Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 09:35, курсовая работа
Цели и задачи исследования. Целью является теоретическое исследование характера и особенностей соотношения правовых и государственных основ общества, наиболее существенных и значимых условий и принципов их позитивного взаимодействия.
Введение…………………………………………………………………………………..3
1 Методологические подходы к проблеме соотношения права и государства. Три модели соотношения государства и права. Проявления взаимосвязи………………...5
1.1 Методологические подходы к проблеме соотношения права и государства…….5
1.2 Три модели соотношения государства и права. Проявления взаимосвязи………10
2 Воздействие государства на право и права на государство. Юридическая (правовая) политика государства. Принцип связанности государства правом (верховенство права)………………………………………………….…………………12
2.1 Роль государства в обеспечении права …………………………………………….12
2.2 Принцип связанности государства правом (верховенство права)…………….….17
Заключение……………………………………………………………………………….22
Глоссарий………………………………………………………………………………...24
Список использованных источников…………………………………………………..26
Если подходить к проблеме соотношения государства и права с позиции современных реалий демократического общества, то наиболее предпочтительной представляется обоснованная с позиции либеральной юриспруденции идея связанности государства правом. В своем завершенном виде теория связанности государства правом сформировалась во второй половине XIX в. Хотя уже античные мыслители усматривали «спасение государства» там, где законы - владыка над правителями», однако до принципа связанности государства правом они не поднялись. Мыслители эпохи Возрождения исходили из того, что высшая власть в государстве не связана своими собственными решениями. Они считали, что суверенная власть вполне произвольно может менять свои решения и что принцип связанности суверена своими решениями является недопустимым по причине того, что, как выразился Т. Гоббс, «как нельзя самого себя одаривать, так нельзя самого себя обязывать».
В
последующем идея Еллинека о связанности
государства правом получила дальнейшее
развитие в трудах Л. Дюги и, в частности,
в работах российских юристов: П.А. Кистяковского,
Н.И. Палиенко, Н.С. Алексеева, Н.М. Коркунова,
П.И. Новгородцева и др. В современной отечественной
литературе связанность государства правом
исследовалась в аспекте проблемы правового
государства. В западной юридической теории
проблема связанности государства правом
трансформирована в концепцию господства
(верховенства) права. Современное конституционное
законодательство возвело данный принцип
в ранг конституционного - одной из важнейших
основ конституционного строя. Итак, положения
о связанности государства правом (верховенство
права) является той методологической
основой, с позиции которой представляется
адекватно оценить, с одной стороны, влияние
государства на право, а с другой - влияние
права на государство.
1.2
Три модели соотношения
Проблема
соотношения государства и
Согласно первой, государство выше и важнее права, оно творит право и использует его в качестве инструмента своей политики.
Согласно второй, напротив, право выше и важнее государства, что соответствует естественно-правовой теории.
Тоталитарная модель соотношения государства и права была широко распространена в советской научной и учебной литературе, так как она уходит корнями в учение К. Маркса. Либеральная модель стала активно утверждаться в нашем общественном сознании последние годы. Однако ни та, ни другая концепция не имеет серьезного научного обоснования. Ошибкой их обеих является противопоставление права и государства. На самом деле право и государство неотделимы друг от друга и существуют в тесной взаимосвязи, в чем мы убедимся путем анализа соотносимых явлений. Вот это и будет третья, реалистическая модель, показывающая, каким образом сосуществуют право и государство на практике.
Несмотря на то, что право и государство различаются по своей структуре, способам функционирования и т.д., мы можем говорить об их единстве в следующем:
Государство влияет на право следующим образом:
Иными словами, основными сферами воздействия государства на право являются правотворчество и правореализация. Формальная определенность и общеобязательность – важнейшие свойства права, придаваемые ему именно государством.
Право, в свою очередь, воздействует на государство:
С помощью права, таким образом, определяется вид и мера государственного принуждения, вследствие чего оно становится правовым и контролируемым.
2.1
Роль государства в обеспечении
права
Государство является непосредственным фактором создания правовых установлений и главной силой их осуществления. Государственная власть имеет конструктивное значение для самого бытия права как особого институционального образования. Она присутствует в праве и как бы проникает в самую суть права.
Государство опекает право, использует его потенциал для достижения целей государственной политики. В то же время влияние государства на право не следует абсолютизировать и рассматривать в духе этатистских воззрений, признающих право исключительно инструментом (средством) государства, его признаком или атрибутом. Не только государство, но и право обладает относительной самостоятельностью, собственными, внутренне присущими ему закономерностями формирования и функционирования, из чего следует, что право имеет по отношению к государству самостоятельное значение. Если и допустимо рассматривать право в качестве инструмента государства, то лишь с оговоркой, что и государство в той же мере является инструментом по отношению к праву.3
Наиболее ощутимое воздействие государства на право проявляется в сфере правотворчества и правореализации. Право формируется при непременном участии государства. Однако государство не столько формирует право, сколько завершает правообразовательный процесс, придавая праву определенные юридические формы (нормативный юридический акт, судебный или административный прецедент и др.). В этом смысле государство не является его (права) начальной, глубинной причиной. Государство создает право на институциональном уровне. Причины же возникновения права коренятся в материальном способе производства, характере экономического развития общества, его культуре, исторических традициях народа и проч. Недооценка этого принципиально важного положения ведет к тому, что единственным и определяющим источником права признается государственная деятельность. Именно в этом и заключался основной порок юридического позитивизма. Государство признавалось учредителем права, в буквальном смысле считалось, что оно творит право.
Вряд ли можно согласиться с имеющими распространение в юридической теории взглядами, согласно которым образование права рассматривается в полном отрыве (изолированно) от государства. Вне и помимо конструктивной деятельности государства существование права как институционного образования немыслимо. Вместе с тем роль государства в правообразовательном процессе достаточно специфична. По-настоящему государство вмешивается в правообразовательный процесс лишь на определенных его стадиях. Отсюда творческая роль государства в отношении образования права заключается в следующем.
1.
В осуществлении
2.
В санкционировании
3.
В признании юридически
4.
В развитии системы нрава. При
этом истинная роль
Государство, таким образом, обеспечивает развитие всей системы источников права. Сообразуясь с социально-экономическими потребностями, политической ситуацией в обществе, государство в значительной мере оказывает влияние на выбор типов, методов правового регулирования, государственно-юридических средств обеспечения правомерного поведения. В этом смысле можно сказать, что государство управляет правовой средой общества, обеспечивает ее обновление соответственно духу времени.4
5.
Достаточно значимой
6. Государство обеспечивает охрану права и господствующих правовых отношений. Государственное принуждение является постоянно существующей гарантией, которой подкрепляется право. За ним всегда стоят сила, авторитет государства. Уже сама угроза государственного принуждения охраняет право. Тем самым упрочивается правопорядок, создается режим наибольшего благоприятствования для конструктивных действий социальных субъектов.
7.
Наконец, государство
Государство, следовательно, способствует распространению права в социальном пространстве, оно обязывает участников общественных отношений действовать по праву, исключать противоправные подходы в достижении общественно значимых результатов.