Права человека в законах Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 19:49, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение основных, фундаментальных прав человека, значение этого института, его история, классификация прав человека. Необходимо исследовать развитие и обогащение прав человека, появления новых «поколений» прав. Важно раскрыть структуру прав, определяемую спецификой сферы деятельности человека: личной, политической, социальной, экономической, культурной. Показать механизм защиты прав человека в Российской Федерации.

Содержание

Введение. 2

Глава 1. Классификация прав человека.

1.1 Естественные права человека. 4

1.2 Позитивные права человека. 12

Глава 2. Права человека в законах Российской Федерации.

2.1 Основные проблемы, связанные с реализацией прав человека. 20

2.2 Основания и способы ограничения прав человека. 24

2.3 Механизм защиты прав человека. 31

Заключение. 37

Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

Копия Курсовая Права человека России.doc

— 186.50 Кб (Скачать)

     Национальная  принадлежность.

     Так как Россия является многонациональной страной, то до недавнего времени национальность являлась основанием дискриминации и в тоже время рассматривалась как гордость каждого человека. Право определять свою национальную принадлежность зафиксировано в ст.26 Конституции РФ: каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

     Свобода передвижений и места жительства.

     Данное  право принадлежит каждому, кто  законно находится на территории страны. Следовательно, этого права лишены все те лица, которые проникли в страну с нарушением визового режима или законодательства о въезде. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

     Свобода совести и вероисповедания.

     Конституцией  Российской Федерации каждому гарантируется  свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально  или совместно с другими любую  религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

     Свобода совести и вероисповедания подробно регламентируется Федеральным законом  о свободе совести и о религиозных  объединениях 1997 г. В тоже время законодательство преследует те религиозные объединения, деятельность которых несет вред здоровью граждан.

     Свобода мысли и слова.

     Мысль - неотъемлемое свойство каждого человека. В этом отношении законодательного закрепления свободы мысли не требуется. Человека можно заставить говорить не то, о чем он думает, но заставить человека думать или не думать по желанию невозможно. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

     Каждый  имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

     Конституцией  РФ гарантируется свобода массовой информации, цензура запрещается.

     Признание свободы слова требует и признания ее ограничения. Конституция гарантирует свободу слова, но и сразу, же закрепляет невозможность пропаганды или агитации, возбуждающие разного рода вражду и ненависть.

     Государственная защита прав человека.

     Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

     Судебная  защита.

     Закреплению права на судебную защиту посвящены  несколько статей Основного Закона Российской Федерации.

     Каждому гарантируется судебная защита его  прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

     Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

     Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных  заседателей в случаях, предусмотренных  федеральным законом.

     Статья 49 Конституции РФ закрепляет презумпцию невиновности: «Каждый обвиняемый в  совершении преступления считается  невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном  федеральным законом порядке  и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого».

     Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление.

     При осуществлении  правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.

     Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр  приговора вышестоящим судом  в порядке, установленном федеральным  законом, а также право просить  о помиловании или смягчении наказания.

     Никто не обязан свидетельствовать  против себя самого, своего супруга  и близких родственников, круг которых  определяется федеральным законом. Федеральным законом могут устанавливаться  иные случаи освобождения от обязанности  давать свидетельские показания.

     Право на получение квалифицированной  юридической помощи.

     В Российской Федерации каждому гарантируется  право на получение квалифицированной  юридической помощи. В случаях, предусмотренных  законом, юридическая помощь оказывается  бесплатно. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.

     Право на возмещение вреда.

     Каждый  имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной  власти или их должностных лиц (ст. 53 Конституции РФ). 

         2.2 Позитивные права. 

      Практика  государств, признающих естественно-правовую доктрину происхождения прав человека, отнюдь не отвергает их позитивного оформления. И естественно-правовая доктрина, и позитивистский подход в современном мире не выступают как антиподы, антагонисты. Естественно-правовая доктрина акцентирует истоки происхождения прав человека как его неотъемлемых, неотчуждаемых свойств. Она ставит права человека превыше государства, идея ее направлена на ограничение правами человека тоталитарных притязаний государства. Вместе с тем, не находя закрепления в позитивном законодательстве, права человека выступают весьма неопределенно, размыто, и это затрудняет осуществление государством функции их обеспечения и защиты.

      В современном мире позитивистский подход в области прав человека неизбежно  должен опираться на нравственные категории свободы, справедливости, самооценки индивида для того, чтобы законодательно выразить их в определенном каталоге прав человека. Обретая законодательное выражение, права человека получают дополнительную "энергию", а государство, законодательно закрепляя их, обязывает себя гарантировать и обеспечивать права и свободы. Конституционная практика развитых государств в известной мере сняла противостояние естественно-правового и позитивистского подходов к правам человека на основе конституционного закрепления основных прав и свобод, которое исключает подавление и насилие государства по отношению к личности, отстаивая ее автономию и приоритет прав человека по отношению к государству.

          В отечественной юридической науке разработана концепция естественно-позитивного права или позитивного права в человеческом измерении.

      Человеческое  измерение впервые выдвинуто  и обосновано в качестве общего системообразующего критерия. Это позволило интегрировать  разные традиции, школы правопонимания (и прежде всего, естественного права и юридического позитивизма) и предложить на роль первичного элемента структуры права, вместо нормы - права и свободы. Осознание, закрепление и гарантирование прав и свобод впервые последовательно (от возникновения права до наших дней) раскрывается как главная миссия, предназначение, преимущество права (перед другими социальными регуляторами) в обществе, государстве.

     К позитивным правам относятся – политические права и свободы.

     Данные  права могут быть реализованы  как индивидуально, так и совместно с другими людьми. Отличительной чертой политических прав от личных является то, что многие из них принадлежат исключительно только гражданам РФ. Основные политические права начинают действовать непосредственно с момента достижения гражданином Российской Федерации совершеннолетия.

     Право на объединение.

     Данное  право закреплено в ст.30 Конституции  РФ. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

     Право на объединение - одно из самых всеобъемлющих  политических прав граждан, затрагивающее  основные аспекты политической жизни  граждан. Его цель состоит в том, чтобы обеспечить возможность участия каждого в политической и общественной жизни, а так же юридически установить создание разного рода общественных объединений.

     Право на мирные собрания и публичные манифесты.

     В Российской Федерации это право принадлежит только ее гражданам.       В Конституции это право выражено в статье 31, которая гласит: граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

     Целью таких действий может являться обсуждение проблем, представляющих общие интересы, выражение поддержки политики властей  или протеста против нее, стремление сделать свою позицию достоянием общественности.

     Право участвовать в управлении делами государства.

     Участие граждан в управлении делами своего государства, будь то непосредственно (т.е. путем референдума, выборов  или личного участия в деятельности органов государства) или через  избираемых ими же представителей в  органах государственной власти или местного самоуправления, является выражением суверенитета народа и формой осуществления им своей власти.

     Право избирать и быть избранным.

     Граждане  Российской Федерации имеют право  избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

     Не имеют права  избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору  суда. Избирательное право граждан  наступает с момента их совершеннолетия, когда гражданин становится полностью дееспособным лицом и имеет право в полной мере пользоваться политическими правами и свободами.

     Равный  доступ к государственной службе. Это одна из новых норм для Конституции Российской Федерации. Ее включение означает не только приведение Конституции и законодательства в соответствии с нормами международного права, но и снятие ограничения на партийность, национальность, родственники за границей и т.д.

     Право участвовать в отправлении правосудия.

     Участие граждан в отправлении правосудия долгое время имело форму выборов народных судей и народных заседателей либо участия в работе суда в качестве судей и народных заседателей. В настоящее время в России почти закончено поэтапное введение института присяжных заседателей, назначаемых путем жребия для участия в рассмотрении конкретного дела и вынесения решения по существу.

     Право обращений.

     Граждане  Российской Федерации имеют право  обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения  в государственные органы и органы местного самоуправления.

     Обращения граждан содержат неодинаковую информацию, не совпадают по общественной направленности. Они различаются по своей юридической  направленности и влекут разные правовые последствия. Термин "обращение" носит собирательный характер. В обращениях граждан могут содержаться жалоба в связи с тем или иным нарушением их прав, инициативное предложение, заявление и пр. Действующее законодательство не дает определения понятий "жалоба", "предложение", "заявление".

Информация о работе Права человека в законах Российской Федерации