Право как мера свободы и ответственности личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2011 в 16:42, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования являются права, свободы и ответственность личности, как реальные возможности человека в системе общественных отношений.

В соответствии с разработанной программой нами были поставлены и решены следующие задачи:

- изучение понятия и значения права и свободы личности;

- изучение прав и свобод человека;

- дать характеристику целям и функциям юридической ответственности;

- изучение элементов права и свободы личности;

- изучение гарантий конституционных прав и свобод, а так же функции правоохранительных органов;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..2

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА……………………………………….....4

1.1. Понятие и содержание прав человека…………………………………………….4

1.2. Связь понятия права человека с основными категориями права……………….4

1.3. Право и правовой статус личности………………………………………………. 5

1.4. Связь понятий свободы личности и права………………………………………..5

1.5 Права и свободы………………………………………………………………….…6

ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ……….…...…..9

2.1 Понятие юридической ответственности…………………………………………..9

2.2 Цели и функции юридической ответственности…………………………..….….11

2.3 Основания юридической ответственности……………………………………….12

2.4 Юридическая ответственность и государственное принуждение………...…….13

2.5 Виды юридической ответственности………………………………………….….15

ГЛАВА 3. ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВ И СВОБОД…………………………………………………16

3.1. Гарантии конституционных прав и свобод………………………………………16

3.2. Функции правоохранительных органов………………………………………….18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...……….21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...….23

Работа содержит 1 файл

ИРС-12.doc

— 194.50 Кб (Скачать)

  Как и все органы государства, правоохранительный орган наделен государственно-властными полномочиями, собственной компетенцией, обладает организационной самостоятельностью, которая предусмотрена законом. Однако его характерная особенность состоит в том, что правоохранительная деятельность в общем объеме деятельности данного органа является доминирующей (преобладающей).

К особенностям деятельности правоохранительных органов  относится и то, что они, находясь в системе и выполняя каждый свои задачи, взаимодействуют друг с другом. В частности, такая закономерность просматривается во взаимодействии судебных и следственных органов.

   Суд - самостоятельный орган судебной власти, в то время как органы предварительного следствия -- часть другого правоохранительного органа (органа внутренних дел, прокуратуры и др.). Правосудие и предварительное следствие по всем основаниям могут рассматриваться как две взаимодействующие системы. Более того, предварительное следствие - это подсистема в системе уголовного судопроизводства.

   В правоохранительной деятельности существенную роль играют негосударственные правоохранительные организации (адвокатура, нотариусы, занимающиеся частной практикой, частные охранные и детективные структуры).

  Строго говоря, суд правоохранительным органом не является. Полномочия судебных органов по осуществлению правосудия - это более широкое понятие, которое значительно выходит за пределы правоохранительной деятельности. 

  Таким образом, к правоохранительным органам следует отнести:

 

- органы прокуратуры,

- органы Министерства внутренних дел РФ,

- Федеральную службу безопасности РФ,

- органы Федеральной таможенной службы,

- органы Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России), а также некоторые органы Министерства юстиции..

                                                                                                                                                                        

                                                                                                                                                       19

  В то же время деятельность этих органов в современном демократическом государстве невозможна без суда и негосударственных организаций обеспечения правоохраны (адвокатуры, юридических фирм и юрисконсультов, осуществляющих свою деятельность в экономической сфере, нотариата, в том числе и нотариусов, занимающихся частной практикой, частных охранных и детективных структур).

  При этом необходимо подчеркнуть, что собственно правоохранительными среди них являются только органы прокуратуры, внутренних дел (милиция и органы предварительного следствия). Часть из них являются специальными службами, призванными защищать непосредственно государственные интересы (политические, экономические и др.). Это правоохранительные органы "узкой компетенции".     

  Правоохранительная функция в их деятельности является второстепенной, к их числу можно отнести органы федеральной службы безопасности и органы ФСКН России (например, в деятельности органов федеральной службы безопасности основной является контрразведывательная функция, а органы ФСКН России призваны контролировать прежде всего легальный оборот наркотических средств).

 

  Отличие "собственно правоохранительных органов" от специальных служб и контролирующих органов обусловлено различиями в целях их деятельности. Если для первых защита прав и свобод граждан от противоправных посягательств является основным, непосредственным видом деятельности, то для органов второй и третьей групп она носит опосредованный (производный) или второстепенный характер. Однако с правоохранительными органами их объединяет наличие сходных подразделений и способов деятельности. Все они являются органами предварительного расследования, а также имеют в своем составе оперативные подразделения. Выявление противоправных деяний (преступлений и правонарушений) осуществляется ими с помощью производства оперативно-розыскных мероприятий и процессуальных действий.

  Подытоживая сказанное, можно сделать вывод о том, что взаимодействие правоохранительных органов, т. е. согласованная по целям и задачам деятельность как правоохранительных органов, так и отдельных их частей, невозможно без наличия единой системы правоохранительных органов. Под ней принято понимать совокупность взаимосвязанных государственных органов, создаваемых для охраны прав и свобод от противоправных посягательств путем применения соответствующих мер юридического воздействия. 

  Таким образом, правоохранительные органы - это государственные органы (а в ряде случаев и негосударственные структуры), которые осуществляют специализированную правоохранительную деятельность в целях защиты прав и свобод граждан, общественных и государственных институтов от противоправных посягательств. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                                                       20 

                                                        Заключение 

  Права человека являются универсальными моральными категориями, они - неотъемлемая составная часть отношений человека с государством. Подчеркнем в заключении три важнейших аспекта прав человека:

1. ограничительные  рамки для любой власти по  отношению к индивидууму;

2. автономная  сфера жизни каждого человека, в которую никакая сила не  может вторгаться;

3. возможность  для каждого сделать серьезное  заявление против государства  с целью защиты своих прав.

  Наиболее четкое понимание правового статуса человека и гражданина было сформулировано в Американской Декларации 1776 г., где сказано, что: "... все люди сотворены равными, и все они одарены своим создателем равными неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежит жизнь, свобода и стремление к счастью". Однако признание обществом правового статуса человека и гражданина предполагало не только некий общественный договор, который призывал людей уважать личность, но и создание правовой системы, защищающей человека от произвола властей.  

   История человечества показала, что права и свободы человека не могут быть ограничены узко национальными рамками, поскольку все крупнейшие мировые события, независимо от территориальных, идеологических или иных барьеров, накладывают на нее свой отпечаток.

  

  Права человека, принадлежа к комплексу моральных прав, отличаются, однако, от других моральных прав по ряду признаков. Так, некоторые моральные права могут принадлежать индивидууму в связи с его определенным местом или положением в обществе. Права человека, наоборот, являются универсальными: они принадлежат всем людям, в любых ситуациях, независимо от социального статуса. Тогда как некоторые другие моральные права могут приобретаться, права человека присущи ему от рождения, т. е. принадлежат каждому человеку как таковому, и каждый появляется на свет, уже обладая этими правами. Права человека неотъемлемы, что означает невозможность лишить их кого-либо, как и невозможность добровольного отказа от этих прав. Другие же моральные права могут быть добровольно ограничены, отданы или даже ликвидированы самим индивидуумом.

 

   Юридическая ответственность, будучи составной частью правовой системы, выполняет   в ней важные функции. Она является тем юридическим средством, которое локализует, блокирует противоправное поведение в правовой сфере.

В широком значении ответственность трактуется как  отношение лица к обществу и государству, к другим лицам с точки зрения выполнением гражданином своих  обязанностей по отношению к обществу, государству и другим лицам. В  узком, или специально-юридическом значении юридическая ответственность интерпретируется как реакция государства на совершенное правонарушение. 

  Резюмируя изложенное, можно сформулировать следующие выводы:

1)         Юридическая ответственность есть  разновидность обязанностей наступающей при наличии определенных деяний или их результатов отрицательно оцениваемых законодателем и очерченных в нормах права.

2)         Обязанность выступает как мера  определенных неблагоприятных для  субъекта лишений, ограничений  личного и имущественного характера. 

                                                                                                                                                       21

3)         Момент воплощения потенциальной  ответственности в ответственность  конкретного субъекта законодатель определяет по разному. В ряде случаев в целях правовой безопасности, охраны свобод граждан момент наступления ответственности он связывает не только с самим правонарушением, но и предварительным разбирательством и вынесением компетентным органом правоприменительного акта.

4)         Ответственность реализуется в  действиях субъектов, на которых   она возложена (отбывание наказания,  возмещение ущерба и т.д.) class=GramE>. реальность указанных действий обеспечивается государственным принуждением, которое зачастую находит выражение в совокупности предприятий специальных органов, деятельность которых регламентирована правом.

5)         Ответственность – элемент правоохранительных  отношений, возникающих на основе  норм права, определяющих фактическое основание и меру ответственности. 

  Завершая  изучение права и свободы личности  можно сделать вывод, что в  целом конституционное регулирование  прав и свобод личности в  Российской Федерации соответствует  современным мировым стандартам. Однако при этом следует помнить,  что провозглашение тех или иных (пусть самых демократических) прав и свобод в конституции в наших российских условиях, является лишь планом будущего строительства.

  Целью данной  работы было исследование права  и свободы личности, как реальных  возможностей человека в системе  общественных отношений. В процессе работы цель была достигнута путем решения следующих задач:

- было изучено  понятие и значение права и  свободы личности;

- было определено  значение права и свободы личности  для гражданина государства;

- выработана  позиция статуса права и свободы личности в правовом государстве (на примере Российской Федерации). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                                                       22

                               Список использованной литературы 

  1. Законодательные матерьялы
 

      Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) [Текст]- от 30.12.2001

      

      Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК РФ) [Текст]- от 18.12.2001

    

       Гражданский кодекс Российской Федерации. [Текст]- М.,1996

           

      Конституция Российской Федерации [Текст]- от 12.12.1993 
 

  1. Книга
 

Акопов А.А. Ответственность  за нарушение специальных правил поведения. [Текст]: учебное пособие  Акопов А.А. М., 1999. -248 с. 

      Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. [Текст]: учебное пособие / С.С. Алексеев М.: издательство Норма, 2001. -108-124 с. 

      Барбин В.В. Конституционно-правовые основания ограничений основных прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел. [Текст]: учеб. Пособие/ Барбин В.В. /2004.- 56 с. 

     Барбин В.В. [Текст]: учеб. Пособие М.: Акад. Упр. МВД России 2005.-198, 246, 307 с. 

Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России[Текст]: учеб. пособие. - М.: Изд. МГУ/ Воеводин Л.Д. , Инфра-М - Норма, 1997. 38-49 с. 

      Горбаток И.А. Юридическая ответственность: нравственные и правовые аспекты // Юридическая ответственность: проблемы теории и практики[Текст]: Сб. научн, тр./ Горбаток И.А М -2002 -233 с.

Информация о работе Право как мера свободы и ответственности личности