Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2011 в 16:42, курсовая работа
Целью нашего исследования являются права, свободы и ответственность личности, как реальные возможности человека в системе общественных отношений.
В соответствии с разработанной программой нами были поставлены и решены следующие задачи:
- изучение понятия и значения права и свободы личности;
- изучение прав и свобод человека;
- дать характеристику целям и функциям юридической ответственности;
- изучение элементов права и свободы личности;
- изучение гарантий конституционных прав и свобод, а так же функции правоохранительных органов;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..2
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА……………………………………….....4
1.1. Понятие и содержание прав человека…………………………………………….4
1.2. Связь понятия права человека с основными категориями права……………….4
1.3. Право и правовой статус личности………………………………………………. 5
1.4. Связь понятий свободы личности и права………………………………………..5
1.5 Права и свободы………………………………………………………………….…6
ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ……….…...…..9
2.1 Понятие юридической ответственности…………………………………………..9
2.2 Цели и функции юридической ответственности…………………………..….….11
2.3 Основания юридической ответственности……………………………………….12
2.4 Юридическая ответственность и государственное принуждение………...…….13
2.5 Виды юридической ответственности………………………………………….….15
ГЛАВА 3. ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВ И СВОБОД…………………………………………………16
3.1. Гарантии конституционных прав и свобод………………………………………16
3.2. Функции правоохранительных органов………………………………………….18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...……….21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...….23
Как и все органы государства, правоохранительный орган наделен государственно-властными полномочиями, собственной компетенцией, обладает организационной самостоятельностью, которая предусмотрена законом. Однако его характерная особенность состоит в том, что правоохранительная деятельность в общем объеме деятельности данного органа является доминирующей (преобладающей).
К особенностям деятельности правоохранительных органов относится и то, что они, находясь в системе и выполняя каждый свои задачи, взаимодействуют друг с другом. В частности, такая закономерность просматривается во взаимодействии судебных и следственных органов.
Суд - самостоятельный орган судебной власти, в то время как органы предварительного следствия -- часть другого правоохранительного органа (органа внутренних дел, прокуратуры и др.). Правосудие и предварительное следствие по всем основаниям могут рассматриваться как две взаимодействующие системы. Более того, предварительное следствие - это подсистема в системе уголовного судопроизводства.
В правоохранительной деятельности существенную роль играют негосударственные правоохранительные организации (адвокатура, нотариусы, занимающиеся частной практикой, частные охранные и детективные структуры).
Строго говоря,
суд правоохранительным органом не является.
Полномочия судебных органов по осуществлению
правосудия - это более широкое понятие,
которое значительно выходит за пределы
правоохранительной деятельности.
Таким образом, к правоохранительным органам следует отнести:
- органы прокуратуры,
- органы Министерства внутренних дел РФ,
- Федеральную службу безопасности РФ,
- органы Федеральной таможенной службы,
- органы Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России), а также некоторые органы Министерства юстиции..
В то же время деятельность этих органов в современном демократическом государстве невозможна без суда и негосударственных организаций обеспечения правоохраны (адвокатуры, юридических фирм и юрисконсультов, осуществляющих свою деятельность в экономической сфере, нотариата, в том числе и нотариусов, занимающихся частной практикой, частных охранных и детективных структур).
При этом необходимо
подчеркнуть, что собственно правоохранительными
среди них являются только органы прокуратуры,
внутренних дел (милиция и органы предварительного
следствия). Часть из них являются специальными
службами, призванными защищать непосредственно
государственные интересы (политические,
экономические и др.). Это правоохранительные
органы "узкой компетенции".
Правоохранительная функция в их деятельности является второстепенной, к их числу можно отнести органы федеральной службы безопасности и органы ФСКН России (например, в деятельности органов федеральной службы безопасности основной является контрразведывательная функция, а органы ФСКН России призваны контролировать прежде всего легальный оборот наркотических средств).
Отличие "собственно правоохранительных органов" от специальных служб и контролирующих органов обусловлено различиями в целях их деятельности. Если для первых защита прав и свобод граждан от противоправных посягательств является основным, непосредственным видом деятельности, то для органов второй и третьей групп она носит опосредованный (производный) или второстепенный характер. Однако с правоохранительными органами их объединяет наличие сходных подразделений и способов деятельности. Все они являются органами предварительного расследования, а также имеют в своем составе оперативные подразделения. Выявление противоправных деяний (преступлений и правонарушений) осуществляется ими с помощью производства оперативно-розыскных мероприятий и процессуальных действий.
Подытоживая
сказанное, можно сделать вывод о том,
что взаимодействие правоохранительных
органов, т. е. согласованная по целям и
задачам деятельность как правоохранительных
органов, так и отдельных их частей, невозможно
без наличия единой системы правоохранительных
органов. Под ней принято понимать совокупность
взаимосвязанных государственных органов,
создаваемых для охраны прав и свобод
от противоправных посягательств путем
применения соответствующих мер юридического
воздействия.
Таким образом,
правоохранительные органы - это государственные
органы (а в ряде случаев и негосударственные
структуры), которые осуществляют специализированную
правоохранительную деятельность в целях
защиты прав и свобод граждан, общественных
и государственных институтов от противоправных
посягательств.
Права человека являются универсальными моральными категориями, они - неотъемлемая составная часть отношений человека с государством. Подчеркнем в заключении три важнейших аспекта прав человека:
1. ограничительные рамки для любой власти по отношению к индивидууму;
2. автономная сфера жизни каждого человека, в которую никакая сила не может вторгаться;
3. возможность для каждого сделать серьезное заявление против государства с целью защиты своих прав.
Наиболее четкое
понимание правового статуса человека
и гражданина было сформулировано в Американской
Декларации 1776 г., где сказано, что: "...
все люди сотворены равными, и все они
одарены своим создателем равными неотчуждаемыми
правами, к числу которых принадлежит
жизнь, свобода и стремление к счастью".
Однако признание обществом правового
статуса человека и гражданина предполагало
не только некий общественный договор,
который призывал людей уважать личность,
но и создание правовой системы, защищающей
человека от произвола властей.
История человечества показала, что права и свободы человека не могут быть ограничены узко национальными рамками, поскольку все крупнейшие мировые события, независимо от территориальных, идеологических или иных барьеров, накладывают на нее свой отпечаток.
Права человека, принадлежа к комплексу моральных прав, отличаются, однако, от других моральных прав по ряду признаков. Так, некоторые моральные права могут принадлежать индивидууму в связи с его определенным местом или положением в обществе. Права человека, наоборот, являются универсальными: они принадлежат всем людям, в любых ситуациях, независимо от социального статуса. Тогда как некоторые другие моральные права могут приобретаться, права человека присущи ему от рождения, т. е. принадлежат каждому человеку как таковому, и каждый появляется на свет, уже обладая этими правами. Права человека неотъемлемы, что означает невозможность лишить их кого-либо, как и невозможность добровольного отказа от этих прав. Другие же моральные права могут быть добровольно ограничены, отданы или даже ликвидированы самим индивидуумом.
Юридическая ответственность, будучи составной частью правовой системы, выполняет в ней важные функции. Она является тем юридическим средством, которое локализует, блокирует противоправное поведение в правовой сфере.
В широком значении
ответственность трактуется как
отношение лица к обществу и государству,
к другим лицам с точки зрения
выполнением гражданином своих
обязанностей по отношению к обществу,
государству и другим лицам. В
узком, или специально-юридическом
значении юридическая ответственность
интерпретируется как реакция государства
на совершенное правонарушение.
Резюмируя изложенное, можно сформулировать следующие выводы:
1)
Юридическая ответственность
2)
Обязанность выступает как
3)
Момент воплощения
4)
Ответственность реализуется в
действиях субъектов, на
5)
Ответственность – элемент
Завершая
изучение права и свободы
Целью данной
работы было исследование
- было изучено понятие и значение права и свободы личности;
- было определено
значение права и свободы
- выработана
позиция статуса права и свободы личности
в правовом государстве (на примере Российской
Федерации).
Список использованной
литературы
Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) [Текст]- от 30.12.2001
Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК РФ) [Текст]- от 18.12.2001
Гражданский кодекс Российской Федерации. [Текст]- М.,1996
Конституция Российской Федерации [Текст]-
от 12.12.1993
Акопов А.А. Ответственность
за нарушение специальных правил
поведения. [Текст]: учебное пособие
Акопов А.А. М., 1999. -248 с.
Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски
и решения. [Текст]: учебное пособие / С.С.
Алексеев М.: издательство Норма, 2001. -108-124
с.
Барбин В.В. Конституционно-правовые основания
ограничений основных прав и свобод человека
и гражданина в деятельности органов внутренних
дел. [Текст]: учеб. Пособие/ Барбин В.В.
/2004.- 56 с.
Барбин
В.В. [Текст]: учеб. Пособие М.: Акад. Упр.
МВД России 2005.-198, 246, 307 с.
Воеводин Л.Д.
Юридический статус личности в России[Текст]:
учеб. пособие. - М.: Изд. МГУ/ Воеводин Л.Д.
, Инфра-М - Норма, 1997. 38-49 с.
Горбаток И.А. Юридическая ответственность: нравственные и правовые аспекты // Юридическая ответственность: проблемы теории и практики[Текст]: Сб. научн, тр./ Горбаток И.А М -2002 -233 с.
Информация о работе Право как мера свободы и ответственности личности