Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 21:49, курсовая работа
Для нашей страны проблема государственного управления в настоящее время является одной из самых актуальных. В процессе реформирования государства ставилась задача овладеть наукой управления, создать эффективный управленческий аппарат, совершенствовать систему органов управления, формы и методы их деятельности.
Вопрос об исполнительной власти является одним из труднейших вопросов правовой науки. Характеристики этой ветви власти отражают состояние государственности в целом, позволяют оценить потенциал и перспективы государственно-правовых методов разрешения социальных проблем.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СТРУКТУРА ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6
1.1. Правительство в системе органов власти 6
1.2. Председатель Правительства 10
1.3. Первые заместители Председателя, заместители Председателя, федеральные министры 15
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 19
2.1. Порядок формирования 19
2.2. Компетенция Правительства 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
Управление федеральной собственностью - одно из основных полномочий Правительства Российской Федерации. Законодательными актами определены объекты, относящиеся исключительно к федеральной собственности, и объекты, которые являются федеральной собственностью, но могут быть переданы в государственную собственность субъектов Федерации. Исключительно к федеральной собственности отнесены:
1)
объекты, составляющие основу
национального богатства
2)
объекты, необходимые для
3)
объекты оборонного
4) объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства, а также некоторые другие21.
Правительство
Российской Федерации руководит
работой федеральных
Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти подчиняются Правительству Российской Федерации и ответственны перед ним за выполнение порученных задач.
Правительство Российской Федерации для осуществления своих полномочий может создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.
Правительство Российской Федерации утверждает положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти, устанавливает предельную численность работников их аппаратов и размер ассигнований на содержание этих аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.
Правительство Российской Федерации устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, устанавливает размер ассигнований на содержание их аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.
Правительство Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, не являющихся федеральными министрами, и их заместителей, руководителей органов и организаций при Правительстве Российской Федерации, утверждает членов коллегий федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.
Компетенция Правительства Российской Федерации неразрывно связаны с реализацией норм ст. 71 Конституции, определяющей предметы ведения Российской Федерации. Непосредственное отношение к деятельности Правительства имеет указание на такие предметы ведения, как федеральная собственность и управление ею, установление основ федеральной политики и федеральные программы в конкретных областях развития страны; установление правовых основ единого рынка, федеральный бюджет, федеральные налоги, внешнеэкономические отношения, оборона и безопасность.
Регулирование в социально - экономической сфере обусловливает целый комплекс функций, которые призвано осуществлять Правительство. Это, во-первых, разработка прогнозов развития экономики в целом и отдельных ее отраслей. Во-вторых, государственная поддержка развития отдельных отраслей и видов производства и управление объектами федеральной государственной собственности. В-третьих, последовательное проведение приватизации и обеспечение более гибкого влияния государства на развитие рыночных отношений. В-четвертых, создание равных условий для всех участников рыночных отношений, защита прав и законных интересов предпринимателя. В-пятых, обеспечение государственного контроля и надзора за деятельностью всех участников экономических отношений в целях охраны прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства22.
При этом важное значение имеют такие формы государственного регулирования, как лицензирование отдельных видов деятельности, установление правил, направленных на обеспечение производства продукции надлежащего качества в целях охраны здоровья населения: сертификация, введение стандартов и иных правил и т.д.
В
современных условиях повышается роль
государства и его
В
сфере регулирования
Правительство Российской Федерации установлены общие полномочия:
Следует иметь в виду, что прогноз социально - экономического развития на долгосрочную перспективу разрабатывается раз в пять лет на десятилетний период. На его основе Правительство организует разработку концепции социально - экономического развития на этот же период, а также определяет порядок разработки прогноза социально - экономического развития и порядок разработки концепции социально - экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу24.
Прогноз социально - экономического развития на среднесрочную перспективу разрабатывается на период от трех до пяти лет и ежегодно корректируется. В этом состоит существенная процедурная особенность реализации данного прогноза. Порядок его разработки определяется Правительством Российской Федерации.
Систему административно - правовых актов по вопросам управления государственной собственностью в Российской Федерации и ее субъектах образуют многочисленные акты, содержащие административно - правовые нормы, различные по юридическим характеристикам и целевому назначению. Эти акты отражают возрастающую роль государственного регулирования и административного права в условиях перехода к рыночной экономике. Они занимают особое место в системе управления федеральной, государственной и муниципальной собственностью, поскольку реформу государственных предприятий и меры по обеспечению эффективного использования государственного имущества объединяют и синтезируют с общегосударственными программами приватизации государственных и муниципальных предприятий.
Таким образом, с точки зрения административного права перед нами субъективное право на управление государственным имуществом, т.е. закрепленное нормами о компетенции федерального органа исполнительной власти правомочие организовывать и направлять работу экономических структур, обеспечивать правовыми средствами эффективное функционирование объектов государственной собственности в условиях рынка.
Одним из важнейших условий обеспечения эффективной деятельности Правительства, решения вопросов, входящих в его компетенцию, является правильная, оптимальная организация его работы. В статье 113 Конституции установлено, что Председатель Правительства организует его работу. Правовую основу организации деятельности Правительства составляют Конституция, Федеральный конституционный закон «О Правительстве», Регламент Правительства и другие нормативные акты. Председатель Правительства распределяет обязанности между собой и заместителями, в том числе первыми, назначает на время своего отсутствия исполняющего обязанности Председателя Правительства, осуществляет общее руководство Аппаратом Правительства.
В
вышеназванном Федеральном
Весьма
значимым элементом статуса
В ходе проделанной работы, можно сделать вывод о том, что основу статуса и деятельности Правительства Российской Федерации составляют конституционные положения – глава 6, ст. 110 – 117 и ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».
Правительство Российской Федерации – совокупный федеральный орган исполнительной власти, вбирающий в себя, консолидирующий все органы исполнительной власти. Именно такое понимание заложено в ст. 110, ч. 1. Его упразднение означает упразднение самой исполнительной власти.
Правительство – высший орган исполнительной власти. Впрочем, единая исполнительная власть как вертикальная ветвь должна иметь логическое завершение сверху донизу. Президент ввёл подчинённость глав администраций субъектов Российской Федерации по предметам её ведения и совместного ведения – не Правительству, а Президенту. Это было явным превышением объёма полномочий Президента, но и эта мера не укрепила вертикальную ветвь исполнительной власти.
Правительство Российской Федерации – коллегиальный орган. Его постановления принимаются на заседаниях Правительства, коллегиях и ответственность Правительства – коллегиальная (с Председателем уходит весь состав Правительства). Все лица, входящие в состав Правительства, именуются членами Правительства. Порядок назначения на должность и освобождения от должности членов Правительства, ограничения, связанные с пребыванием в составе Правительства, подробно регламентированы ФКЗ «О Правительстве РФ».
В состав Правительства входят заместители Председателя – первые и курирующие отдельные сферы общественной жизнедеятельности (финансы, экономику, безопасность, оборону, внутренние дела), а также федеральные министры. Правительство имеет аппарат.
Полномочия Правительства Российской Федерации как высшего органа исполнительной власти общей компетенции достаточно широки. Прежде всего в сфере формирования государственного аппарата и руководства его деятельностью. Правительство направляет и координирует деятельность госаппарата через министерства, департаменты и другие ведомства.
Разрабатывает разнообразные социальные программы и меры поддержки и развития культуры, науки и образования, охраны здоровья граждан, поддержки семьи, материнства, отцовства, детства, молодежи, по раз витию физической культуры, спорта, туризма, охране окружающей среды, гарантированию установленного законом уровня оплаты труда и социального обеспечения, защите наименее социально защищенных слоев населения, сокращению безработицы и др. и обеспечивает их выполнение или участвует в нем.
Информация о работе Порядок формирования и структура Правительства РФ