Права и свободы личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 14:09, курсовая работа

Описание работы

Права человека — его неотъемлемое свойство. Если человек не обладает правами, то тем самым уничтожается сама природа человеческого существа. Права человека принадлежат человеку. Поэтому они не могут рассматриваться как «дар» государства. Но всё же нельзя скрыть весомую роль государства в обеспечении и гарантии прав и свобод человека. Права человека не следуют понимать только как средство достижения какого-либо блага, они сами материализуются в некую социальную ценность, если обеспеченны условиями жизни и гарантированы. В данном случае роль государства является не просто, но, пожалуй, самой главной и самой существенной. Ранее права человека понимались, прежде всего, как свобода от государственного вмешательства. Но в современном обществе это представляется проблематичным, так как не стоит забывать о том, что возможности общества как саморегулирующейся системы довольно велики, но не безграничны. Без государства, без его участия многие социальные проблемы останутся неразрешенными.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ - Права и свободы личности права народа.doc

— 289.50 Кб (Скачать)

прямую (непосредственную) и осуществляемую через органы, прежде всего представительные учреждения и другие выборные органы. Конституция объявила референдум и выборы не вообще высшим выражением власти народа, а высшим непосредственным ее выражением, т.е. высшим среди форм непосредственной демократии.

Что касается опосредованного осуществления народом своей власти (через органы государства и органы местного самоуправления), то здесь нужно, прежде всего, обратить внимание на следующее. В ранее действовавшей Конституции (1978г.) говорилось о том, что народ осуществляет государственную власть «через Советы народных депутатов, составляющие основу Российской Федерации». В действующей Конституции применена другая формула: «через органы государственной власти». Таким образом, представительные органы государственной власти уже не подняты над всеми остальными государственными органами; они утратили статус «политической основы государства». Все это отражено закреплением в действующей Конституции принципа разделения властей в качестве одной из основ конституционного строя вместо закреплявшегося ранее принципа верховенства и полновластия Советов. В части третьей комментируемой статьи названы формы непосредственного осуществления народом принадлежащей ему власти, имеющие наибольшую социальную значимость: референдум и выборы.

Референдум  есть голосование по тому или иному  вопросу; решения, принятые па референдуме, сами по себе обладают юридической  силой и в каком-либо утверждении  не нуждаются. Референдум назначается  Президентом Российской Федерации  в установленном порядке.

Выборы - наиболее часто и широко применяемая форма  непосредственной демократии. Ими охватывается сложный процесс, именуемый избирательной  кампанией, которая начинается с  назначения даты выборов и завершается  определением итогов голосования. Выборы - один из важнейших способов формирования государственных органов, замещения должностей.

Свободными  считаются выборы, которые проводятся без какого-либо принуждения относительно как явки на выборы, так и голосования («за» или «против»). Наибольшую свободу  выбора дает наличие нескольких баллотирующихся кандидатур,

Однако, референдум обеспечивает наиболее полное участие  граждан в управлении делами государства. Избирательное право граждан  наступает с момента их совершеннолетия, когда гражданин становится (как  и указывалось выше) полностью дееспособным лицом и имеет право в полной мере пользоваться политическими правами и свободами. Следует отметить, что право гражданина быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления наступает либо с 18 лет (пассивное избирательное право), либо позднее и с наличием особых прав (постоянное проживание на территории Российской Федерации непосредственно перед выборами, а так же обладание гражданством РФ). В частности можно привести пример, что для избрания в депутаты Государственной Думы - обязательный возрастной ценз составляет 21 год; для осуществления полномочий Президента Российской Федерации обязательно постоянное проживание на территории Российской Федерации не менее 10 лет и возрастной ценз при этом составляет 35 лет, хотя еще существуют иные данные для избрания и осуществления полномочий (в частности, наличие опыта работы в руководящих структурах, высокая правовая грамотность).

Участие же в  референдуме имеет низший возрастной ценз, который составляет в России всего 18 лет и не сопряжено для гражданина России ни с какими другими ограничениями. Можно сказать, что всеобщее избирательное право не означает, что не существует никаких ограничений в этой области. В частности, это касается граждан, которые не способны по своему умственному или же психическому состоянию в полной мере осуществлять свои гражданские права и исполнять гражданские обязанности (за ними в судебном порядке признается недееспособность - т.е. они не могут выступать в качестве субъекта правовых отношений).

Обратимся теперь к праву граждан на равный доступ к государственной службе. Это  одна из новых норм для Конституции. Ее включение означает не только приведение Конституции и законодательства в соответствие с нормами международного права, но и снятие ограничения на партийность (обязательное членство в КПСС), национальность, родственники за границей и т.д.

Это право означает равенство исходных возможностей и  отсутствие дискриминации по каким - либо признакам.

Право поступления  на государственную службу имеют граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, но не старше 60 лет, если иное не установлено законами Российской Федерации. Не допускается установление при приеме на государственную службу каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений в зависимости от расы, пола, национальности, языка, социального происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям..

Участие граждан  в отправлении правосудия долгое время имело форму выборов народных судей и народных заседателей либо участия в работе суда в качестве судей и народных заседателей. В настоящее время осуществляется в России поэтапное введение института присяжных заседателей, назначаемых путем жребия для участия в рассмотрении конкретного дела и вынесения решения по существу (виновен - невиновен) как основы приговора суда. Это так же предусматривает открытое разбирательство дел во всех судах, что предполагает пассивное участие граждан в отправлении правосудия. Суд присяжных заседателей образуется при краевом, областном, городском суде и действует в составе судьи и 12 присяжных заседателей; в его работе обязательно участвуют государственный обвинитель и защитник.

Право граждан  на коллективное обращение в государственные органы и органы местного самоуправления является важным средством защиты прав и свобод граждан. Обращения граждан содержат неодинаковую информацию, не совпадают, но общественной направленности. Они различаются по своей юридической направленности и влекут разные правовые последствия. Термин «обращение» носит собирательный характер. В обращениях граждан могут содержаться жалоба в связи с тем или иным нарушением их прав, инициативное предложение, заявление и пр.

Право на объединение - одно из самых всеобъемлющих политических прав граждан, затрагивающее основные аспекты политической жизни граждан. Его цель состоит в том, чтобы обеспечить возможность участия каждого в политической и общественной жизни, а так же юридически установить создание разного рода общественных объединений. Граждане РФ имеют право на общественные объединения, общественные движения, партии, профсоюзы, предпринимательские объединения, общества и ассоциации.

Право на объединения  имеют как российские граждане и  лица без гражданства, исключением являются политические партии, права на создание и участие в которых имеют только граждане Российской Федерации. Никто не может быть принужден к вступлению в какие-либо общественные организации, а так же пребывания в них. Право на общественные объединения предоставляет гражданину широкий спектр реализации своих интересов непосредственно или вместе с общественной организацией. Конституция гарантирует свободу деятельности общественных объединений.

В частности  большое значение имеет действие общественных объединений в предвыборной и выборной компании, если такое им предоставлено, а именно они должны быть зарегистрированы и иметь соответствующие указания в уставах об участии в выборах. Международные правовые гарантии права на объединение заключаются в том, что каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства этого права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Права человека — одна из вечных проблем человечества, которая неизменно находится  в центре внимания философской, политической, правовой, религиозной, эстетической мысли. Тот перечень прав человека, который ныне зафиксирован в международно-правовых документах, — результат длительного исторического формирования эталонов и стандартов, ставших критерием демократичности современного общества.

Демократия  как форма политической организации  жизни общества представляет собой  сложную систему, сущность которой, по слова Платона, заключается в том, что в демократическом обществе каждый человек получает возможность жить в соответствии со своими желаниями. И именно релятивизм, присущий демократической идеи, есть то мировоззрение, которое открывает широкий простор для состязания самых разных сил, существующих в обществе. Однако, подлинную демократическую идею с непосредственным участием всего народа не только в законодательстве, но и в управлении практически невозможно реализовать в жизни. Повсеместная трансформация демократии в правление немногих - явление замеченное давно и достаточно хорошо описанное. Ни одна из современных стран не отвечает в полном объеме критериям и принципам демократической организации жизни общества.

Не является исключением в этом вопросе и  Российская Федерация, конституция которой гарантирует, что каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности перед государством. Комплекс прав невероятно сложен и многообразен, но далеко не все они реализуются на практике.

 

 

 

 

 

Библиография.

Библиография

1. Борисов В.К. Демократия общества и преодоление бюрократизма. Социально политический аспект. - М, 2000.

2. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов.3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000. – .528с.

3. Гуггенбергер Б. Теория демократии // Полис. - 2005. - №4

4. Кельзен X. О сущности и значении демократии. – М.: «Проспект», 1999.

5. Конституция Российской Федерации (от 12.12.1993 г). – М.: «Эксмо», 2004

6. Лазарев В.В . Теория права и государства – М.: Новый Юрист, 1997. – 432с.

7. Морозова Л.А. теория государства и права: учебник – М.: «Юристъ», 2004.-414с.

8. Морозова Л.А. теория государства и права: учебник – изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: «Эксмо», 2010. – 480с.

9. Матузова Н.И. и Малько А.В.Теория государства и права: Курс лекций – М.: Юристъ,2001.–776с. 

10. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. -М.: «Наука»,2003

11. Сахаров Н.А. Демократия: критерии, ценности, принципы // Вестник Моск. ун-та. Серия 12. Социально-политические исследования - 1997. - №2.

12. Токвиль А.О. Демократия в Америке. - М.: «Прогресс - Литера», 2000.

13. Шапиро М. Демократия и гражданское общество//Полис. - 2002.-№4.

14. Консультант плюс: Высшая школа/ учебное пособие, выпуск 12, 2009г.

 


Информация о работе Права и свободы личности