Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 18:21, реферат
Политика и право тесно переплетаются и взаимодействуют при регулировании социально значимых отношений, поэтому специального рассмотрения заслуживает вопрос об их общих и отличительных свойствах. Но для начала остановимся на сущностных характеристиках каждого из понятий.
Право совокупность исходящих от государства общеобязательных, формально определённых норм, выражающих идеи свободы, справедливости, гуманизма, нравственности, прав человека и их коллективов в целях стабильного функционирования и развития общества [ 2 , c.265].
Политика
и право тесно переплетаются
и взаимодействуют при
Право
совокупность исходящих от государства
общеобязательных, формально определённых
норм, выражающих идеи свободы, справедливости,
гуманизма, нравственности, прав человека
и их коллективов в целях
Право
призвано обеспечить формальное равенство,
всеобщую и необходимую форму
свободы, справедливость. К основным
характеристикам права
Право
представляет собой систему норм,
определяющих наиболее общие, типичные
модели поведения людей. Правовые нормы
выступают масштабом
Право регулирует поведение каждого лица, находящегося в нормативно предусмотренной ситуации. Право носит всеобщий характер, распространяя своё действие на всю территорию страны и на всё население.
Для права характерна документальная фиксация норм в определённых источниках, принятых по установленной процедуре.
Право непосредственно исходит от государства, тем самым праву придаётся официальный, публичный характер.
Право охраняется и гарантируется государством, в то время как моральные, корпоративные, религиозные и иные социальные нормы поддерживаются лишь общественными санкциями.
Право
представляет собой целостную систему
норм, организованное множество структурных
элементов, определённых образом взаимосвязанных
и взаимодействующих между
Важное значение также должна иметь трактовка права в действующем законодательстве государства. Она изложена в ст.1 Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»: «Право – система общеобязательных правил поведения, устанавливаемых (санкционируемых) и обеспечиваемых государством в целях регулирования общественных отношений» [5].
Политика – деятельность в сфере отношений между большими социальными группами (классами, нациями, государствами) по поводу установления и функционирования политической власти в интересах реализации их общественно-значимых запросов и потребностей.
Со времен Аристотеля политика обычно трактуется как искусство управления людьми, обществом, государством. И это управление осуществляется с помощью права, юридических средств и институтов [6].
В более строгом смысле слова политика определяется в науке как особая, обширная область взаимодействия между классами, партиями, нациями, народами, государствами, социальными группами, властью и населением, гражданами и их объединениями. Конечно, это наиболее общая, абстрактная дефиниция, но она верно отражает важнейший и сложнейший пласт общественной жизни, самостоятельный мир политических ценностей, идеалов, интересов. Данную сферу как раз и регулируют политические нормы.
Политические нормы – это правила поведения многочисленных и разнообразных субъектов политики (индивидуальных и коллективных), участников политического процесса, политических отношений. Эти нормы содержатся в различных политических манифестах, программах, решениях, заявлениях, декларациях, уставах политических партий и движений.
В политической области имеются свои традиции, общепринятые правила, требования, принципы, эталоны. Существует политическая этика, т.е. свод устоявшихся канонов, которых обычно придерживаются честные, добросовестные политики. Главные из них – это соблюдение законов, морали, установленного порядка, уважение оппонентов, правдивость, служение общественному долгу, благу [ 7 , c. 12 - 13].
Как отмечалось вначале политика и право имеют ряд общих свойств. К ним относятся:
1) Единые причины, истоки формирования, а также единая цель, состоящая в регулятивном обеспечении устойчивости, стабильности существования и развития социальной системы.
Право и государство как важнейшие инструменты и объекты политики сформировались в результате перехода человечества от потребительской экономики к экономике производящей, когда специализация труда привела к невиданному повышению производительности, получению относительного избытка товаров, появлению автономной, и в известной мере свободной от общества личности. Сменилась система зависимостей.
Если раньше человек полностью зависел от общества, мог выжить только в первобытном коллективе, то теперь его положение стало зависеть как от собственных возможностей, так и от своеобразия индивидуальных отношений с другими членами сообщества. В связи с сосредоточением собственности у отдельных лиц биологическое неравенство дополняется и обостряется неравенством социальным.
Реагируя на усложнение социальной действительности и гарантируя самосохранение и управляемость социальной системы, общество выработало правовые и политические регуляторы. С их помощью обеспечивается эквивалентность отношений между людьми, согласовываются наиболее значимые интересы, гарантируется независимость личности, ее свобода от посягательств со стороны других индивидов и их сообществ. Политические регуляторы способствуют становлению стабильности социальной системы в целом, устанавливая динамичное равновесие человека, общества и государства.
2) Содержание политики и права предопределяется единой системой природных (географическая среда, климатические условия, демографические процессы и т.д.) и социальных (экономических, исторических, идеологических, религиозных, национально-культурных и т.п.) факторов объективного и субъективного порядка.
В различных политических и правовых системах набор этих факторов и степень их детерминации отличаются национальной спецификой. Кроме того, многие из них не действуют непосредственно. Их влияние может быть стихийным, неуправляемым и осуществляться через другие явления и процессы. Особенно это относится к природным обстоятельствам, которые оказывают свое воздействие через социальные факторы.
Чтобы реально воздействовать на политические и правовые процессы, потребности экономики проходят через сознание человека и выражаются в системе философских, нравственных, религиозных, эстетических и иных взглядов, отражающих действительность в истинной или ложной форме. Создается определенная идеология как представления различных социальных групп о должном развитии общественных отношений.
Особая
роль в этом идеологическом многообразии
отводится господствующей идеологии.
В государственно организованном обществе
таковой является идеология класса
или социальной группы, обладающей
политической властью. Именно она предопределяет
основное содержание политики и права,
становится цементирующим социально-
Выработанная на основе согласования наиболее существенных интересов единая цель объединяет людей с различными политическими взглядами для решения общенациональных задач. Пронизанные этой идеей политические и правовые установки воспринимаются населением с удовлетворением и реализуются с максимальной эффективностью.
Общность
политики и права во многом предопределяется
и особенностями национальной культуры,
которая отражает менталитет, характер
общения и своеобразие
Формально
многие политико-правовые системы весьма
схожи друг с другом и образуют
в этой связи-целые семьи. Однако
главное в политике и праве
не форма, а содержание, именно тот
национальный дух, который закрепляется
знаковыми средствами. Если законодатель
или политические деятели любого
толка при выработке
3) Политика и право являются нормативными регуляторами, устанавливающими типичное поведение адресатов через их права и обязанности.
Упорядочение общественных отношений выражается в стимулировании отношений, определяющих прогрессивное функционирование данной политико-правовой системы, а также в торможении или запрете негативных явлений, вредных для человека и общества.
Выполнение
социального назначения и у политики,
и у права связано с
Как бы много не было общих свойств у политики и права, также существует много отличий между ними. А именно:
Политика направлена на завоевание и использование политической власти. Право же ориентировано на равноправное и справедливое обеспечение многообразных интересов различных субъектов в конкретных социально значимых отношениях (конституционных, гражданско-правовых, уголовно-правовых и т.д.). У них различное направление информационных потоков, определяющих содержание этих явлений. Политика делается массами, идет от общества к власти; право же создается государством и адресуется обществу.
Политика
вырабатывается в процессе деятельности
таких больших социально-
Право же формируется государством, системой его представительных и исполнительных органов. И лишь незначительная его часть создается прямо (путем референдума) или косвенно (через корпоративные организации) населением, но под контролем государства.
У субъектов политики и права разное представительство, не идентичны цели и задачи деятельности. В этой связи недопустимо их отожествление.
Состав политики более разнообразен. Причем перечень ее структурных элементов воспринимается в современной науке неоднозначно. Одни ученые ограничивают содержание политики отношениями между классами по поводу власти в обществе. Другие – рассматривают политику как совокупность классовых отношений, политического сознания, норм и даже политических организаций и учреждений, являющихся субъектами политики [ 2 , c. 12 - 13].
Содержание
права в отличие от политики абсолютное
большинство ученых ограничивает правовыми
нормами, поскольку через них
реализуется господствующая правовая
идеология и в них фиксируется
юридическое содержание регулируемых
отношений, соответствующее
Политика в той или иной степени затрагивает практически все сферы общественной и государственной жизни: экономику и мораль, религию и идеологию, искусство и литературу. В этой связи принято говорить об экономической, национальной, социальной, демографической, кадровой и другой политике.
Сфера
действия политики столь широка, что
это обстоятельство становится поводом
для утверждения некоторых