Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 19:49, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение основных, фундаментальных прав человека, значение этого института, его история, классификация прав человека. Необходимо исследовать развитие и обогащение прав человека, появления новых «поколений» прав. Важно раскрыть структуру прав, определяемую спецификой сферы деятельности человека: личной, политической, социальной, экономической, культурной. Показать механизм защиты прав человека в Российской Федерации.
Введение. 2
Глава 1. Классификация прав человека.
1.1 Естественные права человека. 4
1.2 Позитивные права человека. 12
Глава 2. Права человека в законах Российской Федерации.
2.1 Основные проблемы, связанные с реализацией прав человека. 20
2.2 Основания и способы ограничения прав человека. 24
2.3 Механизм защиты прав человека. 31
Заключение. 37
Список используемой литературы.
Экономические, социальные и культурные права так же относим к позитивным.
Эти права составляют не менее важный, пласт прав и свобод человека.
Право на экономическую деятельность.
Данное
право закрепляется ст. 34 Конституции
РФ и предусматривает свободное
использование своих способностей и имущества
для предпринимательской и иной не запрещенной
законом экономической деятельности.
При этом не допускается экономическая
деятельность, направленная на монополизацию
и недобросовестную конкуренцию.
Право частной собственности.
Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Данное право принадлежит каждому и является одной из основ конституционного строя. Закрепление в Конституции этого права означает не только признание основного права демократического режима, но и основания перехода к рыночной экономике, к свободному гражданскому обществу. 2
Трудовые права и свободы.
Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен.
Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору, гарантируются установленные федеральным законом: продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
Защита материнства, детства и семьи.
В соответствии со статьей 38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
Охрана
материнства и детства
01
сентября 2009 года Дмитрий Медведев
подписал Указ об учреждении
должности уполномоченного по
правам ребенка при президенте
РФ. Для выполнения возложенных
на него обязанностей
Право на социальное обеспечение.
В каждом государстве есть люди, которые в силу болезни или старости, а также по причине других обстоятельств не в состоянии обеспечить свое существование сами. Общество не может бросить таких людей на произвол судьбы и поэтому создает государственную систему по их обеспечению материальными благами за счет общества. Для этого каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
Право на жилище.
Закрепление права на жилье - одно из самых необходимых жизненных благ, основа нормальной жизнедеятельности гражданина. Каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Действующая Конституция РФ предоставляет право на медицинскую помощь государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения бесплатно, за счет средств бюджета, страховых взносов и других поступлений. Статья 41 Конституции закрепляет финансирование федеральных программ охраны и укрепления здоровья населения, принятие мер по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощрение деятельности, способствующей укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.
Право на благоприятную окружающую среду.
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Право на образование.
Данное право имеет большое значение в жизни людей. Конституция РФ гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
Свобода творчества.
Каждому
гарантируется свобода
Данная свобода, закрепленная в ст.44 Основного Закона РФ, означает, что ни органы государственной власти, ни органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в творческую деятельность граждан.
Право на участие в культурной жизни.
Каждый
имеет право на участие в культурной
жизни и пользование
2.1 Основные проблемы, связанные с реализацией прав человека.
Наиболее
актуальными аспектами
Главной
задачей проводимых политико-юридических,
социально-экономических
Вместе с тем, тот идеал права, который закреплен в Конституции РФ, новом законодательстве (ГК РФ, СК РФ, ТК РФ, ГПК РФ и др.), не получил еще необходимого целостного осмысления в теории и воплощения на практике. Не случайно, даже при провозглашении человека, его прав и свобод высшей ценностью все еще остается востребованным образ строгого чисто внешнего, обязательно-принудительного права, а полезность правомерного поведения нередко связывается лишь с законопослушанием, независимо от того, осуществляются права или обязанности личности. Все это свидетельствует о сохранении традиций государство-центристского подхода к праву в отечественной юридической науке и практике.
В
Российской Федерации уровень культуры
прав человека и конституционного правосознания
отдельного индивида, представителей
государственных структур, общества в
целом невысок, доминирующими остаются
конституционно-правовой нигилизм, инфантилизм,
идеализм, что является существенным препятствием
современным процессам модернизации,
превращения Конституции РФ из декларативного
документа в акт, способный обеспечить
стабильность в обществе и развитие российской
государственности. Россия — страна, где
на протяжении многих веков отсутствовали
традиции парламентаризма, утверждалась
харизматическая концепция власти, что
принижало значимость конституционного
правосознания. При этом права человека
рассматривались в нашей стране в качестве
нравственной, а не юридической категории.
Индивидуализм, в контексте которого развивались
представления о правах человека на Западе,
не был присущ российскому обществу. Эти
обстоятельства оказывали серьёзное влияние
на формирование в России культуры прав
человека и конституционного правосознания,
придав им специфические черты. Поэтому
исследование современного состояния
культуры прав человека и конституционного
правосознания в российском обществе,
а также выяснение факторов, препятствующих
их формированию, разработка направлений
и форм деятельности по их развитию являются
актуальными с точки зрения конституционно-правового
регулирования и дальнейших перспектив
конституционного развития нашего государства.
Ш. Монтескье в своем знаменитом трактате “О духе законов” говорит: “Необходимо уяснить себе, что такое свобода и что такое независимость. Свобода есть право делать все, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что законами запрещается, то у него не было бы свободы, так как то же самое могли бы делать и прочие граждане”.4
Данное
утверждение весьма красноречиво формулирует
основные проблемы, связанные с правами
человека – определение пределов прав
и способы ограничения прав человека,
ибо свобода человека есть свобода только
до тех пределов, пока она не посягает
на законные права и свободы других, на
признанные и законные ценности общества.
Природа
конституционных ограничений
Всякое конституционное ограничение применительно к индивидуальному праву предполагает, что оно обусловлено возможностью столкновения ценностей, подлежащих защите, а потому такое ограничение признается правом. Этот принцип универсален. Ограничение направлено на достижение рационального, т.е. адекватного, баланса сталкивающихся конституционно-правовых ценностей.
Для каждого современного государства характерна своя определенная система социальных ценностей, иногда конституционно закрепленных, и обусловленная ею совокупность критериев и целей, образующая основания для установления границ (пределов) в реализации гражданами своих прав и свобод. Л.Д. Воеводин в связи с этим пишет: "...пределы осуществления прав и свобод можно было бы определить как совокупность сложившихся на основе существующих в обществе социальных ценностей критериев и ориентиров, очерчивающих границы пользования гражданами своими конституционными правами и свободами, а также осуществления в пределах Конституции и законов органами государственной власти и органами местного самоуправления принадлежащих им полномочий".5 В этом смысле пределы реализации прав, закрепленных в конституциях различных государств и выражающиеся в установлении общих оснований ограничений, имеют определенное сходство. При этом целью ограничений является достижение гармонии между интересами личности и интересами государства как представителя общества.
Информация о работе Права человека в законах Российской Федерации