Порядок пересмотра конституции и внесение конституционных поправок

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 12:30, курсовая работа

Описание работы

Первый пункт работы даёт общую характеристику стабильности Конституции Российской Федерации и её гарантий, здесь же содержится историческая и сравнительно-правовая справка.
Во втором пункте рассматривается процедура пересмотра положений глав 1, 2, 9 Конституции Российской Федерации, причём их пересмотр равнозначен пересмотру Конституции Российской Федерации.
В третьем пункте подробно разобран порядок принятия и вступления в силу поправок к главам 3-8 Конституции Российской Федерации
Четвёртый пункт отражает особый порядок внесения изменений в статью 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации.

Содержание

Введение 3
1. Стабильность Конституции Российской Федерации и гарантии ее ебеспечения 5
2. Пересмотр положений глав 1, 2, 9 Конституции
Российской Федерации. 11
3. Принятие и вступление в силу поправок к главам 3-8 Конституции Российской Федерации. 15
4. Внесение изменений в статью 65 Конституции Российской Федерации. 20
Заключение. 25
Список нормативно-правовых актов и литературы 26

Работа содержит 1 файл

Конституционные поправки2.doc

— 107.00 Кб (Скачать)

      Часть 1 статьи 65 Конституции Российской Федерации  определяет состав Российской Федерации. В состав Российской Федерации входят 21 республика, 6 краёв, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 10 автономных округов. Принятие в Российскую Федерацию и образование в её составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Статус субъекта Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией, уставом субъекта Российской Федерации, он может быть изменён по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом. При этом статус субъекта Российской Федерации может быть изменён только в пределах перечня видов субъектов Российской Федерации, закреплённого статьёй 5 Конституции Российской Федерации (республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа), выход или исключение субъекта из состава Российской Федерации противоречил бы конституционному принципу целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации. Изменения в статью 65 Конституции РФ, определяющую состав РФ, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в её составе нового субъекта, об изменении конституционно-правового статуса РФ. Такой федеральный конституционный закон должен содержать указание о включении соответствующих изменений и дополнений в статью 65 Конституции РФ. При этом часть 2 статьи 65, часть 5 статьи 66 и часть 1 статьи 137 во взаимосвязи содержат простор для толкования. На мой взгляд, часть 2 статьи 66 и часть 5 статьи 67 содержат упоминания о федеральном конституционном законе (может быть, о двух или даже о трёх федеральных конституционных законах, что, на мой взгляд, не принципиально), определяющем (определяющих) общие принципы и общий порядок принятия в Российскую Федерацию, образования в её составе нового субъекта, изменения статуса субъекта Российской Федерации. В части 1 статьи 137 идёт речь о федеральных конституционных законах, которые должны быть приняты в каждом конкретном случае принятия в Российскую Федерацию, образования в её составе нового субъекта, об изменении конституционно-правового статуса Российской Федерации, эти федеральные конституционные законы выражают волю или согласие Российской Федерации на принятие в её состав и на образование в её составе нового субъекта, на  изменение конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации и являются основанием для внесения соответствующих изменений в статью 65 Конституции Российской Федерации. При этом часть 2 статьи 65 и часть 1 статьи 67, на мой взгляд, содержат небольшое противоречие: в статье 65 говорится о принятии в Российскую Федерацию и образование в её составе нового субъекта во множественном числе, как о двух различных юридических процедурах, в статье 137 принятие в Российскую Федерацию и образование в её составе нового субъекта отождествляются, что может толковаться как невозможность образования нового субъекта Российской Федерации в действующих границах Российской Федерации. В любом случае границы субъекта Российской Федерации не могут быть изменены без его согласия. Для выхода автономного округа из состава края, области изменения статьи 65 Конституции Российской Федерации не требуется.

      Согласно  части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации в случае изменения  наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта РФ подлежит включению в статью 65 Конституции РФ. Конституционный Суд, рассматривая дело о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации, исходил из того, что изменение наименования субъектов Российской Федерации находится в ведении субъектов Российской Федерации, согласно Постановлению Конституционного Суда по данному делу10 включение нового наименования субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации осуществляется указом Президента Российской Федерации на основании решения субъекта Российской Федерации, принятого в установленном им порядке (при условии, что переименование субъекта Российской Федерации не затрагивает основы конституционного строя, права  и  свободы человека и гражданина, интересы Российской Федерации, других её субъектов, других  государств, и не предполагает изменение  состава   Российской   Федерации   или конституционно-правового статуса ее субъекта). В 1996 году были изданы два таких указа: Указ Президента РФ от 9 января 1996 года11 (в статью 65 включены наименования - Республика Ингушетия и Республика Северная Осетия - Алания) и от 10 февраля 1996 года12 (новое наименование субъекта Российской Федерации - Республика Калмыкия). Однако статьёй 8 Федерального закона "О наименованиях географических объектов"13 установлено, что изменение наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа осуществляется федеральным законом по представлению самого субъекта РФ (в соответствии со статьёй 71 Конституции Российской Федерации наименования географических объектов относятся к ведению Российской Федерации). При этом упомянутый Федеральный закон (в отличие от Федерального закона "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации"), не предусматривает обязательности упоминания о включении нового наименования субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации. Конституционный Суд при рассмотрении дела не исходил из того, что наименования субъектов Российской Федерации являются наименованиями географических объектов и отнёс их к ведению субъектов Российской Федерации. Федеральное Собрание, наоборот, исходя из того, что наименования субъектов Российской Федерации являются наименованиями географических объектов, отнесло их к ведению Российской Федерации, чем, на мой взгляд, обошло толкование Конституции, данное Конституционным Судом. Если гипотетически предположить, что Конституционным Судом будет рассмотрено дело о конституционности Федерального закона "О наименованиях географических объектов", то он может либо сохраняя свою правовую позицию, статью 8 Федерального закона неконституционной, либо изменить свою правовую позицию, выраженную в Постановлении по делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции, причём такое решение в соответствии со статьёй 73 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"14 может быть принято только на пленарном заседании.

 

       Заключение. 

      Итак, Конституция Российской Федерации 1993 года относится к разряду "жестких" конституций. Особый, усложнённый порядок  принятия конституционных поправок и пересмотра Конституции обеспечивает стабильность Конституции, предотвращает  использования конституционных поправок в качестве средства политической борьбы. Для принятия конституционных поправок или необходимо согласие всех основных политических сил. Вместе с тем Конституция Российской Федерации дифферинцировано подходит к изменению различных её положений: главы 1, 2, 9 не могут быть изменены в рамках действующей Конституции, а положения статьи 65, определяющие состав Российской Федерации, наоборот, могут быть изменены в упрощённом порядке. 

 

       Литература и нормативный материал. 

      Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. (Российская газета, 1993, 25 декабря).

      Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ "О Конституционном  Суде Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации (далее - СЗ РФ), 1994, № 13, ст.1447).

      Федеральный конституционный закон от 10 октября 1995 года № 2-ФКЗ "О референдуме  Российской Федерации" (СЗ РФ, 1995, № 42, ст.3921).

      Федеральный закон от 18 декабря 1997 года № 152-ФЗ "О  наименованиях географических объектов" (Российская газета, 1997, 24 декабря).

      Федеральный закон от 4 марта 1998 года №  15-ФЗ "О  порядке принятия и вступления в  силу поправок к Конституции Российской Федерации" (СЗ РФ, 1998, № 10, ст.1146).

      Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (СЗ РФ, 1999, № 42, ст.5005, Российская газета, 2000, 1 августа).

      Указ  Президента РФ от 9 января 1996 года № 20 "О включении новых наименований субъектов Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации" (СЗ РФ, 1996, № 7, ст.152).

      Указ  Президента РФ от 10 февраля 1996 года № 173 "О включении нового наименования субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации" (СЗ РФ, 1996, № 7, ст.676).

      Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Утверждён Постановлением Совета Федерации от 6 февраля 1996 года № 42-СФ, с изменениями и дополнениями от 10 апреля, 26 июня, 26 декабря 1996 года, 23 января, 24 декабря 1997 года, 13 марта, 10 июля 1998 года, 27 января, 9 июня, 11 ноября 1999 года (СЗРФ, 1996, № 7, ст.655; № 16, ст. 1774; № 27, ст. 3204; 1997, № 1, ст. 45 № 5, ст. 629; 1998, № 1, ст. 8; № 12, ст. 1389; № 29, ст. 3475;  1999 № 6, ст. 762; № 13, ст. 3088; № 24, ст. 2921; № 47, ст. 5630).

      Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Принят Постановлением Государственной Думы от 22 января 1998 года № 2134-II-ГД, с изменениями и дополнениями от 15 апреля, 19 июня, 16 июля, 23 октября, 4 декабря 1998 года, 21 апреля, 21 сентября, 29 сентября, 26 ноября 1999 года (СЗРФ,  1998, № 7, ст. 801; № 16, ст. 1828; № 26, ст. 3048; № 30, ст. 3699; № 44, ст. 5441; № 52, ст. 6384;  1999, № 17, ст. 2111; № 39, ст. 4588; № 43, ст. 5176; № 49, ст. 5965; № 50, ст. 6099).

      Постановление Конституционного Суда РФ от 12 апреля 1995 года № 2-П "По делу о толковании статей 103 (часть 3), 105 (части 2 и 5), 107 (часть 3), 108 (часть 2), 117 (часть 3) и 135 (часть 2) Конституции Российской Федерации" (СЗ РФ, 1995, № 16, ст. 1451).

      Постановление Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 года № 15-П "По делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации" (СЗ РФ, 1995, № 49, ст.4868).

      Постановление Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 года № 12-П "По делу о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации" (СЗРФ, 1995, № 45, ст.4408).

      Послание  Президента Российской Федерации  Федеральному Собранию "Россия на рубеже эпох" (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации). (Российская газета, 1999, 31 марта). 
 
 
 
 

      Баглай  М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. - М. Инфра-М-Норма, 1997.

      Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. -  М. Юрист, 1998.

      Комментарий к Конституции Российской Федерации, отв. ред. Окуньков Л.А. 2-е издание. - М., БЕК, 1996.

      В каких поправках нуждается Конституция? Материалы "круглого стола". (Журнал российского права, 1998, № 12, стр. 3-20)

      Лукьянов  А.И. "Нам нужна новая Конституция", интервью А.И.Ковлеру (Государство и  право, 1999, № 12, стр.6-11).

      Платонов  В.М. Закон о Конституционном Собрании: каким ему быть? Интервью Ю.Звягину. (Журнал Российского Права, 1999, № 7/8, стр. 8-11).

 

      

Информация о работе Порядок пересмотра конституции и внесение конституционных поправок