Понятия и цели наказания

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 15:35, реферат

Описание работы

В статье 2 Конституции РФ прямо предусмотрено, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Эта норма конкретизируется в статье 45 Конституции, которая устанавливает: "Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется". Совершение любого преступления нарушает права и свободы, следовательно, раз государство не смогло предупредить совершение данного преступления, оно должно наказать преступника, в необходимых случаях оградить его от общества и тем самым предупредить совершение возможных новых преступлений. Наказание за уголовное преступление назначается как мера государственного принуждения и только по приговору суда.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Понятие и цели наказания……………………………………………...4
Система наказаний……………………………………………………. .10
Виды наказаний………………………………………………………....13
Заключение………………………………………………………………….33
Список литературы………………………………………………………..35

Работа содержит 1 файл

Доклад Понятие и цели наказания..doc

— 201.50 Кб (Скачать)

    Лицо, отбывающее пожизненное лишение  свободы, согласно ч. 5 ст. 79 УК РФ, может  быть освобождено условно-досрочно, если судом будет признано, что оно не нуждается в дальнейшем отбывании этого наказания, фактически отбыло не менее двадцати пяти лет лишения свободы. Условно-досрочное освобождение от дальнейшего отбывания пожизненного лишения свободы применяется лишь при отсутствии у осужденного злостных нарушений установленного порядка отбывания наказания в течение предшествующих трех лет. Не могут быть представлены к условно-досрочному освобождению и лица, совершившие в период отбывания пожизненного лишения свободы новое тяжкое или особо тяжкое преступление (ст. 176 УИК РФ).

    Пожизненное лишение свободы отличается от срочного лишения свободы тем, что полностью  лишает осужденного возможности  освобождения, так как условно-досрочное  освобождение пожизненно осужденного  возможно лишь как исключение, а не правило, что характерно для срочного лишения свободы. Различаются эти наказания и по степени морального воздействия на осужденного. 

    Смертная  казнь относится к числу основных видов наказания и может быть назначена лишь в случаях, когда она указана в соответствующей статье Особенной части УК РФ. Смертная казнь является самым тяжким наказанием и заключается в лишении осужденного жизни.

    УК  РФ 1996 г. дает развернутую характеристику этого вида наказания. Часть 1 ст. 59 УК РФ почти дословно воспроизводит положения Конституции РФ, указывая, что "смертная казнь как исключительная мера наказания может быть установлена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь". В Особенной части УК РФ таких составов всего пять. Это убийство при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 105), посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277), посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст. 295), посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317), геноцид (ст. 357). При этом санкции этих статей предусматривают альтернативные наказания в виде лишения свободы на определенный срок либо пожизненно. Кроме того, согласно ч. 3 ст. 59 УК РФ смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет34.

    Присутствовавшее  в уголовном законодательстве и  ранее ограничение круга лиц, которым не назначается смертная казнь, устанавливает в ч. 2 ст. 59 УК РФ, что смертная казнь не назначается женщинам, а также лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения приговора шестидесятипятилетнего возраста. Смертная казнь не назначается лицу, выданному Российской Федерации иностранным государством для уголовного преследования в соответствии с международным договором Российской Федерации или на основе принципа взаимности, если в соответствии с законодательством иностранного государства, выдавшего лицо, смертная казнь за совершенное этим лицом преступление не предусмотрена или неприменение смертной казни является условием выдачи либо смертная казнь не может быть ему назначена по иным основаниям.

    Смертная  казнь в порядке помилования  может быть заменена пожизненным  лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет.

    После вступления в силу с 1 января 1997 года нового Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) взамен Уголовного кодекса 1960 года в России значительно сокращён перечень преступлений, видом наказания за которые могла быть назначена смертная казнь. На данный момент казнь может быть применена только к лицам мужского пола, женщины освобождены от данного вида наказания, как и от пожизненного заключения. Согласно п. 1 ст. 59 УК РФ смертная казнь как исключительная мера наказания может быть установлена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь.

    Единственным  видом смертной казни в России является расстрел.

    16 апреля 1996 года Россией был подписан  Протокол № 6 к Европейской  конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно отмены смертной казни35 (Россия обязана была подписать этот документ в течение одного года после принятия в Совет Европы, которое состоялось в 1996 году).

    16 мая 1996 года президентом России  Борисом Ельциным был издан Указ № 724 «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы».

    Последняя смертная казнь в России была приведена  в исполнение 2 сентября 1996 года.

    2 февраля 1999 года Конституционный  суд России вынес Постановление № 3-П36, в котором признал неконституционным возможность вынесения смертных приговоров в отсутствие судов присяжных во всех регионах страны.

    Указом  Президента РФ от 3 июня 1999 года № 698 были помилованы 703 осуждённых к смертной казни, то есть все, кто на тот момент были приговорены.

    С 1 января 2010 года суды присяжных должны были начать действовать в последнем  субъекте федерации, где их до сих  пор не было — в Чеченской Республике. В связи с этим Верховный суд  РФ обратился с запросом о возможности применения смертной казни с этого момента в Конституционный суд. 19 ноября 2009 года Конституционный суд РФ своим определением № 1344-О-Р «О разъяснении пункта 5 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1999 года № 3-П37» признал невозможность назначения смертной казни в связи с обязательствами по протоколу № 6: Тот факт, что Протокол N 6 до сих пор не ратифицирован, в контексте сложившихся правовых реалий не препятствует признанию его существенным элементом правового регулирования права на жизнь, так как в соответствии со статьей 18 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 года государство обязано воздерживаться от действий, которые лишили бы договор его объекта и цели, если оно выразило согласие на обязательность для него договора, - и до вступления договора в силу. 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В заключении хочется сказать, что “Уголовное наказание есть юридическое последствие преступления, соизмеряемое с его внутренней и внешней стороной и определяемое в установленном для того порядке судебными органами государственной власти”.

     Рассмотрев  и изучив понятие и цели наказания  можно сделать вывод о том, что тема наказания является центральной  в науке уголовного права. Так  как на основании наказания основывается уголовная ответственность, которая ограничивает круг прав и свобод человека. Также рассмотрела все современные виды наказания, перечисленные в действующем уголовном законодательстве и систему наказаний, в которую они входят. Разумеется, практически каждый из видов заслуживает отдельного исследования, поскольку из-за ограниченности объема настоящей работы за рамками остались некоторые аспекты применения наказания, замены одних наказаний другими, изучение судебной практики по вопросам назначения наказания. Однако, в целом тема представляется раскрытой.

     Мера  государственного принуждения только тогда будет уголовным наказанием, когда она:

     1)применяется  за совершение общественно опасного  деяния, предусмотренного уголовным  законом;

     2)сама  предусмотрена в уголовном законе;

     3)назначается  по приговору суда лицу, виновному  в совершении преступления, и  содержит отрицательную оценку  содеянного и самого преступника  от имени государства;

     4)заключается  в лишении или ограничении  прав и свобод осужденного,  т.е. обладает карательным содержанием;

     5)влечет  за собой специфическое уголовно-правовое  последствие – судимость.

     При назначении наказания должны строго соблюдаться принципы законности, равенства, вины, а также принципы справедливости и гуманизма. Только в этом случае будут достигнуты цели наказания, обозначенные законодателем: восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений.

     Таким образом, на основании всего вышеперечисленного можно сделать вывод: наказание является самостоятельным особым сложным институтом уголовного права. Конечно, такая тема как “Понятие и цели наказания. Система и виды наказания” будет актуальной и через несколько десятков и даже сотен лет, пока существует такой институт как государство.

     Закончить работу мне хотелось бы мыслью одного из выдающихся исследователей уголовного права, Ч. Беккарина, который утверждал, что уверенность в неизбежности хотя бы и умеренного наказания производит всегда большее впечатление, чем страх перед другим, более жестоким, но сопровождаемым  надеждой на безнаказанность. С этим мнением трудно не согласиться. 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников

 

    Нормативный материал: 

  1. Протокол N 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно отмены смертной казни (Страсбург, 28 апреля 1983 г.) (с изменениями от 11 мая 1994 г.) URL: http://www.echr.ru/documents/doc/2440804/2440804.htm  (дата обращения: 15.03.2011).
  2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // СПС «Консультант Плюс».
  3. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (с изменениями от 07.03.2011 г.) // СПС «Гарант».
  4. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 07.02.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.03.2011) // СПС «Консультант Плюс».
  5. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 27.12.2009) "О судебной системе Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 26.12.1996) (с изм. и доп., вступающими в силу с 12.03.2010) // СПС «Консультант Плюс».
  6. Федеральный закон от 17.12.1998 N 188-ФЗ (ред. от 23.12.2010) "О мировых судьях в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 11.11.1998) // СПС «Консультант Плюс».
  7. Постановление Конституционного Суда РФ от 02.02.1999 N 3-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 41 и части третьей статьи 42 УПК РСФСР, пунктов 1 и 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 16 июля 1993 года "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР", Уголовно - процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях" в связи с запросом Московского городского суда и жалобами ряда граждан" // СПС «Консультант Плюс».
  8. Определение Конституционного Суда РФ от 19.11.2009 N 1344-О-Р "О разъяснении пункта 5 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1999 года N 3-П по делу о проверке конституционности положений статьи 41 и части третьей статьи 42 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР, пунктов 1 и 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 16 июля 1993 года "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР", Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях" // СПС «Консультант Плюс».
  9. СЗ РФ. 1995. N 31. Ст. 2990.
  10. СЗ РФ. 1998. N 13. Ст. 1475.
  11. СЗ РФ. 1999. N 2. Ст. 269.
  12.   Положение о почетных званиях, утвержденное Указом Президента РФ от 30 декабря 1995 г. // СЗ РФ. 1996. N 2. Ст. 64.
 

Специальная литература: 

  1. Исаев М.М. Основы пенитенциарной политики. М., 1927. С. 165.
  2. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации. М. - 2009. – 342 с.
  3. Курс уголовного права. Т. 2. Общая часть: Учение о наказании / Под ред. Кузнецовой Н.Ф., Тяжковой И.М. – 2002. – 464 с.
  4. Меньшагин В.Д. О принудительных работах по месту работы // Социалистическая законность. 1938. N 12.
  5. Полный курс уголовного права: В 5 т. / Под редакцией доктора юридических наук, профессора А.И. Коробеева. Т. : Преступление и наказание. – СПб: Издательство «Юидический центр Пресс», 2008 – 1133 с.
  6. Российское уголовное право: В 2-х т. Т. 2. Общая часть / Под ред. проф. А.И. Рарога. — М.: Профобразование - 2008. – 673 с.
  7. Уголовное право России. Т. 1. Общая часть. - 1998. - 654 с.
  8. Уголовное право. Общая часть. - М. - 1997. – 685 с.
  9. Уголовное право РФ. Общая часть: Учебник / Под редакцией доктора юридических наук, профессора Р.Р.Галиакбарова. – Саратов, 2005. – 505 с.

Информация о работе Понятия и цели наказания