Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 18:44, контрольная работа
Цель данной работы: дать определение термину «Правительство», обосновать его место в конституционно-правовых системах, проанализировать состав, принципы формирования и структуру Российского Правительства, а также обосновать его компетенцию и полномочия.
Данная работа направлена на рассмотрение следующих вопросов:
1. Определение понятия «Правительство» и его положение в констиционно-правовых системах
2. Состав, формирование и структура Правительства РФ
3. Компетенция правительства РФ, ее функции и принципы
Введение ............................................................................................ -1-
1. Правительство РФ как высший исполнительный орган
государственной власти .............................................................. -2-
2. Состав и порядок формирования Правительства РФ .............. -3-
3. Полномочия Правительства РФ ................................................. -6-
4. Акты Правительства РФ ............................................................ -13-
Заключение ....................................................................................... -15-
Список использованной литературы ............................................. -16-
Содержание
Введение ..............................
государственной
власти ..............................
Заключение ..............................
Список использованной
литературы ..............................
Введение
Правительство Российской Федерации - федеральный орган исполнительной власти общей компетенции. Правительство Российской Федерации обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации.
Исполнительная
власть представляет собой подсистему,
ветвь государственной власти, которая
осуществляет исполнительно-
Выбирая тему работы, я решила остановиться на таком актуальном вопросе в наше время, как Правительство Российской Федерации, ее структура и компетенция.
Чем обусловлена актуальность данной темы:
Вопрос об исполнительной власти является одним из труднейших вопросов правовой науки. Реальные характеристики этой ветви власти отражают состояние государственности в данный момент в целом, позволяют оценить потенциал и перспективы государственно-правовых методов разрешения социальных проблем.
Цель данной работы: дать определение термину «Правительство», обосновать его место в конституционно-правовых системах, проанализировать состав, принципы формирования и структуру Российского Правительства, а также обосновать его компетенцию и полномочия.
Данная работа направлена на рассмотрение следующих вопросов:
Правительство осуществляет государственную власть в Российской Федерации наряду с Президентом, Федеральным Собранием и судами Российской Федерации. Правительство Российской Федерации возглавляет единую систему исполнительной власти Российской Федерации.
Несмотря на то, что Конституция РФ не употребляет по отношению к Правительству термина «высший», оно, тем не менее, является высшим исполнительным органом государственной власти в масштабе всей страны. В федеральном конституционном законе «О Правительстве Российской Федерации» (ст. 1) довольно своеобразно решен вопрос о статусе Правительства как высшего исполнительного органа государственной власти Российской Федерации. В названии статьи слово «высший» присутствует, а в тексте статьи то определение отсутствует. Вероятно, авторы текста этой статьи учли положения Конституции РФ, которая избегает прямой формулы, определяющей статус Правительства.
Правовое положение Правительства определяется гл. 6 Конституции РФ и Федеральным конституционным законом 1997г. «О Правительстве Российской Федерации».
Являясь высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации, Правительство РФ в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации, принимает меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации.
Провозглашенные Конституцией принципы верховенства, приоритета конституционных норм и законности имеют непосредственное отношение к определению статуса Правительства РФ. В этом отношении характерно содержание ст. 115 Конституции, которая определяет, что Правительство действует на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ. Таким образом, определяется подзаконность действий и решений Правительства РФ. В то же время, подчеркивая место Правительства РФ в системе органов исполнительной власти, Конституция РФ в этой же статье определяет обязанность исполнения актов Правительства Российской Федерации на всей ее территории.
Формула
«на основании и во исполнение»
означает, что Правительство обладает
широким диапазоном распорядительных
полномочий, которые гораздо шире,
чем исполнительные полномочия. Следует
также отметить, что статус Правительства
РФ предопределен такими конституционными
принципами, как народовластие, федерализм,
приоритетность и гарантированность прав
и свобод человека и гражданина.
Правительство – это коллегиальный орган, который возглавляет единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. В его состав входят Председатель, заместители Председателя Правительства и федеральные министры. В период с января 1994г. по 1997г. была проведена реорганизация федеральных органов исполнительной власти, в частности сокращено количество министерств и ведомств с тем, чтобы они не дублировали друг друга и не вмешивались в управление сферами, не отнесенными Конституцией РФ к ведению Федерации. Была также проведена реорганизация структуры аппарата Правительства, направленная на сокращение действия отраслевого принципа и усиление функциональной направленности работы аппарата.
В результате преобразований федеральная исполнительная власть была разделена на две ступени: Правительство России и федеральные органы – министерства и иные органы.
Конституция РФ закрепляет определенный порядок формирования Правительства.
Председатель
Правительства Российской Федерации
назначается Президентом
Государственная
Дума рассматривает представленную
Президентом кандидатуру
Включение
в Конституцию специальной
Согласно Конституции (ст. 113), Председатель Правительства определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу.
Председатель Правительства РФ освобождается от должности Президентом РФ в случае невозможности исполнения Председателем Правительства своих полномочий или по заявлению Председателя Правительства об отставке. Освобождение Председателя Правительства от должности одновременно влечет за собой отставку Правительства.
В случае временного отсутствия Председателя Правительства его обязанности исполняет один из его заместителей в соответствии с письменно оформленным распределением обязанностей.
В случае освобождения от должности Председателя Правительства Президент вправе до назначения нового Председателя Правительства поручить исполнение обязанностей одному из заместителей Председателя на срок до двух месяцев.
Согласно
ст. 112 Конституции РФ Председатель
Правительства РФ не позднее недельного
срока после назначения представляет
Президенту предложения о структуре
федеральных органов
Заместители Председателя Правительства и федеральные министры назначаются на должности и освобождаются от должности Президентом по предложению Председателя Правительства.
Срок действия Правительства РФ ограничен сроком полномочий Президента РФ. Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. Решение о сложении Правительством своих полномочий оформляется распоряжением Правительства в день вступления в должность Президента Российской Федерации. В случае сложения полномочий Правительство по поручению Президента продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации.
Правительство может подать в отставку, а Президент принять или не принять ее. Кроме того, Президент сам может принять решение об отставке Правительства.
Государственная
Дума может выразить недоверие Правительству.
После того, как Государственная
Дума выразит недоверие
Председатель Правительства вправе поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству. Если Государственная Дума в доверии отказывает, то Президент в течение семи дней должен принять решение либо об отставке Правительства, либо о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.
В случае отставки Правительство РФ по поручению Президента продолжает действовать до сформирования нового Правительства.
Члены
Правительства обязаны
Члены
Правительства РФ не могут быть членами
Совета Федерации, депутатами Государственной
Думы, депутатами представительных органов
государственной власти субъектов
Российской Федерации и депутатами
выборных органов местного самоуправления.
Они не вправе заниматься предпринимательской
деятельностью лично или через доверенных
лиц; заниматься другой оплачиваемой деятельностью,
кроме преподавательской, научной и иной
творческой деятельности; получать гонорары
за публикации и выступления в качестве
члена Правительства; получать в связи
с осуществлением своих полномочий от
физических и юридических лиц не предусмотренные
федеральным законодательством ссуды,
подарки, денежное вознаграждение, в том
числе услуги, оплату развлечений и отдыха;
принимать без разрешения Президента
Российской Федерации почетные и специальные
звания, награды и иные знаки отличия иностранных
государств; выезжать в служебные командировки
за пределы Российской Федерации за счет
физических и юридических лиц.
Как
высший орган федеральной
В
соответствии с Федеральным конституционным
законом Правительство в
В ряде случаев, если это не противоречит Конституции РФ, Правительство по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Федерации может делегировать им осуществление части своих полномочий. Кроме того, Правительство осуществляет полномочия, переданные ему органами исполнительной власти субъектов Федерации на основании соответствующих соглашений.