Право и религия

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 12:07, курсовая работа

Описание работы

В современном обществе право и религия казалось бы значительно разошлись друг с другом и почти не пересекаются. Однако, это впечатление лишь первого взгляда на проблему. В данной работе поставлена цель – исследовать проблему соотношения права и религии, выделить их общие черты и различия, рассмотреть место, которое они занимают, в жизни современной России.

Содержание

Введение 3
1. Понятие права и его роль в нормативном регулировании отношений в обществе. 5
2. Понятие религия и ее роль в нормативном регулировании отношений в обществе. 8
3. Общие черты права и религии. 14
4. Различия между правом и религией. 16
5. Соотношение права и религии в современной России. 18
Заключение 24
Литература.

Работа содержит 1 файл

Соотношение права и религии Курсак.doc

— 144.00 Кб (Скачать)

     Таким образом, право активно содействует  утверждению прогрессивных религиозных представлений в обществе. Нормы религии, в свою очередь, наполняют право глубоким нравственным содержанием, содействуя эффективности правового регулирования, одухотворяя действия и поступки участников правоотношений нравственными идеалами.

     На  действие норм религии оказывают влияние весь уклад жизни общества, само социальное общение индивидов. Вместе с ростом сознательности граждан возрастает эффективность правового регулирования общественных отношений, выполнение требований норм права воспринимается гражданами как долг перед обществом и государством, расширяется и углубляется взаимодействие права и религии.

     Право в целом соответствует религиозным взглядам, убеждениям народа. В жизненных  обстоятельствах возникают определенные противоречия  между правосознанием и религиозным сознанием общества, отдельных социальных групп, «столкновения» между нормами морали и права. В том случае, когда нормы права приходят в противоречие с общественным мнением, требованиями нравственности, долгом компетентных государственных органов является принятие необходимых мер по совершенствованию правового регулирования.

     Практика  внутригосударственной и международной  жизни свидетельствует, что между правом и моралью имеются противоречия в регулировании имущественных, семейных, трудовых, экологических, международных отношений. Противоречия между правосознанием и моральным представлением могут быть в определении преступления, административного проступка, мер уголовной, административной, имущественной ответственности. Ряд коллизионных вопросов в соотношении права и религии возникает чаще всего в регулировании трансплантации человеческих органов и тканей, операции искусственного оплодотворения и имплантации, осуществлении других медицинских операций и способов лечения.

     Однако  право и религия хотя и являются двумя своеобразными, самостоятельными институтами социального регулирования общественных отношений, все же тесно взаимодействуют, но взаимодействуют именно как особые, суверенные явления, каждое из которых при опосредовании общественных отношений выполняет свои особые функции и имеет свою особую ценность.

     Рассматривая  взаимоотношения права и религии, можно отметить, что все правовое подлежит религиозным оценкам, и прежде всего классификации в категориях добра и зла. Такое оценочное отношение – одна из форм связи правовых и моральных систем. Религия выступает одной из сторон правовых отношений, так как эти отношения затрагивают коренные интересы людей и подлежат не только юридическим но и моральным оценкам.

     Единство  права и религии в цивилизованном обществе сводится к утверждению общечеловеческих ценностей. Они должны способствовать их становлению и упрочению. И хотя реализуется ими это по-разному (мораль убеждает, право же принуждает), тем не менее, они преследуют общую цель. 

 

      Список литературы.

  1. Агешин Ю.А. Политика, мораль, право. М., 1982
  2. Алексеев С.С.  Право. Опыт комплексного исследования. М., 1999.
  3. Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия: Опыт комплексного исследования. М., 1999.
  4. Букреев В. И. Римская И. Н. Этика права. М.,2000.
  5. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 2000.
  6. Гараджа В.И. Религиеведение. М., 1999.
  7. Грудцына Л.Ю. Церковь как связующее звено между гражданским обществом и государством в России. // Адвокат, 2007, N 9.
  8. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. М., 2001.
  9. Комментарий к Конституции Российской Федерации. Под ред. Окунькова Л.А. М., 2004.
  10. Корельский М.В. и др. Теория государства и права. М., 2002.
  11. Крывелев И.А. История религии. Т. 1. М., 1988.
  12. Лукашева Е.А. Право, мораль, личность. М., 1986.
  13. Марченко М.Н. Теория государства и права. Учебник. М., 1996.
  14. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М., 2004.
  15. Миронов А.В., Бабинов Ю.А. Основы религиоведения. М., 2001.
  16. Пиголкин А.С. Теория государства и права. М., 2006.
  17. Проблемы общей теории права и государства. Под ред. В.С. Нерсесянца. М., 1999.
  18. Религия и политика в современной России. М., 1997.
  19. Российская историческая политология. Под ред. С.И. Самыгина. Ростов-на-Дону, 1998.
  20. Спиридонов Л. И. Теория государства и права. Учебник. М., 2001. .
  21. Спиркин А.С. Философия. М., 2003.
  22. Фейнерг В. «Наука, искусство, религия». \\ Вопросы философии,1997, № 5.
  23. Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. М., 2005.

Информация о работе Право и религия