Права и свободы личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 14:09, курсовая работа

Описание работы

Права человека — его неотъемлемое свойство. Если человек не обладает правами, то тем самым уничтожается сама природа человеческого существа. Права человека принадлежат человеку. Поэтому они не могут рассматриваться как «дар» государства. Но всё же нельзя скрыть весомую роль государства в обеспечении и гарантии прав и свобод человека. Права человека не следуют понимать только как средство достижения какого-либо блага, они сами материализуются в некую социальную ценность, если обеспеченны условиями жизни и гарантированы. В данном случае роль государства является не просто, но, пожалуй, самой главной и самой существенной. Ранее права человека понимались, прежде всего, как свобода от государственного вмешательства. Но в современном обществе это представляется проблематичным, так как не стоит забывать о том, что возможности общества как саморегулирующейся системы довольно велики, но не безграничны. Без государства, без его участия многие социальные проблемы останутся неразрешенными.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ - Права и свободы личности права народа.doc

— 289.50 Кб (Скачать)

К данной группе относятся права:

    • Свобода экономической деятельности;
    • право на свободу труда;
    • право на социальное обеспечение;
    • право на жилище;
    • право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду
    • право на образование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Демократия  и власть народа

Чаще всего, когда мы говорим о правах и  свободах личности мы подразумеваем наличие демократического политического режима в государстве обеспечивающего власть народа.

Так например А.Б. Венгеров дает определение демократическому режиму («демократия» от др.-греч. «демос»  и «кратос» – народовластие), как  одной из разновидностей режима, основанного на признании принципа равенства и свободы всех людей, участии народа в управлении государством. Он утверждает, что предоставляя своим гражданам широкие права и свободы, демократическое государство не ограничивается только их Провозглашением, т.е. формальным равенством правовых возможностей, но и обеспечивает для них социально-экономическую основу и устанавливает конституционные гарантии этих прав и свобод.[2] Можно сделать вывод о том, что в результате – широкие права и свободы должны становиться реальными, а не только формальными.

Демократическая политическая система  – это организация легальной, опирающейся на законы и подконтрольной обществу власти. Она работает на основе понятных и принятых обществом принципов, имеет ясные цели и способна содействовать реализации общих интересов. [9, c. 325 ]

Л.А. Морозова в своем учебнике выделяет следующие черты демократического режима:

  1. Народовластие, т.е. признание народа единственным источником государственной власти;
  2. Свобода личности в экономической сфере, т.е. свобода предпринимательства и признание частной собственности;
  3. Реальная гарантированность прав и свобод человека и гражданина;
  4. Осуществление государственной власти на основе принципа разделения властей;
  5. Выборность и сменяемость органов государственной власти;
  6. Децентрализация государственной власти;
  7. Наличие политико-правовых механизмов, обеспечивающих реальную возможность участия граждан в формировании, деятельности органов государства и в контроле за ними;
  8. Учет интересов и мнения меньшинства, использование метода согласования при принятии решений;
  9. Политический плюрализм, т.е. отсутствие единой общеобязательной официальной идеологии; многопартийность, свобода мнений, убеждений;
  10. Наличие легальной оппозиции. [8, с. 95-96]

Со времен известного французского историка, социолога и политического деятеля Алексиса де Токвиля в политической литературе неоднократно высказывалась мысль, что развитие государственных форм неизбежно и закономерно приведет человеческое общество к демократии. Позднее ряд влиятельных политологов, подобно Токвилю, содействовали утверждению этой мысли в общественном сознании. Мнения многих из них представлялись значительными так, как они не вытекали из факта пламенного преклонения перед демократической идеей. Демократия представлялась им естественным и неизбежным состоянием, которое немедленно наступит вне зависимости от содействия или противодействия отдельных индивидуумов или групп людей. Английские мыслители осторожно пытались поколебать эту точку зрения, как одно из тех «дилетантских» обобщений, проистекающих из Франции. Тем не менее, это «французское» мнение проникло и в Англию, найдя себе там ряд твердых последователей.

В большинстве стран  демократия (хотя бы даже «относительная»  демократия) стала практической действительностью, в тоже время она сделалась предметом ожесточенной критики. И если прежде самым характерным обобщением политической науки была мысль о грядущем торжестве демократии, сейчас таким обобщением многие считают утверждение о неясности ее будущего, о возможных путях ее развития и совершенствования. Пока демократию ждали, о ней говорили, что она непременно наступит, когда же она наступила, о ней говорят, что она может и исчезнуть. Прежде ее нередко считали высшей и конечной формой, обеспечивающей уверенное и благополучное существование [12, с. 48-50].

По сути, в современном видении  понятие демократии распространено на все формы государства, в котором  народу принадлежит верховенство в  установлении власти и контроль над  ней. При этом допускалось, что свою верховную власть народ может проявлять как непосредственно, так и через представителей. В соответствии с этим демократия определяется, прежде всего, как форма государства, в которой верховенство принадлежит общей воле народа. Это есть самоуправление народа, без его различия на «черных и белых», «пролетариев и буржуазию», т.е. всей массы народа в совокупности. Следовательно, демократической идее одинаково противоречит всякое классовое господство, всякое искусственное возвышение одного человека над другим, какими бы людьми они ни были.

В этом смысле современная  политическая мысль пришла к гораздо  более сложному представлению о  демократии, чем то, которое встречается  в античности. Но в другом отношении  она не только подтвердила, но и закрепила  греческое понимание существа демократии. Выдвинув в качестве общего идеала государственного развития идеал правового государства, мы зачастую рассматриваем демократию как одну из форм правового государства. А так как с идеей правового государства неразрывно связано представление не только об основах власти, но и о правах граждан, правах свободы, то древнее определение демократии как формы свободной жизни здесь органически связывается с самим существом демократии, как формы правового государства [10, с. 63].

С этой точки зрения демократия означает, возможно, полную свободу личности, свободу ее исканий, свободу состязания мнений и систем. Если Платон существо демократии усматривал в том, что каждый человек получает здесь возможность жить, в соответствии со своими желаниями, то это определение как нельзя лучше подходит к современному пониманию демократии. И сейчас идее демократии соответствует, возможно, полное и свободное проявление человеческой индивидуальности, открытость для любых направлений и проявлений творчества и т.п. И хотя практически демократия представляет собой управление большинства, но, как метко сказал Рузвельт, «лучшим свидетельством любви к свободе является то положение, в которое ставится меньшинство. Каждый человек должен иметь одинаковую с другими возможность проявить свою сущность».

Кельзен нашел для этой системы отношений удачное определение, назвав ее системой политического релятивизма [4, с. 132]. Это значит, что если система  политического абсолютизма представляет собой неограниченное господство какого-либо одного политического порядка, одной совокупности верований, воззрений с принципиальным отрицанием и запрещением всех прочих, то система политического релятивизма не знает в общественной жизни никакого абсолютного порядка, верований, воззрений. Все политические мнения и направления для нее относительны, каждое имеет право на внимание и уважение. Именно релятивизм есть то мировоззрение, которое предполагается демократической идеей. Поэтому она и открывает для каждого убеждения возможность проявлять себя и в свободном состязании с другими убеждениями утверждать свое значение. Демократическая идея требует свободы для всех, без каких бы то ни было изъятий и лишь с ограничениями, вытекающими из условий общения.

Многие ученые называют демократию свободным правлением (free government). Это еще раз показывает, в какой мере понятие свободы неразрывно сочетается с представлением о демократической форме государства.

С точки зрения моральной и политической между  равенством и свободой существует наибольшее соотношение. Мы требуем для человека свободы в первую очередь для полного и беспрепятственного проявления его личности, а так как последняя является неотъемлемым «атрибутом» каждого человека, то мы требуем в отношении ко всем людям равенства. Демократия ставит своей целью обеспечить не только свободу, но и равенство. В этом стремлении к всеобщему равенству демократическая идея проявляется не меньше, чем в стремлении к всеобщему освобождению. Тезис Жан-Жака Руссо о всеобщей воле народа как основы государства в демократической теории неразрывно связывается с началами равенства и свободы и никак не может быть от них отделен. Участие всего народа, всей совокупности его дееспособных элементов, в образовании «всеобщей воли» вытекает как из идеи равенства, так и из идеи свободы.

Демократический режим представляет собой тот идеал, к достижению которого стремятся любое общество и государство. Но можно говорить и о том, что достичь этого идеала в полной мере не удалось  пока ни одному государству. Степень отдаленности современных демократий от даже приблизительного идеала отчетливо видна в вопросе о фактическом осуществлении народовластия. Реализовать в жизнь подлинную демократическую идею представляется весьма сложно. Объективно при любом строе, в том числе и при демократии, над общей массой народа всегда вырастают немногие – руководящие меньшинством и направляющие общую политическую жизнь. Практически повсеместный переход демократии в правление немногих – явление, которое было замечено давно и имеет достаточно хорошее описание.

Итак, демократия - это социально-политическое явление, которое постоянно развивается. Вместе с тем, усвоение характеристик, характерных категории «демократия», дает возможность более четко выяснить направления усовершенствования той или иной политической системы на пути ее приближения к демократическим идеалам.

Важное теоретическое  и практическое значение имеет вопрос про критерии демократии. Общепринятым и наиболее важным среди них является возможность граждан принимать  реальное участие в управлении, в  решении как государственных, так и гражданских дел. Общество не может быть демократичным, если его граждане лишены таких возможностей. Только создавая благоприятные условия для открытия творческого потенциала граждан и преодолевая их социальную инертность, общество получает мощный импульс саморазвития за счет включения в демократический процесс главной действующей силы истории - народа.

Среди главных  критериев демократичности общества есть наличие в нем фундаментальных  прав и свободы человека. Конституционно закрепленные за гражданами права и свободы являются важными ценностями демократии. При этом, первоочередными в международном праве определяются политические права и свобода. В свое время, в конце XVIII ст., Великая Французская революция прошла под лозунгом «Свобода, равенство, братство». В XX ст. этот лозунг осуществился в Общей декларации прав человека, первая статья которой говорит: «Все люди рождаются свободными и равными в своих достоинствах и правах. Они наделены разумом и совестью и должны относиться друг к другу в духе братства» [13, с.24-25].

К первоочередным политическим правам и свободе относятся  свобода слова, убеждений, вероисповедания  для всех людей независимо от их расы, пола, языка и религии. В  демократическом обществе гарантируется  неприкосновенность особы и жилья, запрещаются ограничения в выборе места проживания граждан и их перемещение в своем государстве, обеспечивается право на свободный выезд и въезд в свою страну.

Реализация  фундаментальных прав и свободы  человека обеспечивается наличием такого критерия демократии как правовое государство с приоритетом закона во всех сферах жизни общества. Именно такое государство является главной силой в демократическом обществе, которая способна гарантировать гражданам их права и свободу.

Критерием, демократии является наличие или отсутствие демократического типа политической культуры, которая предвидит принятие таких ценностей, как уважение прав и свободы человека, отказ от насилия как способа государственной политики и формы политической борьбы, гуманность, терпение к инакомыслию, осмысленное уважение и соблюдение гражданами законов.

На этой основе базируется не менее важный критерий демократии - высокая социальная и  политическая активность разных общественных сил, добровольно объединенных в  организации, ассоциации, клубы. Эти объединения своей разнообразной деятельностью формируют общественную среду и создают неотъемлемый элемент гражданского общества, в котором много профессиональных, социальных, духовных запросов и потребностей людей обеспечиваются независимо от государства и от институционализированной сферы.

Реализация  этих критериев демократии обеспечивается целым, рядом ее принципов. Одним  из основных принципов демократии является принцип большинства. Так, в демократическом  обществе в результате волеизволения  народа относительно того или другого вопроса создается большинство, которое и определяет позицию власти. Другими словами, демократия это не просто власть народа, а власть его большинства, которое является сутью доктрин народного суверенитета.

Принцип большинства реализуется через прямую и представительскую форму демократии. К форме прямой демократии можно отнести выборы на основе всеобщего избирательного права. Другая форма прямой демократии - референдум, который проводится с разных аспектов государственной политики и общественно-политической жизни. Главную роль в процессе принятия решения играют институты представительской демократии, и прежде всего, парламент. Именно парламент, состав которого выбирается путем общих выборов, граждане в демократическом обществе наделяют полномочиями для осуществления функций высшей законодательной власти страны.

Вместе с  тем, принцип большинства нельзя абсолютизировать и считать его  безукоризненно демократическим, если при этом не придерживается право  меньшинства на оппозицию. В демократическом обществе большинство и меньшинство граждан являются целиком равными в своих правах и свободах. Демократическая организация общества невозможна без исполнения принципа плюрализма, который дает возможность управлять на основе учета множественного характера общественного мнения и позиций разных субъектов политики. В плюралистическом обществе с этой целью меньшинству дается юридически гарантированное право на оппозицию. Подчиняясь законам и другим решениям государственной власти, которые были приняты по воле большинства, меньшинство имеет законную возможность выражать свое несогласие с такими решениями, снимать с себя ответственность за те из них, которые могут иметь негативные последствия. Наличие оппозиции в парламенте, а так же во всех других сферах общественной жизни, обеспечивает реальный плюрализм мыслей и действий, которые являются необходимым условием принятия оптимальных решений. Эффективным средством борьбы оппозиционных сил за реализацию своих интересов является многопартийность.

Информация о работе Права и свободы личности