Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 06:53, контрольная работа
Прежние обычаи, рассчитанные на полное равенство членов общества и на добровольное соблюдение содержа-щихся в них правил, в новых условиях оказались бессиль-ными. Появилась жизненная необходимость в новых пра-вилах -- регуляторах общественных отношений, которые бы учитывали коренные изменения в обществе и обеспе-чивались бы не только силой общественного воздействия, но и государственным принуждением. Таким регулятором стало право.
Свобода -- способность и возможность сознательно-волевого выбора индивидом своего поведения. Она предполагает определенную независимость человека от внешних условий и обстоятельств. Однако свобода как свойство личности не бывает абсолютной и всегда носит относительный характер, то есть огра-ничивается определенными рамками.
1. Введение. Предпосылки происхождения права
2. Понятие и сущность права
а) право и свобода
б) признаки права
в) сущность права
г) функции права
3. Правовой статус личности
а) понятие, виды
б) принцип и содержание правового статуса личности
в) права и свободы человека и гражданина
4. Конституционные права и свободы человека и гражданина
5. Гарантии прав и свобод личности
6. Заключение
«Право как мера свободы личности»
Москва
2002 г.
ПЛАН КУРСОВОЙ РАБОТЫ
1. Введение. Предпосылки происхождения права
2. Понятие и сущность права
а) право и свобода
б) признаки права
в) сущность права
г) функции права
3. Правовой статус личности
а) понятие, виды
б) принцип и содержание правового статуса личности
в) права и свободы человека и гражданина
4. Конституционные права и
5. Гарантии прав и свобод
6. Заключение
Существует много теорий, где право определяется в соответствии с их собственными посылками и обоснованиями. Однако мы будем исходить из того, что право есть совокупность норм, направленных на регулирование общественной и индивидуальной деятельности людей. [1]
Право уже на этапе своего возникновения выполняет и функцию оформления (обеспечения, обоснования) государственно-го, классового насилия, принуждения, приобретая подчас весьма произвольные формы создания и осуществления. Безусловно, юри-дически оформляются функция насилия - такова реальность пра-вового бытия. Однако эта функция не характеризует основное соци-альное значение и назначение права, она возникает спорадически в определенных, как правило, экстремальных, внешних и внутренних условиях жизни общества. Ее проявление и появление, результат ненормального взаимоотношения правовой системы и государ-ственной власти, результат действия не только объективных, но и субъективных факторов. [2]
Изучение процесса происхождения права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический интерес. Оно позволяет глубже понять социальную природу права, его осо-бенности и черты; дает возможность проанализировать причины и условия его возникновения и развития, четче определить все свойственные ему функции -- основные направления его деятельности, точнее установить его место и роль в жизни общества, его политической системе.
Среди теоретиков права никогда не было раньше и в настоящее время нет единства взглядов на происхождение государства и права.
Еще в Древнем Египте, Вавилоне и Иудее выдвигались идеи божественного проис-хождения государства и права. На рубеже XII -- XIII веков в Запад-ной Европе развивается, например, теория "двух мечей". Она исходит из того, что основатели церкви имели два меча. Один они вложили в ножны и оставили при себе. Ибо не пристало церкви самой использовать меч. А вто-рой -- они вручили государям для того, чтобы те могли вершить земные дела. Государь, по мнению богословов, наделяется церковью правом повелевать людьми и являет-ся слугой церкви. Примерно в тот же период появляется и развивается учение широко известного в просвещенном мире ученого-богослова Фомы Аквинского (1226 -- 1274). Он утверждал, что процесс возникновения и развития государства и права аналогичен процессу сотворения Богом мира. Сам "боже-ственный разум", согласно учению Ф. Аквинского, управ-ляет всем миром, лежит в основе всей природы, общества, мирового порядка, каждого отдельного государства.
Как показывает исторический опыт, главные
причины возникновения и
Научные исследования и выводы свидетельствуют
о том, что государственная
Известные во всемирной истории крупнейшие разделе-ния труда, связанные с отделением скотоводства от зем-леделия, ремесла от земледелия и с появлением торговли и обмена, привели к быстрому росту производительных сил, к способности человека производить больше средств к существованию, чем это было нужно для поддержания его жизни. Становится экономически выгодным исполь-зовать чужой труд. Военнопленных, которых раньше уби-вали или принимали на равных в свой род, стали превра-щать в рабов, заставляли работать на себя. Производимый ими остаточный (сверх необходимого для прокормления) продукт присваивали.
В обществе сначала наметилось, а затем по мере разде-ления труда быстро усилилось имущественное расслоение. Появились богатые и бедные. Чтобы получить достаточно продукта, стал широко использоваться не только труд военнопленных, но и труд своих сородичей. Общество постепенно, в течение многих тысячелетий, расслаивалось на различные, со своими собственными интересами и своим собственным, далеко не одинаковым статусом, ус-тойчивые группы, классы, социальные прослойки.
Пока не было имущественного разделения
населения и социального
Прежние обычаи, рассчитанные на полное равенство членов общества и на добровольное соблюдение содержа-щихся в них правил, в новых условиях оказались бессиль-ными. Появилась жизненная необходимость в новых пра-вилах -- регуляторах общественных отношений, которые бы учитывали коренные изменения в обществе и обеспе-чивались бы не только силой общественного воздействия, но и государственным принуждением. Таким регулятором стало право. [10]
Свобода -- способность и возможность сознательно-волевого выбора индивидом своего поведения. Она предполагает определенную независимость человека от внешних условий и обстоятельств. Однако свобода как свойство личности не бывает абсолютной и всегда носит относительный характер, то есть огра-ничивается определенными рамками.
Две группы факторов, ограничивающих свободу индивида:
1. Природно-биологические, обусловленные биологической при-родой человека: необходимость есть, пить, дышать, спать, отправ-лять естественные потребности и т. п.
2. Социальные, обусловленные социальной
природой человека. Это прежде
всего правила общего
С позиции правоведения человек свободен, но в определенных правовых рамках. «Являясь организующим началом общественной жизни, право не может выполнять этой функции иначе, как при помощи установления известных обязанностей и границ для част-ного произвола» (П. Новгородцев). Правовые нормы определяют границы индивидуальной свободы.
Право -- официальная мера сво-боды, устанавливаемая государством для отдельных индивидов, социальных объединений, общества в целом.
Право -- это всегда ограничение свободы личности. Нужно ли ограничивать индивидуальную свободу, представ-ляющую безусловную ценность как для самого индивида, так и для общества в целом? А может предоставить каждому лицу возмож-ность действовать исключительно по своему усмотрению, без каких-либо ограничений?
Право ограничивает свободу человека, чтобы эту свободу сохранить (защитить, гарантировать). Представим, что право перестало существовать, законы отсутствуют, все абсолютно сво-бодны. Очевидно, это приведет к анархии, хаосу, формированию «законов джунглей» и в конце концов -- к распаду, гибели об-щества. Индивидуальная мера свободы человека, его интересы, потребности, права и свободы должны ограничиваться правами, интересами других лиц, выполнением определенных обязанностей перед обществом. Таким образом, право одновременно и ограни-чивает, и защищает свободу личности. Право охраняет права и свободы человека от посягательств любых третьих лиц, включая государство. «Право есть взаимное принуждение, охраняющее общую сво-боду» (И. Кант).
Итак, государство с помощью
права в интересах как
Право -- это система установленных или санкционирован-ных государством, общеобязательных, формально-определенных правил общего характера (норм), обеспеченных государственной защитой.
Признаки права:
1. Нормативность. Исходящие от
государства властные предпи-
Правовые нормы регулируют не какой-то отдельный случай, а широкий круг однородных обстоятельств, общественных отно-шений, распространяя свое регулирующее действие на все случаи данного рода. Норма права показывает, как следует себя вести в той или иной нормативно описанной ситуации, какое поведение является правомерным, что можно, нужно или нельзя делать в определенном, урегулированном правом социальном взаимодействии. Таким образом, в отличие от индивидуально-правовых предписаний нормы являются всеобщими моделями правомерного поведения лица.
Адресатами нормативных правил выступают не конкретные перечисленные поименно субъекты, а однородные категории лиц: военнослужащие, пенсионеры, иностранцы, обвиняемые и потерпевшие, акционерные общества, органы местного самоуправления и т. п. Таким образом, право регулирует поведение персонально неопределенного круга лиц, действует непрерывно (постоянно, вплоть до отмены или изменения соответствующей правовой нормы. При этом действие нормы носит не одноразовый характер; она не теряет силу после однократной реализации, продолжая регулировать поведение лиц, оказавшихся в сфере ее действия.
2. Общеобязательность. Не правовые
социальные нормы носят
Императивность, обязательность права
не зависит от усмотрения или согласия
отдельных лиц подчиняться
Общеобязательность права
3. Формализованностъ. Для права характерна документальная фиксация правовых норм в определенных источниках, принятых по установленной процедуре. Правые нормы официально закреп-ляются в законах, указах, постановлениях и других юридических формах, содержащих обязательные реквизиты (наименование, нумерация, дата, подпись уполномоченного лица и т. п.). Издревле правовые предписания выбивались на стенах храмов, на гранит-ных столбах, многократно зачитывались на площадях.
Нормы права -- это не просто идеи, мысли, намерения, формы общественного сознания; они всегда внешне выражены (объекти-вированы) и зафиксированы материально. При этом нормы не просто объективируются вовне, они должны быть приняты на основании определенной процедуры, утверждены и подписаны компетентными должностными лицами, опубликованы. Таким образом, право излагается в определенной форме, нарушать кото-рую недопустимо. Принятие источников права осуществляется путем официально установленных и строго обязательных процедур (правотворческий процесс). Процедурным (процессуальным) аспек-там в правоведении придается огромное значение.
Неопубликованный закон
4. Определенность. Правовые нормы
отличает особый юриди-ческий
язык, особая юридическая техника.
Речь, прежде всего, идет о четкости,
ясности, недвусмысленности
Кроме того, язык закона должен быть общедоступен для вос-приятия, понятен каждому, рассчитан не на узкого специалиста, а на «среднего» американца, немца, россиянина.
Точность, конкретность, однозначность нормы обеспечивает правовую унификацию, то есть единообразное понимание и при-менение права всеми участниками правоотношений. Неопреде-ленность содержания правовой нормы, напротив, допускает воз-можность неограниченного усмотрения в процессе реализации права, что приводит к разногласиям, произволу, правовым конф-ликтам. «Если каждый отдельный человек должен подчиняться праву, если он должен приспособлять свое поведение к его требо-ваниям, то очевидно, что первым условием упорядоченной жизни является определенность этих требований. Всякая неясность про-тиворечит самому понятию правопорядка и ставит человека в весьма затруднительное положение: неизвестно, что исполнять и к чему приспособляться ... Индивид, поставленный лицом к лицу с об-ществом, государством, имеет право требовать, чтобы ему было этим последним точно указано, чего от него хотят, и какие рамки ему ставят». [4]