власти. Она осуществляется государственными органами, выражает государственную волю, ее составляют государственно-властные полномочия. В отличие от других видов власти, реально влияющих на жизнь людей, судебная власть - одна из трех ветвей государственной власти, установленная  Конституцией и другими законами.

Информация о работе Правоохранительные органы РФ - основные положения