Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 21:49, курсовая работа
Для нашей страны проблема государственного управления в настоящее время является одной из самых актуальных. В процессе реформирования государства ставилась задача овладеть наукой управления, создать эффективный управленческий аппарат, совершенствовать систему органов управления, формы и методы их деятельности.
Вопрос об исполнительной власти является одним из труднейших вопросов правовой науки. Характеристики этой ветви власти отражают состояние государственности в целом, позволяют оценить потенциал и перспективы государственно-правовых методов разрешения социальных проблем.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СТРУКТУРА ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6
1.1. Правительство в системе органов власти 6
1.2. Председатель Правительства 10
1.3. Первые заместители Председателя, заместители Председателя, федеральные министры 15
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 19
2.1. Порядок формирования 19
2.2. Компетенция Правительства 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
СОДЕРЖАНИЕ:
Для нашей страны проблема государственного управления в настоящее время является одной из самых актуальных. В процессе реформирования государства ставилась задача овладеть наукой управления, создать эффективный управленческий аппарат, совершенствовать систему органов управления, формы и методы их деятельности.
Вопрос об исполнительной власти является одним из труднейших вопросов правовой науки. Характеристики этой ветви власти отражают состояние государственности в целом, позволяют оценить потенциал и перспективы государственно-правовых методов разрешения социальных проблем.
Исполнительная власть — один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, такими как подзаконодательное регулирование, внешнеполитическое представительство, осуществление административного управления1. Таким образом, исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия. Основное назначение исполнительной власти — организация практического исполнения Конституции РФ и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.
Согласно Конституции РФ2 (ст. 110) исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство. Оно является органом государственной власти Российской Федерации, возглавляющим единую систему исполнительной власти Российской Федерации. Это определение раскрывает юридическую природу Правительства, отражает его место в системе органов государственной власти Российской Федерации и характеризует его деятельность. Как высший исполнительный орган государственной власти Правительство РФ осуществляет государственное управление. Объектом исследования является органы исполнительной власти. Предметом исследования являются нормы права, регулирующие правовой статус Правительства РФ.
Само слово "правительство" многогранно по содержанию и состоит из корня, отражающего разные общественные явления и отношения. Как отмечал В. Даль, "правительство - ср. правленье или управленье, начальствованье; правительствовать, быть правителемъ, править землею, государствовать, княжить, начальствовать, править, управлять".
Примечательно, что в этом же ряду однокорневых слов он называет право - уверенье в истине чего-либо; правильный - согласный с правилами, на них основанный, им отвечающий; правда - истина на деле и др3.
Правительство Российской Федерации, как орган государственной власти, является фактором развития российского общества. А конкретно структура и задачи данного органа характеризуют его общественную направленность, показывают всю важность деятельности Правительства для развития самостоятельного, процветающего государства и для функционирования развитого, гражданского общества.
Исходя из выше сказанного, всестороннее изучение статуса Правительства РФ является очень актуальным в наши дни. Доскональное изучение роли Правительства в системе органов государственной власти, деятельности Правительства; изучение предмета, на который направлена эта деятельность, механизмов её осуществления и т.д., на мой взгляд, обусловлено постоянным развитием современного общества. Так же необходимо знать тенденции развития деятельности различных государственных органов, в частности, Правительства РФ для недопущения и эффективного устранения ошибок в их деятельности. Чёткое определение конституционного статуса Правительства необходимо для того, чтобы в нашей стране существовала и эффективно действовала вся система органов государственной власти. Актуальность исследования данной темы обусловлена ещё и тем, что Правительство РФ играет важную роль в жизни государства, решает задачи страны в целом. В настоящее время с приходом нового Правительства РФ, оно находится в стадии преобразований и изменений в сторону улучшения качества работы министерств и ведомств.
Итак, цель курсовой работы – изучение и анализ порядка формирования и структуры Правительства Российской Федерации. Учитывая цель работы, выделим следующие задачи:
- выделить место Правительства РФ в системе органов власти;
- дать характеристику структуры Правительства РФ;
- рассмотреть порядок формирования Правительства Российской Федерации.
При написании работы использовалось, прежде всего, Конституция Российской Федерации, действующее законодательство, литература по конституционному праву, специальные литературные источники, относящиеся к определенным разделам теории конституционного права, а также научно–учебные пособия, материалы периодических изданий.
Конституция Российской Федерации4 знаменует собой качественно новый этап и подход в регулировании всей системы исполнительной власти. Следует подчеркнуть ряд принципиально новых концептуальных по характеру и значимости теоретико-нормативных положений, касающихся исполнительной власти в целом.
Первое
– это осуществление
Второе – это нормативное положение ст. 11 Конституции об осуществлении в Российской Федерации государственной власти Президентом, Федеральным Собранием, Правительством РФ, судами Российской Федерации. Из смысла данной, а так же предыдущей, 10-й статьи, вытекает, что в Российской Федерации серьёзно расширился круг органов государственной власти. К ним теперь относятся представительные, исполнительные и судебные органы. А по Конституции 1978г.5 к числу органов государственной власти относились только Советы народных депутатов.
Отнесение органов исполнительной власти к числу органов государственной власти обуславливает вывод, основанный на ст.3. ч.2 Конституции: органы исполнительной власти как разновидность органов государственной власти участвуют в осуществлении власти народа (народовластия) в России.
Последовательное проведение в Конституции 1993г. принципа разделения властей обусловило качественно иное по сравнению с Конституцией 1978г. Решение вопроса о соотношении Правительства и исполнительной власти Российской Федерации. Если по Конституции 1978г. Совет Министров – Правительство – только орган исполнительной власти, то по Конституции 1993г. исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ.
И
ещё несколько слов об одном нововведении,
имеющем отношение к
По действующей Конституции Правительство есть высший исполнительный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти на всей территории России. Конституционный статус Правительства, его место в системе органов государственной власти обусловлены принципом разделения властей, определенного ст. 10-11 Конституции РФ.
Согласно принципа разделения властей, органы законодательной, исполнительной и судебной властей самостоятельны, что естественно предполагает невмешательство в деятельность каждой власти со стороны двух других.
Наделение Президента РФ значительными конституционными полномочиями по формированию Правительства, определению главных направлений его деятельности и контроля за этой деятельностью, возможность Президента отменять действие актов Правительства в определенных законом случаях, ответственность Правительства перед Президентом и др. указывает на то, что высшую исполнительную власть в Российской Федерации Правительство «разделяет» с федеральным Президентом.
Правительство
есть федеральный орган
Как
высший федеральный орган
а)
осуществляет контроль за деятельностью
федеральных органов
б) обеспечивает соблюдение федеральными органами исполнительной власти прав органов исполнительной власти субъектов РФ;
в) в пределах своих полномочий разрешает споры и устраняет разногласия между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, для чего создает согласительные комиссии из представителей заинтересованных сторон; г) в случае противоречия актов органов исполнительной власти субъектов РФ федеральному законодательству вносит Президенту РФ предложения об их приостановлении8.
В
пределах своей компетенции
Правительство
РФ - коллегиальный федеральный
Итак, давая общую характеристику Правительству РФ как органу, осуществляющему исполнительную власть в Российской Федерации, необходимо выделить его главные, наиболее существенные черты и особенности, отличающие его от других органов в системе исполнительной власти. При этом следует подчеркнуть, что имеются в виду именно те черты и особенности статуса Правительства, которые непосредственно составляют его конституционный статус либо прямо вытекают из него. Тем самым обуславливаются и подчёркиваются одновременно характер, степень охвата, объём регулирования и изучения таких феноменов, как исполнительная власть в целом и Правительство РФ в частности.
Во-первых, в ч. 1 ст. 110 Конституции РФ речь идет об осуществлении Правительством исполнительной власти Российской Федерации, то есть о реализации данной власти в рамках Российского федеративного государства
Во-вторых, Правительство РФ возглавляет единую систему исполнительной власти в РФ, а также обеспечивает согласованную деятельность органов исполнительной власти9.
Деятельность Правительства основывается на принципах верховенства федерального права, народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина.
Поскольку Российская Федерация является республикой президентского типа, то Председателя правительства назначает на должность Президент РФ (в отличие от парламентских республик, где кандидатуру председателя правительства определяет, как правило, лидирующая партия). Статья содержит два основных требования к претенденту на должность Председателя Правительства: он должен быть гражданином России и не иметь гражданства другого государства. Часть 1 ст. 7 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» определяет порядок назначения на должность Председателя Правительства РФ.
Информация о работе Порядок формирования и структура Правительства РФ