Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 06:53, контрольная работа
Прежние обычаи, рассчитанные на полное равенство членов общества и на добровольное соблюдение содержа-щихся в них правил, в новых условиях оказались бессиль-ными. Появилась жизненная необходимость в новых пра-вилах -- регуляторах общественных отношений, которые бы учитывали коренные изменения в обществе и обеспе-чивались бы не только силой общественного воздействия, но и государственным принуждением. Таким регулятором стало право.
Свобода -- способность и возможность сознательно-волевого выбора индивидом своего поведения. Она предполагает определенную независимость человека от внешних условий и обстоятельств. Однако свобода как свойство личности не бывает абсолютной и всегда носит относительный характер, то есть огра-ничивается определенными рамками.
1. Введение. Предпосылки происхождения права
2. Понятие и сущность права
а) право и свобода
б) признаки права
в) сущность права
г) функции права
3. Правовой статус личности
а) понятие, виды
б) принцип и содержание правового статуса личности
в) права и свободы человека и гражданина
4. Конституционные права и свободы человека и гражданина
5. Гарантии прав и свобод личности
6. Заключение
5. Государственная природа.
Правовые нормы всегда устанавливаются или санкционируются государством. Все государственные органы в рамках своей компе-тенции издают нормативные акты. Некоторые государственные органы, например представительные, специализируются именно на реализации нормотворческой функции.
Государство выявляет экономические, политические, социальные притязания отдельных классов, групп, слоев населения, а затем формирует и возводит в закон некую согласованную волю общества. Таким образом, в праве выражается общая, интегрирован-ия воля населения. При этом следует помнить, что право и зако-нодательство -- не тождественные понятия. Правовым является лишь закон, соответствующий демократическим правовым идеям, принципам, ценностям, неотъемлемым правам и свободам человека.
6. Государственная защита. Этот признак вытекает из общеобязательности права и дополняет его. В то время как моральные, корпоративные, обычные, религиозные и иные социальные нормы поддерживаются исключительно общественными санкциями, право охраняется и гарантируется государством. В случае необходимости правопорядок обеспечивается государственным при-нуждением, своеобразным «легализованным насилием». В случае нарушения правовых норм, добровольного неисполнения юриди-ческих обязанностей и запретов применяются государственные
санкции.
Таким образом, государство контролирует соблюдение права ластиками правоотношений, пресекает правонарушения, привлекает нарушителей к юридической ответственности. Особое значение здесь придается судебным органам, разрешающим правовые кон-фликты и гарантирующим каждому защиту его нарушенных прав и свобод.
7. Системность. Право
Право, как и государство, характеризуется двойственной при-родой. Дуализм права проявляется в сочетании классовой и общесоциальной составляющих. С одной стороны, право выражает волю правящей элиты, с другой -- долговременные интересы всего об-щества.
Социальная составляющая. Социальные группировки, находя-щиеся у власти, всегда имеют возможность влиять на процессы правотворчества в собственных, корпоративных целях. Право в руках правящей элиты становится мощным средством форми-рования, реализации и защиты своих узкогрупповых интересов.
Общесоциальная составляющая. В любом государстве право яв-ляется не только узкоклассовым инструментом, но и выражением компромисса между различными социальными группами, прояв-лением так называемой общей воли населения. Общая воля представляет собой не механическое сложение ин-дивидуальных и коллективных воль, а результат согласования интересов различных классов, групп, слоев населения.
В
демократическом обществе право
в большей степени является продуктом
общественного согласия, выражая
общую волю большинства населения
о правомерно-дозволенном
Таким образом, право (как и государство) одновременно вы-полняет и классовые, и общесоциальные функции. Последние выражают интересы всего общества.
Сущность современного права -- объективно обусловленная и нормативно закрепленная общая воля всех членов общества как результат согласования индивидуальных и коллективных интере-сов по коренным, долговременным вопросам жизни общества и государства. [3]
Что касается функций права, то под ними понимают вытека-ющие из его содержания и назначения основные направления правового воздействия на общественные отношения.
Выделяют две главные функции права -- регулятивную и ох-ранительную.
Регулятивная функция направлена на регулирование, упоря-дочение общественных отношений, установление правил пове-дения людей.
Охранительная функция направлена на защиту, охрану наибо-лее важных для жизни общества отношений. При этом право объявляет их неприкосновенными, а нежелательные, чуждые обществу отношения стремится вытеснить, ликвидировать.
Помимо
названных право выполняет
Полное и реальное представление о правах и свободах нельзя получить, не рассматривая их в составе правового статуса личности.
Во-первых,
эта категория носит
Во-вторых,
данная категория отражает индивидуальные
особенности человека и реальное
положение его в системе
В-третьих, права и свободы, составляя основу правового статуса личности, не могут быть реализованы без других его компонентов: без корреспондирующих правам юридических обязанностей, без юридической ответственности в необходимых случаях, без правовых гарантий, без правоспособности и дееспособности как определяющих черт волевого и осознанного поведения человека.
В-четвертых, категория правового статуса позволяет увидеть права, свободы, обязанности личности в целостном, системном виде, дает возможность проводить сравнение статусов, открывает пути дальнейшего их совершенствования.
Правовой статус личности -- это правовое положение человека, отражающее его фактическое состояние во взаимоотношениях с обществом и государством.
Классификация правовых статусов личности в первую очередь проводится по сфере действия и структуре правовых систем. Различают общий (международный), конституционный (базовый), отраслевой, родовой (специальный) и индивидуальный правовые статусы личности.
Общий (международный) правовой статус личности включает в себя помимо внутригосударственных права, свободы, обязанности и гарантии, выработанные международным сообществом и закрепленные в международно-правовых документах. Защита его предусмотрена как внутренним законодательством, так и международным правом. Например, в ст. 15 Конституции РФ предусмотрена возможность применения правил, установленных нормами международного права и международными договорами. А в рамках СНГ действует Комиссия по правам человека, которая согласно Положению о ней от 24 сентября 1993 г. компетентна рассматривать как письменные запросы государств по вопросам нарушения прав человека, так и индивидуальные и коллективные обращения любых лиц, исчерпавших все доступные внутригосударственные средства правовой защиты.
Конституционный (базовый) статус личности объединяет главные права, свободы, обязанности и их гарантии, закрепленные в основном законе страны. Его характерным признаком является стабильность, которая обусловлена особенностями самой человеческой жизни и предполагает установление в обществе нормального правопорядка, предсказуемых и разумных изменений, обеспечивающих сохранение генофонда страны, темпы производства материальных и духовных ценностей, свободное развитие личности. Как любая основа, на которой образуются новые качества, конституционный статус должен обладать устойчивостью, его существование должно длиться до тех пор, пока основные общественные отношения не изменятся в корне и большинстве своем.
Стабильность конституционного статуса личности зависит от того, насколько полно он соответствует фактическим общественным отношениям, и от того, какой порядок принятия, отмены соответствующих норм и внесения в них изменений закреплен в законе. Конституция РФ в ст. 135 содержит некоторые гарантии стабильности статуса, определяя достаточно сложный порядок пересмотра статей гл. 2, содержащих нормы о правах и свободах человека и гражданина.
Отраслевой статус личности состоит из правомочий и других компонентов, опосредованных отдельной или комплексной отраслью правовой системы -- гражданским, трудовым, административным правом и др.
Родовой (специальный) статус личности отражает специфику правового положения отдельных категорий людей, которые могут иметь какие-то дополнительные субъективные права и обязанности: военнослужащих, пенсионеров, инвалидов, работников Крайнего Севера и др.
Индивидуальный статус характеризует
особенности положения
В определении правового статуса личности имеют значе-ние не только закрепленный за человеком фактический объ-ем прав и свобод, но и те начала, на основе которых осуще-ствляется их использование.
Эти начала и составляют принципы правового статуса личности.
Итак, принципы правового статуса личности -- это при-знаваемые и охраняемые правом, государством основные начала, исходя из которых осуществляется использование прав и свобод человека и гражданина, его обязанностей.
В Конституции закреплены следующие принципы право-вого статуса личности, непосредственно связанные с основ-ными, исходными началами утверждаемой в государстве концепции прав человека.
1. Права, свободы и обязанности человека и гражданина реализуются на основе равноправия. Это главный принцип характеризующий правовой статус личности.
Равенство всех перед законом и судом означает, что за-кон, его предписания в равной мере обязательны для всех его адресатов, что суд в равной мере доступен для всех и должен руководствоваться только законом, а не какими-либо посто-ронними соображениями, и не принимать во внимание не предусмотренные законом особенности лица, обращающего-ся за судебной защитой или отвечающего перед судом за свои действия, например недееспособность, состояние в граждан-стве, возраст и пр.
Равенство прав и свобод человека и гражданина означа-ет, что они признаются за всеми людьми в равной мере, не допускается дискриминация в пользовании правами по ка-ким-либо основаниям, зависящим от естественных особенно-стей личности и ее социального статуса. Конституция фик-сирует широкий, причем не закрытый, перечень таких осно-ваний.
Равенство прав и свобод признается независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имуществен-ного и должностного положения, места жительства, отноше-ния к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Равенство прав, свобод и обязанностей человека и граж-данина -- равноправие -- Конституция понимает как равен-ство возможностей, а не как фактическое равенство, кото-рое в жизни недостижимо.
2. Права, свободы и обязанности
человека и гражданина
Этот принцип получает правовое выражение в различных формах -- и как общее начало, которое свойственно всему объему прав и свобод личности, и как конкретные гарантии каждого права и каждой свободы в отдельности.
Как общее начало правового статуса личности указанный принцип закреплен в ряде статей Конституции. Так, в ст. 2 устанавливается в качестве одной из основ конституционно-го строя, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -- обязанность государства. В ст. ст. 17, 19 предусмотрено, что в Российской Федерации призна-ются и гарантируются права и свободы человека и гражда-нина.
Субъектом, который, прежде всего, гарантирует права и свободы, является государство. Статья 80 Конституции закрепляет, что Президент явля-ется гарантом прав и свобод человека и гражданина. Феде-ральное Собрание осуществляет защиту прав и свобод, за-крепление их гарантий посредством законодательной деятельности. [7]
Главная задача государства состоит
в фор-мулировании, обеспечении и
защите прав и свобод человека. Только
такое государство может
Признаки прав человека:
1. Всеобщий характер. Универсальность прав человека опреде-ляется тем, что они принадлежат каждому индивиду независимо от каких-либо индивидуальных особенностей.
2. Естественный характер. Эти права не даруются человеку Богом, государством, традицией или кем-то еще, а принадлежат каждому от рождения уже в силу самой принадлежности индивида к роду человеческому. Существование прав человека не зависит от допущения или признания их со стороны какой-либо власти: они первоначальны, а не производны. «Основные права и свободы принадлежат каж-дому по безусловному естественному основанию (в силу природ-ного факта рождения), а не в зависимости от диктуемых государ-ством условий, не по усмотрению, воле и решению властей». [8]
3. Наднациональный характер. Признание, соблюдение и защита прав человека сегодня не являются исключительно внутренним делом государства. Права человека -- объект международно-правовой защиты. Каждое современное государство должно придерживаться международных стандартов в области прав человека. Мировое сообщество контролирует соблюдение государствами прав человека и жестко реагирует на их нарушения.
4. Неотчуждаемый характер. Поскольку государство не даровало
индивиду права человека, оно не вправе
и лишать кого-либо этих прав. Но государство
вправе ограничить некоторые права человека.
Для защиты общего блага, в интересах государства
или третьих лиц. Так, налогообложение
есть законное ограничение права собствен-ности.
Свобода передвижения может ограничиваться
в пограничной полосе, военных городках, на территории
особо охраняемых объек-тов, закрытых
административно-