Права человека в законах Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 19:49, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение основных, фундаментальных прав человека, значение этого института, его история, классификация прав человека. Необходимо исследовать развитие и обогащение прав человека, появления новых «поколений» прав. Важно раскрыть структуру прав, определяемую спецификой сферы деятельности человека: личной, политической, социальной, экономической, культурной. Показать механизм защиты прав человека в Российской Федерации.

Содержание

Введение. 2

Глава 1. Классификация прав человека.

1.1 Естественные права человека. 4

1.2 Позитивные права человека. 12

Глава 2. Права человека в законах Российской Федерации.

2.1 Основные проблемы, связанные с реализацией прав человека. 20

2.2 Основания и способы ограничения прав человека. 24

2.3 Механизм защиты прав человека. 31

Заключение. 37

Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

Копия Курсовая Права человека России.doc

— 186.50 Кб (Скачать)

     Экономические, социальные и культурные права так же относим к позитивным.

     Эти права составляют не менее важный, пласт прав и свобод человека.

     Право на экономическую деятельность.

     Данное  право закрепляется ст. 34 Конституции  РФ и предусматривает свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. При этом не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. 

     Право частной собственности.

     Граждане  и их объединения вправе иметь  в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

     Данное  право принадлежит каждому и  является одной из основ конституционного строя. Закрепление в Конституции  этого права означает не только признание основного права демократического режима, но и основания перехода к рыночной экономике, к свободному гражданскому обществу. 2

     Трудовые  права и свободы.

     Труд  свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями  к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен.

     Каждый  имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации  и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

     Признается право  на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных  федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

     Каждый имеет право  на отдых. Работающему по трудовому  договору, гарантируются установленные федеральным законом: продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

     Защита  материнства, детства и семьи.

     В соответствии со статьей 38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

     Охрана  материнства и детства осуществляется и другими отраслями права. Государство  всемерно содействует укреплению семьи, устраняет дискриминацию при  вступлении в брак, утверждая равенство  прав мужчины и женщины, основывающих семью. Этому способствует Семейный кодекс, Жилищный кодекс и другие нормативные правовые акты.

     01 сентября 2009 года Дмитрий Медведев  подписал Указ об учреждении  должности уполномоченного по  правам ребенка при президенте  РФ. Для выполнения возложенных  на него обязанностей Уполномоченному предоставляется ряд прав, в том числе право запрашивать и получать от федеральных органов государственной власти необходимые сведения и материалы, беспрепятственно посещать федеральные органы государственной власти, проводить самостоятельно или совместно с уполномоченными органами проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти и должностных лиц, направлять в федеральные органы исполнительной власти обращения, содержащие рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления нарушенных прав и интересов ребенка.3

     Право на социальное обеспечение.

     В каждом государстве есть люди, которые  в силу болезни или старости, а  также по причине других обстоятельств  не в состоянии обеспечить свое существование  сами. Общество не может бросить таких людей на произвол судьбы и поэтому создает государственную систему по их обеспечению материальными благами за счет общества. Для этого каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

     Право на жилище.

     Закрепление права на жилье - одно из самых необходимых  жизненных благ, основа нормальной жизнедеятельности гражданина. Каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен  жилища.

     Органы  государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

     Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется  бесплатно или за доступную плату  из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

     Право на охрану здоровья и медицинскую  помощь.

     Действующая Конституция РФ предоставляет право  на медицинскую помощь государственных  и муниципальных учреждениях  здравоохранения бесплатно, за счет средств бюджета, страховых взносов и других поступлений. Статья 41 Конституции закрепляет финансирование федеральных программ охраны и укрепления здоровья населения, принятие мер по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощрение деятельности, способствующей укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

     Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих  угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

     Право на благоприятную окружающую среду.

     Каждый  имеет право на благоприятную  окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

     Право на образование.

     Данное  право имеет большое значение в жизни людей. Конституция РФ гарантирует общедоступность и  бесплатность дошкольного, основного  общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

     Свобода творчества.

     Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

     Данная свобода, закрепленная в ст.44 Основного Закона РФ, означает, что ни органы государственной власти, ни органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в творческую деятельность граждан.

     Право на участие в культурной жизни.

     Каждый  имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Это означает право граждан на свободное посещение театров, художественных выставок, музеев. Как и свобода творчества, право на участие в культурной жизни закреплено в Основах законодательства о культуре, где сказано, что культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от его происхождения, пола, расы и т.д. 
 
 

2.1 Основные проблемы, связанные с реализацией  прав человека.

     Наиболее  актуальными аспектами проблематики регулирования, реализации и защиты, закрепленных в Конституции РФ прав и свобод человека являются вопросы о пределах реализации этих прав, а также о возможности и критериях их ограничения. Надлежащее их решение имеет важное значение, как для формирования доктрины российского конституционного права, так и для развития государственно-правовой практики.

      Главной задачей проводимых политико-юридических, социально-экономических преобразований является развитие России как правового  демократического и социального  государства. В таком государстве должен быть притягательный для граждан образ права. И это закономерно. Только ощущая себя в полном смысле слова свободной, правовой (праводееспособной) личностью, гражданин и сможет стать непосредственным и активным строителем соответствующего международным правовым стандартам государства.

      Вместе  с тем, тот идеал права, который  закреплен в Конституции РФ, новом  законодательстве (ГК РФ, СК РФ, ТК РФ, ГПК  РФ и др.), не получил еще необходимого целостного осмысления в теории и  воплощения на практике. Не случайно, даже при провозглашении человека, его прав и свобод высшей ценностью все еще остается востребованным образ строгого чисто внешнего, обязательно-принудительного права, а полезность правомерного поведения нередко связывается лишь с законопослушанием, независимо от того, осуществляются права или обязанности личности. Все это свидетельствует о сохранении традиций государство-центристского подхода к праву в отечественной юридической науке и практике.

      В Российской Федерации уровень культуры прав человека и конституционного правосознания отдельного индивида, представителей государственных структур, общества в целом невысок, доминирующими остаются конституционно-правовой нигилизм, инфантилизм, идеализм, что является существенным препятствием современным процессам модернизации, превращения Конституции РФ из декларативного документа в акт, способный обеспечить стабильность в обществе и развитие российской государственности. Россия — страна, где на протяжении многих веков отсутствовали традиции парламентаризма, утверждалась харизматическая концепция власти, что принижало значимость конституционного правосознания. При этом права человека рассматривались в нашей стране в качестве нравственной, а не юридической категории. Индивидуализм, в контексте которого развивались представления о правах человека на Западе, не был присущ российскому обществу. Эти обстоятельства оказывали серьёзное влияние на формирование в России культуры прав человека и конституционного правосознания, придав им специфические черты. Поэтому исследование современного состояния культуры прав человека и конституционного правосознания в российском обществе, а также выяснение факторов, препятствующих их формированию, разработка направлений и форм деятельности по их развитию являются актуальными с точки зрения конституционно-правового регулирования и дальнейших перспектив конституционного развития нашего государства. 

     Ш. Монтескье в своем знаменитом трактате “О духе законов” говорит: “Необходимо  уяснить себе, что такое свобода  и что такое независимость. Свобода есть право делать все, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что законами запрещается, то у него не было бы свободы, так как то же самое могли бы делать и прочие граждане”.4

     Данное  утверждение весьма красноречиво формулирует основные проблемы, связанные с правами человека – определение пределов прав и способы ограничения прав человека, ибо свобода человека есть свобода только до тех пределов, пока она не посягает на законные права и свободы других, на признанные и законные ценности общества. 

     Природа конституционных ограничений кроется  в признании прав человека естественными (догосударственными или внегосударственными), с одной стороны, и признании  роли государства как основного гаранта этих прав и одновременно основной угрозой этим правам - с другой. В процессе реализации прав и свобод сталкиваются различные интересы: субъекта этих прав, других лиц, общества в целом, государства. В силу этого установление ограничений (определение пределов) прав - объективная потребность нормального функционирования общества, с одной стороны, и свободы личности - с другой. Цель ограничений - достижение компромисса между интересами человека и интересами общества, государства и других лиц.  

     Всякое конституционное ограничение применительно к индивидуальному праву предполагает, что оно обусловлено возможностью столкновения ценностей, подлежащих защите, а потому такое ограничение признается правом. Этот принцип универсален. Ограничение направлено на достижение рационального, т.е. адекватного, баланса сталкивающихся конституционно-правовых ценностей.

     Для каждого современного государства  характерна своя определенная система  социальных ценностей, иногда конституционно закрепленных, и обусловленная ею совокупность критериев и целей, образующая основания для установления границ (пределов) в реализации гражданами своих прав и свобод. Л.Д. Воеводин в связи с этим пишет: "...пределы осуществления прав и свобод можно было бы определить как совокупность сложившихся на основе существующих в обществе социальных ценностей критериев и ориентиров, очерчивающих границы пользования гражданами своими конституционными правами и свободами, а также осуществления в пределах Конституции и законов органами государственной власти и органами местного самоуправления принадлежащих им полномочий".5 В этом смысле пределы реализации прав, закрепленных в конституциях различных государств и выражающиеся в установлении общих оснований ограничений, имеют определенное сходство. При этом целью ограничений является достижение гармонии между интересами личности и интересами государства как представителя общества.

Информация о работе Права человека в законах Российской Федерации