Права и свободы человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 23:52, реферат

Описание работы

Целью работы является раскрытие понятий «права человека» и «свобода человека», выяснить важнейшие права личности и проблему их реализации в современном мире.
К задачам работы следует отнести:
- выяснение способов взаимоотношений индивидов с властью;
- раскрытие прав человека и прав гражданина;
- анализ теоретических трактовок прав человека;
- анализ типологий прав человека.

Работа содержит 1 файл

реф политологияWord (2).docx

— 46.11 Кб (Скачать)

Введение

          В статье 24 Конституции Украины говориться: «Граждане имеют равные  конституционные права и свободы и являются равными перед законом» Это говорит о том, что Украина является правовым государством, одним из важнейших признаков такого государства является выраженное в данной статье провозглашение человека, его прав и свобод высшей ценностью. Это единственная высшая ценность, остальные общественные ценности такой конституционной оценки не получили и располагаются по отношению к ней на более низкой ступени и не могут ей противоречить.      

     Проблема  прав человека, выражаемая в той  или иной форме, сопутствует всей истории человечества. Не менее актуальна  она и в настоящее время. Права  человека представляют собой один из способов трактовки и практического  решения вопроса взаимоотношений  человека и той общности, в которой  он проживает и официальным представителем которой выступает власть. Они  утверждают в этих взаимоотношениях свободу и достоинство личности, ее высший ценностный статус.

     Целью работы является раскрытие понятий  «права человека» и  «свобода человека», выяснить важнейшие права личности и проблему их реализации в современном  мире.

 К задачам  работы следует отнести:

 - выяснение  способов взаимоотношений индивидов  с властью;

 - раскрытие  прав человека и прав гражданина;

 - анализ теоретических трактовок прав человека;

 - анализ  типологий прав человека. 

 Раздел 1. Понятие прав человека.

    1. Идеи прав человека в античности и средневековье.

 На  заре человечества в условиях родоплеменного строя проблема прав человека не стояла и не могла стоять, так как в  то время не было отчужденной от индивидов власти, а значит и необходимости  утверждать и защищать во властных отношениях ценность личности, ее свободу. Кроме того, «средний» человек  до государственной и раннегосударственной эпохи еще не обладал развитым самосознанием и индивидуальностью, руководствовался в отношениях с государством прежде всего вековыми традициями, не отделял себя от рода, общины, селения и государства, обычно с покорностью воспринимал свое положение в общественной иерархии, даже если это было положение раба.

 Само  возникновение проблемы прав человека неразрывно связано с развитием  общества, государства и человеческой индивидуальности. Не случайно впервые  идеи прав личности возникают лишь у немногих материально обеспеченных мыслителей, обладающих развитым самосознанием  и чувством собственного достоинства. Исторически первой формой осмысления и утверждения индивидуального  достоинства и автономии личности по отношению к власти стали идеи естественного права, возникшие  в первом тысячелетии до н.э.

 Впервые эти идеи встречаются у древнегреческих  философов-софистов: Ликофрона, Антифона, Алкидама и других в VI—V вв. до н.э. Они утверждали, что все люди равны от рождения и имеют одинаковые, обусловленные природой права. Само же государство Ликофрон трактовал как результат общественного договора. Идею договорного происхождения государства и равенства всех людей перед небом отстаивал в V в. до н.э. китайский философ Мо-Цзы.

 Значительный  вклад в концепцию прав человека внес Аристотель. Он защищал права, присущие человеку от рождения, и прежде всего его право на частную  собственность. Это право коренится  в самой природе человека и  основывается на его любви к самому себе. Аристотель высказал ряд идей, близких к современной концепции  прав человека. Так, он не только признавал  права гражданина государства, но и  различал естественное и условное, позитивное право, а также считал, что естественное право должно служить  образцом для права условного, которое, в свою очередь, более изменчиво  и является результатом деятельности властей и соглашений между людьми. Эта идея верховенства естественного  права над законами государства  получила свое развитие в современных  теориях прав человека, в том числе  в концепции правового государства.

 Выдающийся  вклад в массовое распространение  гуманистических ценностей, лежащих  в основе концепции прав человека, внесло христианство. Оно придало  гуманистическим идеям высший ценностный статус, соединив их с религиозно-нравственными  ценностями. Христианство обращается к внутреннему миру человека, его  свободному выбору веры и ценностных ориентаций и тем самым способствует развитию человеческой индивидуальности. Оно требует уважения каждого  человека как творения, наделенного  душой и созданного Богом по своему образу и подобию. Божественное происхождение  обусловливает принципиальное равенство  и свободу всех людей. Кроме того, вдохновляющим примером уважения и  любви к человеку служит поступок Бога, сознательно обрекшего Своего Сына на мучительные страдания на кресте ради спасения человечества. Проповеди  Христа также обращаются в первую очередь к униженным и оскорбленным, подчеркивают равенство всех людей в их высшем, духовном измерении — в отношении к Богу.

 Гуманистические идеи христианства, выступая в качестве нрав-ственных регуляторов поведения людей, оказали огромное влияние на все последующее развитие Старого Света. И все же они не нашли политико-институционального признания и воплощения в реальных государственно-правовых нормах. В эпоху феодализма получили распространение принципы взаимоотношения между индивидом и властью, унаследованные от античного общества и германских обычаев и смягченные патриархальной и христианской моралью.

 Отношения между индивидом и властью  представляли собой сложную общественную иерархию прав и обязанностей. Человек, в соответствии с местом, занимаемым на социальной лестнице, был обязан выполнять указания своего господина (сюзерена) и в то же время мог  рассчитывать на его покровительство  и защиту, а также на послушание подданных (если они существовали), неся перед ними, в свою очередь, определенные обязанности.

 В целом  же во времена феодализма идея равенства  от рождения естественных прав всех людей  или хотя бы правового равенства  всех свободных граждан была отвергнута. Сами же права трактовались как привилегии, дарованные подданным монархом или  сюзереном. Каждое из сословий имело  специфические права, которые сокращались  по мере снижения по лестнице общественной иерархии.

 1.2. Права человека и права гражданина.

 Вопрос  прав и свобод человека и гражданина в настоящее время является важной проблемой внутренней и внешней  политики всех государств мирового содружества. Именно состояние дел в сфере  обеспечения прав и свобод лица, их практической реализации есть тем  критерием, за которым оценивается  уровень демократического развития любого государства и общества в  целом.

 Свобода человека — исходное понятие в  проблеме прав человека и гражданина. Различают естественные права человека, то есть связывание с самим ее существованием и развитием, и приобретенные, что в основном характеризуют социально-политический статус человека и гражданина (институт гражданства, право на участие в решении государственных дел и тому подобное). Конечно, что при отсутствии у человека свободы он не может владеть и реально пользоваться своими правами. Именно свобода создает условия для реального приобретения прав и их реализации. С другой стороны, права человека закрепляют и конкретизируют возможность действовать в пределах, установленных ее правовым статусом.

 Права человека в сравнении с правами  гражданина приоритетны. Ведь права  человека распространяются на всех людей, какие проживают в том или ином государстве, а права гражданина — лишь на те лица, которые являются гражданами определенной страны. Примером прав гражданина, закрепленных Конституцией Украины, есть право на свободу объединения в политические партии и общественные организации (в. 36), право принимать участие в управлении государственными делами (в. 38), право на проведение собраний, митингов, походов, демонстраций (ст. 39) и т. д. Говоря о правах человека и гражданина, следует считаться с тем, что такое их разграничение не имеет абсолютного значения, поскольку по согласию между государствами некоторые гражданские права могут быть распространены на граждан другого государства — субъектов заключенных между государствами договоров.

 В Конституции  Украины (преимущественно в разделе II) определены такие группы основных прав: гражданские, политические, экономические, социальные, экологические, культурные, семейные. Гражданские права — это возможности людей, что характеризируют их физическое и биологическое существование, удовлетворение материальных, духовных и некоторых других потребностей.

 Политические  права — это возможности человека и гражданина брать участие в общественной и государственной жизни, вносить предложения об улучшении работы государственных органов, их служебных лиц и объединений граждан, критиковать изъяны в работе, непосредственно принимать участие в разных объединениях граждан.

 Экономические права — это возможности человека и гражданина, что характеризуют  их участие в выработке материальных благ. К ним относят: право на частную  собственность (индивидуальную и коллективную); право на труд и выбор профессии  и рода трудовой деятельности; возможность  выбора рода занятий и работы за призванием; право на профессиональную подготовку и переподготовку; право на справедливую оплату труда; право на забастовку; право на отдых и тому подобное.

 Социальные  права — это возможности человека и гражданина по обеспечению надлежащих социальных условий жизни. Это право на охрану здоровья; право на жилье; право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной потери работоспособности, потери кормильца, и др.; право на достаточный жизненный уровень для себя и своей семьи (питание, жилье).  

 Экологические права — это права человека и гражданина на безопасную экологическую среду. То есть это право на безопасное для жизни и здоровья окружающей среды; на возмещение нанесенной нарушениям этого права вреда и тому подобное.

 Культурные  права — это возможности доступа человека к духовным ценностям своего народа (нации) и всему человечеству. Это право на образование; право на пользование достижениями отечественной и мировой культуры; право на свободу научной, технической и художественному творчеству; право на защиту интеллектуальной собственности; право на использование результатов интеллектуальной, творческой деятельности и тому подобное.

 Семейные  права — это возможности человека и гражданина свободно распоряжаться  собой в семейных правоотношениях. Это означает: право на невмешательство в личную и семейную жизнь; право на добровольное бракосочетание, уровни права и обязанности в браке и семье; право на государственную охрану семьи, материнства, отцовства, и детства; право на равенство детей независимо от происхождения или рождения в браке или вне брака.

1.3 . Индивидуальные потребности как источник прав человека.

 Статус  и авторитет прав человека в государстве  во многом связаны с трактовкой их источника. Просвещение утвердило  в качестве решающего критерия определения  естественных прав личности человеческий разум. Тем самым оно попыталось найти им земную основу. Сегодня  политологи различной мировоззренческой  ориентации по-разному оценивают  конечный источник прав человека. Одни видят его в естественной человеческой природе, в конституирующих человеческий род основополагающих потребностях — в поддержании жизни, в безопасности, свободе от насилия и социально  неоправданных ограничений, уважении человеческого достоинства, духовном развитии и т.д.

 Другие  же возводят наиболее высокие из прав к душе, Богу.

 Обе эти трактовки конечного источника  прав человека укладываются в рамки  одного, естественноисторического подхода  к правам человека. Противоречия между  ними невелики и устраняются в  том случае, если лежащую в их основе природу человека трактуют не как сводимую к его животным, биологическим  качествам, а имеющую божественное происхождение. Более существенные отличия в этом вопросе, а также  в понимании прав человека в целом связаны с позитивистским и марксистским подходами к их интерпретации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Раздел 2. Права и обязанности человека.

2.1. Основные теоритические трактовки прав человека.

Информация о работе Права и свободы человека