Право как мера свободы и ответственности личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2011 в 16:42, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования являются права, свободы и ответственность личности, как реальные возможности человека в системе общественных отношений.

В соответствии с разработанной программой нами были поставлены и решены следующие задачи:

- изучение понятия и значения права и свободы личности;

- изучение прав и свобод человека;

- дать характеристику целям и функциям юридической ответственности;

- изучение элементов права и свободы личности;

- изучение гарантий конституционных прав и свобод, а так же функции правоохранительных органов;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..2

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА……………………………………….....4

1.1. Понятие и содержание прав человека…………………………………………….4

1.2. Связь понятия права человека с основными категориями права……………….4

1.3. Право и правовой статус личности………………………………………………. 5

1.4. Связь понятий свободы личности и права………………………………………..5

1.5 Права и свободы………………………………………………………………….…6

ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ……….…...…..9

2.1 Понятие юридической ответственности…………………………………………..9

2.2 Цели и функции юридической ответственности…………………………..….….11

2.3 Основания юридической ответственности……………………………………….12

2.4 Юридическая ответственность и государственное принуждение………...…….13

2.5 Виды юридической ответственности………………………………………….….15

ГЛАВА 3. ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВ И СВОБОД…………………………………………………16

3.1. Гарантии конституционных прав и свобод………………………………………16

3.2. Функции правоохранительных органов………………………………………….18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...……….21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...….23

Работа содержит 1 файл

ИРС-12.doc

— 194.50 Кб (Скачать)

  Гражданско-правовая ответственность наступает за нарушения договорных обязательств имущественного характера или за причинение имущественного внедоговорного вреда, т. е. за совершение гражданско-правового деликта. Ее сущность состоит в принуждении лица нести отрицательные имущественные последствия. Полное возмещение вреда — основной принцип гражданско-правовой ответственности (ст. 1064 ГК РФ). Возмещение убытков в некоторых случаях дополняется штрафными санкциями, например выплатой неустойки. Возложение этого вида ответственности осуществляется судебными (общим или арбитражным судом) или административными органами (ст. 11 ГК РФ). Истцом в этом случае выступает (наряду с государственным органом) и лицо, право которого нарушено.

 

  Дисциплинарная ответственность возникает вследствие совершения дисциплинарных проступков. Специфика их противоправности заключается в том, что в данном случае нарушается не запретительная норма, а позитивное правило, закрепляющее трудовые обязанности работника. Привлекать к дисциплинарной ответственности может лицо, осуществляющее распорядительно-дисциплинарную власть над конкретным работником.  

                                                                                                                                                      15

  Различают три вида дисциплинарной ответственности: в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, в порядке подчиненности и в соответствии с дисциплинарными уставами и положениями. Меры дисциплинарной ответственности — выговор, строгий выговор, увольнение и т д.

 

  Материальная ответственность рабочих и служащих за ущерб, нанесенный предприятию, учреждению, заключается в необходимости возместить ущерб в порядке, установленном законом. Основанием этого вида ответственности является нанесение ущерба во время работы предприятию, с которым работник находится в трудовых отношениях.  

  Таким образом мы выяснили виды юридической ответственности, которыми являются: уголовная, административная, гражданско-правовая ответственности, а так же дисциплинарная и материальная ответственности. Среди которых уголовная ответственность — наиболее суровый вид ответственности, наступает она за совершение преступлений, и в отличие от других видов ответственности устанавливается только законом. [1;2;3] 
 

3. Гарантии реализации  прав и свобод человека и гражданина. Деятельность правоохранительных органов по обеспечению прав и свобод 

3.1. Гарантии конституционных прав и свобод 

  Гарантия (от франц. garantie) - ручательство, обеспечение. Принимая на себя гарантию конституционных прав и свобод, государство ручается, что так оно и будет.

  В чем выражаются названные гарантии и как они реализуются? 

  Провозгласив приоритет прав и свобод человека и гражданина, Российская Федерация приняла на себя обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, ограждать их от любого незаконного вмешательства или ограничения (ст.2 Конституции РФ).

  Соблюдение официально признанных государством прав и свобод - обязанность государства. Для этого государство развивает и создает соответствующие гарантии (условия и средства) и устанавливает юридические механизмы их осуществления (реализации).

Виды гарантий, используемые современными государствами, сводятся к следующим:

- экономические  гарантии;

- политические  гарантии;

- юридические гарантии;

- идеологические  гарантии. 

  Экономические гарантии - реальные материальные средства, которыми государство, общественные объединения и частные лица обеспечивают предоставленные гражданам права и свободы. Следует иметь в виду, экономический уклад, базирующийся на частной собственности, гарантирует лишь создание равных возможностей реализации прав и свобод, а не предусматривает полную экономическую поддержку своих граждан.

  Политической гарантией основных прав и свобод граждан является деятельность государственных органов и должностных лиц по обеспечению реализации прав и свобод организационными мерами (прием граждан, внимательное и своевременное рассмотрение их жалоб и заявлений, способствуя своими актами восстановлению нарушенных прав и свобод).

                                                                                                                                                       16

  Юридические гарантии прав и свобод граждан охватывают, прежде всего, их нормативное обеспечение, а также деятельность правоохранительных органов по охране прав и свобод граждан. Особая роль здесь отводится судебным органам, которые в результате проводимой сейчас судебной реформы должны стать главной формой государственной охраны конституционных прав и свобод человека и гражданина.

  Идеологические гарантии предполагают воспитание граждан, направленное на добровольное исполнение возложенных на них обязанностей, отказ от нарушения прав и свобод других граждан, как со стороны физических лиц, так и со стороны государственных органов и отдельных чиновников. 

  Конституция, как документ, это только формальная гарантия прав и свобод человека и гражданина. «…мало провозгласить юридическое равенство, важно постоянно заботиться о возможности всех осуществить формальное равенство реально, на практике, путем выравнивания социального статуса людей, их возможностей. Это прямая цель и обязанность правового социального государства, политика которого направлена на создание и пользование равных возможностей, условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Таким образом, необходимо наличие реального механизма обеспечения прав и свобод гражданина и человека. 

  В этой связи, в целях гарантии прав и свобод граждан, государство создает институты, способствующие реализации рассматриваемых прав. Во-первых, это законодательные акты (иначе - законодательная база), принимаемые в соответствии с Конституцией РФ, и направленные на развитие ее положений. Во-вторых, это создание системы судебных и правоохранительных органов. В-третьих, создание специальных институтов, например, уполномоченного по правам человека (Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. №1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации"). 

  Защита прав и свобод человека - ключевая обязанность государства. Как мы уже подчеркивали, на практике, зачастую, нет автоматической реализации прав и свобод человека. Соответственно необходима борьба за права и свободы, когда возникают препятствия к их осуществлению и прямые их нарушения со стороны, как других лиц, так и должностных лиц государства. Нарушения прав и свобод человека должны быть ликвидированы, а виновные в таких нарушениях - наказаны. В этих целях государство предусматривает соответствующие юридические средства и юридические механизмы защиты нарушенных прав и свобод человека. Особая роль в их юридической защите отводится суду, правосудию.  

  Создаются и другие специализированные органы и учреждения, призванные осуществлять защиту, прежде всего восстановление нарушенных прав и свобод человека.

Реализуется это  право и наличием возможности  у человека и гражданина обратиться в международные судебные инстанции (в частности Европейский суд  по правам человека). Российская Федерация  входит в Совет Европы (Федеральный  закон от 23 февраля 1996 г. №19-ФЗ "О присоединении России к Уставу Совета Европы";

Федеральный закон  от 23 февраля 1996 г. №20-ФЗ "О присоединении  Российской Федерации к Генеральному соглашению о привилегиях и иммунитетах  Совета Европы и протоколам к нему";

Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изменениями от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января, 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.)), а потому решения высшей судебной инстанции по правам человека является действующей и обязательной на территории Российской Федерации.

                                                                                                                                                       17 
 

  И так,  признание, соблюдение и защита прав и свобод человека осуществляются государством через определение правового положения и статуса личности, прежде всего в качестве отечественного гражданина. Однако права и свободы любого человека, не являющегося отечественным гражданином, признаются, соблюдаются и защищаются в виде прав и свобод иностранного гражданина либо лица без гражданства. Это также является обязанностью Российского государства, ибо оно взяло на себя обязательство признавать, соблюдать и защищать права и свободы любого человека. [1;2] 
 

3.2. Функции правоохранительных  органов 

  Правоохранительная деятельность - вид государственной деятельности, которая осуществляется с целью охраны права путём применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.

   Все правоохранительные органы осуществляют одну или несколько из следующих функций:

- Конституционный  контроль,

- Осуществление  правосудия,

- Прокурорский  надзор,

- Расследование  правонарушений,

- Обеспечение  безопасности,

- Исполнение  судебных решений,

- Оперативно-розыскная  деятельность,

- Охрана общественного  порядка,

- Оказание юридической  помощи,

- Профилактическая  деятельность по предупреждению  правонарушений.

Виды правоохранительных органов:

- Органы судебной  власти,

- Органы выявления  и расследования преступлений,

- Органы юридической  помощи,

- Органы обеспечения  правопорядка и безопасности.

Характерной особенностью России и стран, унаследовавших основные черты советской правой системы, является причисление судебных органов к правоохранительным.

В целом, в России к правоохранительным органам относят:

Cуды общей  юрисдикции,

Арбитражные суды,

Конституционный суд России,

Прокуратура России,

Следственный  комитет при Прокуратуре России,

Министерство  внутренних дел,

Следственный  комитет МВД России,

Криминальная  милиция,

Милиция общественной безопасности,

Департамент уголовного розыска,

Департамент обеспечения  безопасности дорожного движения МВД  России,

Департамент охраны общественного порядка,

Департамент по борьбе с организованной преступностью,

Департамент экономической  безопасности,

                                                                                                                                                       18

Федеральная служба безопасности,

Служба внешней  разведки,

Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков,

Федеральная таможенная служба,

Федеральная налоговая  служба,

Федеральная миграционная служба,

Нотариат. 

   В законодательстве нет специально сформулированного понятия «правоохранительные органы», хотя этот термин употребляется даже в Конституции РФ (п. «л» ч. 1 ст. 72). Оно сформировалось на практике. Это понятие можно также встретить в различных документах ненормативного характера Конституция Российской Федерации. [1] 

   Правоохранительные органы составляют определенным образом обособленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную группу органов государства, имеющих свои четко определенные задачи. Эти задачи состоят либо в восстановлении нарушенного права, например в области гражданских правоотношений, либо в наказании правонарушителя, когда восстановить нарушенное право невозможно, либо в восстановлении нарушенного права и наказании одновременно, когда возможность восстановить нарушенное право имеется, но правонарушитель заслуживает еще и наказания.

Информация о работе Право как мера свободы и ответственности личности